Глеб Панфилов: биография
Глеб Анатольевич Панфилов – режиссер, пришедший в кинематограф из научной среды. Первый же фильм принес ему признание коллег и награду международного кинофестиваля, а менее чем через 20 лет после съемок дебютной картины Панфилов стал Народным артистом РСФСР.
Режиссер Глеб Панфилов
Фильмы режиссера беспощадно правдивы и эпичны, при этом пронизаны тонким психологизмом и лиричностью. Кинокритики после выхода первых работ Панфилова поставили его в один ряд со звездными коллегами Андреем Кончаловским, Ларисой Шепитько и Элемом Климовым.
Детство и юность
Родился Глеб Панфилов на Урале весной 1934 года. В Магнитогорске прошли его детство и юность. Во время войны отец редактировал фронтовую газету, мама режиссера имеет экономическое образование. Позже глава семьи стал преподавателем истории партии в Щукинском театральном училище. После окончания школы Глеб Панфилов поступил на химический факультет Уральского политехнического университета. Получив диплом в 1957 году, стал мастером на заводе медаппаратов в Свердловске, потом научным сотрудником исследовательского института.
Глеб Панфилов в молодости
В 1959 году Глеб Панфилов был назначен руководителем отдела пропаганды в горкоме комсомола Свердловска. В 1961-м будущий режиссер вступил в ряды Коммунистической партии (покинул в 1990-х). По его инициативе в городе была организована любительская киностудия. Здесь со своими друзьями и единомышленниками Панфилов снял первые фильмы. Это 6 короткометражек, из которых 5 – документальные. Лента «Дело Курта Клаузевица», вышедшая в 1963 году, художественная.
Фильмы
Творческая биография Глеба Панфилова началась в 1960 году. Он поступил во ВГИК, выбрав операторский факультет. Окончил его заочно через 3 года и сразу поступил на режиссерский. В 1966-м Глеб Анатольевич – дипломированный режиссер – принят в штат «Ленфильма». Через год зрители увидели премьерный показ полнометражной художественной ленты Панфилова о гражданской войне «В огне брода нет». В основу фильма лег рассказ кинодраматурга Евгения Габриловича, в тандеме с которым режиссер написал сценарий.
Кадр из фильма Глеба Панфилова «В огне брода нет»
Драматические события той войны Глеб Панфилов показал на примере судьбы санитарки госпитального поезда, скромной девушки Татьяны Теткиной, чью жизнь, как и миллионов соотечественников, бросили на алтарь утопии. Теткину сыграла в то время малоизвестная 24-летняя актриса Инна Чурикова. Дебют принес первый успех – приз кинофестиваля в швейцарском Локарно.
Глеб Панфилов на съемочной площадке
Вторая картина Глеба Панфилова вышла в 1970 году. Главную героиню трагикомедии «Начало» снова сыграла Чурикова, ставшая музой режиссера. Сюжет фильма режиссер придумал сам, сценарий написан совместно с Габриловичем. Героиня проекта – ткачиха из провинциального городка Паша Строганова, мечтающая сыграть в кино. Ее мечту воплотил в жизнь режиссер, взявшийся снимать драму о Жанне д’Арк. Трагикомедия – это фильм в фильме, где истории из жизни ткачихи чередуются с эпизодами жизни героической француженки.
Кадр из фильма Глеба Панфилова «Начало»
В картине снялись Леонид Куравлев, Валентина Теличкина, Михаил Кононов. Черно-белый кинопроект «Начало», снятый в Муроме, принес создателю «Серебряного льва св. Марка» на кинофестивале в Венеции, диплом фестиваля в Нью-Йорке и премию Ленинского комсомола. Чурикова стала актрисой года по опросу «Советского экрана».
Двухсерийная драма «Прошу слова» – самостоятельный сценарный дебют режиссера – вышла на экраны в 1976 году. Это история женщины (и снова Инна Чурикова), сделавшей карьерный скачок из работницы фабрики в председателя горисполкома. Чиновницу, свято верящую в идеалы коммунизма, не сломала личная трагедия – смерть сына: с кладбища она спешит в кабинет.
Кадр из фильма Глеба Панфилова «Прошу слова»
Иносказательно Глеб Панфилов обвиняет мать в смерти 15-летнего парня – он гибнет от огнестрельного ранения, в то время как чиновница – чемпион по стрельбе. Режиссер мастерски использует метафору и аллегорию. Кинокритики и зрители высоко оценили мастерство Глеба Панфилова, отметив смелость в поиске нового языка в кинематографе. В Карловых Варах фильм получил приз, в Барселоне работу отметили дипломом.
Глеб Панфилов и Инна Чурикова
В 1979 году вышла артхаусная драма «Тема». В картине Глеб Панфилов показал трагедию драматурга, растратившего талант на суету и желание угодить власти. На главную роль рассматривались Иннокентий Смоктуновский и Алексей Баталов, но Панфилов остановился на кандидатуре Михаила Ульянова. В драме снялись Инна Чурикова, Сергей Никоненко и Наталья Селезнева. Цензура не пропустила картину в прокат, и «Тема» пролежала на полке до 1986 года. В следующем году фильм получил главный приз Берлинского кинофестиваля и награду Международной федерации кинопрессы.
Мелодрама «Валентина» по пьесе сибирского писателя Александра Вампилова вышла на экраны в 1981-м. Это психологическая лента о человечности и любви. Главных героев сыграли Родион Нахапетов и Дарья Михайлова.
Драму «Васса» по произведению Максима Горького зрители увидели в 1982 году. Вассу Железнову сыграла Инна Михайловна Чурикова. Режиссер осовременил пьесу классика, ввел в нее новые сюжетные линии, при этом критики и зрители сошлись во мнении, что Глеб Панфилов следовал замыслу Максима Горького, не исковеркав произведение.
Кадр из фильма Глеба Панфилова «Васса»
В 1990-м состоялась премьера экранизации еще одного произведения Горького – «Мать». Фильм Панфилова получил такое же название и новое прочтение. В проекте появилась плеяда молодых артистов – Дмитрий Певцов, Виктор Раков. Пелагею Ниловну сыграла Чурикова. В Каннах картина отмечена призом жюри. Вместе с Инной Чуриковой и сыном Иваном Глеб Панфилов написал сценарий драмы о последних месяцах жизни царского семейства Романовых.
Глеб Панфилов на съемках фильма «Романовы. Венценосная семья»
Лента о кровоточащей странице российской истории вышла на экраны в 2000 году. В 2001-м картина получила главный приз кинофестиваля «Виват, кино России!». В том же году Российский национальный комитет выдвинул киноленту на соискание премии «Оскар».
Спустя 5 лет после выхода драмы о расстреле венценосной семьи Глеб Панфилов представил ленту «В круге первом» – экранизацию одноименного произведения Александра Солженицына. Идею снять драму по роману режиссер вынашивал 30 лет. Главного героя в мини-сериале сыграл Евгений Миронов, в роли Иосифа Сталина появился Игорь Кваша.
Кадр из фильма Глеба Панфилова «В круге первом»
Драматическая лента получила премии «Ника», «Золотой орел» и «Золотой витязь». Спустя два года после сериала вышел художественный фильм по мотивам романа, названный «Хранить вечно». Драма получила приз представительства ООН в России. В театре Глеб Панфилов дебютировал как режиссер на сцене «Ленкома». В середине 1980-х он поставил «Гамлета». В 2010-м и 2012 годах на подмостках «Ленкома» прошли спектакли Панфилова «Аквитанская львица» и «Ложь во спасение».
«Высокая болезнь»: 85 лет Глебу Панфилову. Зара Абдуллаева анализирует его советский период
Для Гамлета «быть или не быть» означает жить или не жить. Именно эту альтернативу акцентирует Панфилов. «Так трусами нас делает раздумье, и так решимости природный цвет хиреет под налетом мысли бледным, и начинанья, взнесшиеся мощно, сворачивая в сторону свой ход, теряют имя действий», — предуведомляет режиссерскую версию Гамлет. Его первый порыв к действию — «дать себе расчет простым кинжалом». Его первый поступок — попытка самоубийства. Гамлет в прологе стоит на границе двух миров, спиной к «жизни», лицом — к «смерти», равно готовый на любое решение. Коснувшись края небытия, края нежити, почувствовав на себе кровь и как бы омыв своей кровью все дальнейшие преступления трагедии, он стал их прямым соучастником.
В минутах пролога этому Гамлету была дана возможность испытать себя. И Гамлет изжил в себе Гамлета, решив, что он — не «другой», а такой же, как все. В самый раз. Гамлет в трактовке Панфилова — это сердитый, со стершимся лицом и возрастом человек, уже не способный на высокие чувства, — ему достались только низкие. Панфилов показал в Гамлете решительного человека, от которого, кстати, совсем недавно требовали: либо помри, раз уж все поперек тебя, либо — живи, действуй. Посмотрели — тоже не понравилось. Можно подумать, что нашего современника мы наблюдаем с горных высот или, напротив, из-за оконного стекла такси, а про шекспировского персонажа знаем от самого драматурга. Будто не было в нашей социальной и духовной жизни периодов, когда периферийный герой занимал центральное место, а магистральный переходил на обочину. Мы не хотели видеть в нынешнем человеке Гамлета без шпаги, а в Гамлете — вполне приспособленного современного человека. Нам подавай нечто третье — и чтобы не рушились идеалы, и чтобы было интеллигентно. Мы оказались не готовы к тому, что самый индивидуальный в мировом репертуаре герой может «перестроиться», став нормальным «членом группы» или «человеком из толпы».
Яркая, пышная зрелищность спектакля — знак того, что в этом миру, на этом пиру похмелье. Здесь торжественность поз сменяется судорогой тел, а приличия дворцового этикета — вальяжной раскованностью короля, податливой отзывчивостью королевы. Здесь ритуальный танец — вызывающе агрессивен и демонстрирует то ли всеобщую эйфорию плоти, то ли дане макабр. Здесь томится и злится Гамлет, отказавшийся от себя «лучшего». Презревший «гамлетизм» как свойство ненужное, или, по крайней мере, несвоевременное. Через два года мы увидели «Гамлета» И. Бергмана. И вновь — оторопь. Вновь — испепеленный гневом человек, действующий со всей решительностью. Где же скрыт его смятенный дух? Уж не за черными ли очками, прикрывшими глаза — «зеркало души»? Помимо экспрессии, нервности, в этом Гамлете поражала более всего готовность к броску и проклятье ему, Гамлету, посланному в наказание грязному — скотному — датскому двору, поправшему, забившему живую натуру. Здесь Офелия держала вместо цветов гвозди, здесь вместо лиц — набеленные маски, здесь воздух пропитан не пороком (как на московской улице Чехова), а трупным запахом… Что-то, вероятно, прогнило не только в Дании, раз такие пошли Гамлеты. Едва ли не террористы, главари шайки, призванные не восстанавливать растоптанное, не скорбеть, не сочувствовать, не любить — ненавидеть. Впрочем, и преодолевать, ломать себя тоже.
«Гамлет» — безошибочная проверка — вскрыл крушение наших исходных представлений со всей откровенной и страшной очевидностью. «Гамлет» Панфилова подвел черту, после которой действительно началась другая эпоха — эпоха раскрепощенных действий, сведения счетов с теми, кто нас обманывал и предавал. Эпоха, в которой не оставалось места и — что важнее — времени «томлению духа».
Панфиловский Гамлет не был ни революционером, осознавшим крах своей мстительной энергии. Не был он и диссидентом, объявленным сумасшедшим в Дании-тюрьме, России-лагере.
«Отщепенец», непокоренный индивидуалист мелькнет в его фильме «Тема». Мелькнет на периферии событий и героев первого плана, став центром картины, ее неутихающей болью посреди «смрада» народных писателей, борзописцев и заслуженных учительниц.
Человек из российского захолустья, эмигрирующий то ли в Израиль, то ли в Америку, а пока что работающий могильщиком (уж не революции? «Ты тогда председателем совета отряда был». «А ты — санитаркой», — вспоминают возлюбленные о своих лучших годах, проведенных в пионерлагере) — вот современный Панфилову Гамлет. Ехать — не ехать; быть или не быть. Вот подпочва национальной трагедии, заглушаемая фанфарным гулом псевдонародного, надо понимать, писателя Есенина:
«Край мой, скромный, чистый, родной. Сколько радости, сколько нежных глубоких чувств принесли сердцу моему твои завьюженные просторы. Как много добра подарил ты мне. Как засиял передо мною мир людской на твоем чистом фоне. Как подобрел я сам. Как наполнил меня ты до края желанием творить добрые дела для моего народа».
Личная жизнь
Глеб Панфилов женат дважды. В первом браке в 1957 году родился сын Анатолий Панфилов, ставший актером и художником-постановщиком.
Глеб Панфилов с женой и сыном
На съемках дебютного проекта «В огне брода нет» режиссер познакомился с Инной Чуриковой, с которой создал вторую семью. В браке в 1978 году родился второй сын – Иван Панфилов. Он окончил МГИМО и получил специальность юриста-международника.
Личная жизнь Глеба Панфилова
Глеб был женат два раза. От первого брака у мужчины талантливый сын. Анатолий пошёл по стопам отца и даже дальше. Он актёр и художник-постановщик. Когда режиссёр приступил к съёмкам своего первого фильма, он познакомился с женщиной, ставшей его музой на многие годы, с актрисой Инной Чуриковой. Они поженились, Инна родила своему мужу сына Ивана. Глеб Панфилов с женой Инной Чуриковой Второй сын выбрал профессию юриста-международника, отучившись в МГИМО на «Международном праве». Это было решение родителей, но у парня проявлялись задатки актёрского таланта, который не дали ему развить в полной мере. Сейчас в семье ощущается нереализованность в профессии у Ивана. Но школа кино помогла ему частично удовлетворить свои потребности в творчестве. Он совсем скоро будет снимать свой фильм.
Глеб Панфилов сейчас
Весной 2021 года стало известно, что Глеб Панфилов взялся за экранизацию еще одного романа Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Первой о планах режиссера сообщила вдова писателя Наталья Солженицына.
Глеб Панфилов в 2017 году
Сейчас мэтр подбирает актерский состав для нового проекта, премьера которого состоится предположительно в 2021 году.
Фильмография
- 1963 — «Дело Курта Клаузевица»
- 1967 — «В огне брода нет»
- 1970 — «Начало»
- 1975 — «Прошу слова»
- 1979 — «Тема»
- 1981 — «Валентина»
- 1983 — «Васса»
- 1990 — «Мать»
- 2000 — «Романовы. Венценосная семья»
- 2005 — «В круге первом»
- 2007 — «Хранить вечно»
- 2008 — «Без вины виноватые»
- 2001 — «Романовы. Венценосная семья»
- 2013 — «Аквитанская львица»
- 2015 — «Ложь во спасение»
Панфилов Глеб Анатольевич
Российский кинорежиссер. Сценарист. Народный артист России. Лауреат Государственной премии России и премии Президента России. Академик Национальной академии кинематографических искусств и наук России.
Глеб Панфилов родился 21 мая 1934 года в городе Магнитогорск, Челябинская область. Окончив химический факультет Уральского политехнического института в 1957 году, некоторое время работал на Свердловском заводе медицинских аппаратов, научным сотрудником научно-исследовательского института, заведовал отделом пропаганды городского комитета комсомола, где по его инициативе организована любительская киностудия. Там вместе с друзьями снял несколько документальных фильмов, и вскоре получил приглашение на местное телевидение.
В 1960 году Панфилов поступил в Москве на заочное отделение операторского факультета Всероссийского Государственного Института Кинематографии, окончив который, сразу же поступил на режиссерский факультет, все это время продолжая работать на телевидении. Получив диплом режиссера в 1966 году, Глеб Анатольевич устроился на киностудию «Ленфильм».
Дебютом Панфилова как кинорежиссера стал фильм «В огне брода нет», вышедший на экраны в 1967 году. Кинолента имела успех у зрителей и высоко оценена критиками. Также получила приз Международного кинофестиваля в Локарно. Главную женскую роль в фильме сыграла Инна Чурикова. В дальнейшем актриса, ставшая не просто женой Панфилова, но и его «музой», исполнила главные женские роли почти во всех фильмах режиссера.
Следующие фильмы Панфилова: «Начало» и «Прошу слова» удостоены наград различных кинофестивалей. В 1977 году перешел работать в киностудию «Мосфильм», а также назначен руководителем мастерской на Высших курсах сценаристов и режиссеров. Картина «Тема» стала первой его работой, снятой на «Мосфильме» и практически запрещенная к показу, в связи с затронутой в ней проблемой эмиграции. Выйдя в международный прокат в 1986 году, фильм сразу же удостоен главного приза в Берлине «Золотой медведь».
В своем творчестве 1980-х годов Панфилов обратился к произведениям Максима Горького. Сначала снял драму «Васса» по пьесе «Васса Железнова», а затем экранизировал роман «Мать». Данный фильм стал одним из самых масштабных в кинематографе тех времен и отмечен на Каннском фестивале. Событиями становились и театральные постановки Панфилова. В 1986 году дебютировал как театральный режиссер. Его постановка «Гамлета» представила зрителям новаторски смелую трактовку шекспировской трагедии. В 1992 году поставил пьесу «Sorry» Александра Галина. Позднее поставил спектакль «Аквитанская львица».
В начале 1990-х годов Глеб Анатольевич организовал свою киностудию «Вера». Более десяти отдал работе над фильмом «Романовы — Венценосная Семья», который вышел на экраны страны в 2000 году. На фестивале «Виват, кино России!» в 2001 году картина получила главный приз и выдвинута на Оскаровскую премию. Далее работал над фильмами «В круге первом» по роману Александра Солженицына, планы создания которой вынашивал на протяжении почти тридцати лет и «Без вины виноватые» по мотивам пьесы Александра Островского. Обе картины получили широкое признание и удостоились множества наград. Сценарии ко многим своим фильмам Панфилов писал сам или выступал как соавтор сценариев.
Глеб Панфилов является Народным артистом России, лауреатом Государственной премии России, премии Президента РФ, академиком Национальной академии кинематографических искусств и наук России, лауреатом многих международных кинофестивалей, офицер ордена искусств и литературы, кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени.
На май 2021 года кинорежиссер завершает работу над экранизацией романа Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича», премьера которого состоится в 2021 году.
Награды и Признание Глеба Панфилова
Награды и Признание Глеба Панфилова
1969 — «Золотой леопард» МКФ в Локарно за фильм «В огне брода нет» 1976 — Юбилейный приз МКФ в Карловы-Вари за фильм «Прошу слова» 1976 — Заслуженный деятель искусств РСФСР 1983 — Золотой приз ММКФ за фильм «Васса» 1984 — Народный артист России 1985 — Государственная премия России имени братьев Васильевых за фильм «Васса» (1982) 1987 — «Золотой медведь» и приз ФИПРЕССИ Берлинского МКФ за фильм «Тема» 1990 — МКФ в Канне Специальный приз жюри «За выдающиеся художественные достижения» за фильм «Мать» 2001 — Приз Гильдии кинорежиссеров МФ фильмов о правах человека «Сталкер» в Москве за фильм «Романовы. Венценосная семья» 2001 — Премия «Ника» за вклад в развитие кино 2001 — Лауреат премии Президента Российской Федерации в области литературы и искусства 2001 года 2005 — Премия «Ника» за лучший телевизионный фильм «В круге первом» 2006 — Премия «Золотой орел» за лучший телефильм или мини-сериал «В круге первом» 2007 — Приз «Золотой Витязь» МКФ славянских и православных народов за лучший телевизионный игровой фильм «В круге первом» 2010 — Офицер ордена искусств и литературы (Франция) 2010 — Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени — за большой вклад в развитие отечественного кинематографического искусства и многолетнюю творческую деятельность 2013 — Приз Российской академии кинематографических искусств «Ника» в номинации «Честь и Достоинство» (с Инной Чуриковой) 2013 — Присвоение звания Почетного доктора Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения
Творчество Глеба Панфилова
Творчество Глеба Панфилова
Кинорежиссер
1958 — «Народная милиция» (короткометражный) 1958 — «Нейлоновая курточка» (короткометражный) 1959 — «Вставай в наш строй» (короткометражный) 1962 — «Нина Меновщикова» (короткометражный) 1962 — «Убит не на войне» (короткометражный) 1963 — «Дело Курта Клаузевица» (короткометражный) 1967 — «В огне брода нет» 1970 — «Начало» 1975 — «Прошу слова» 1979 — «Тема» 1981 — «Валентина» 1983 — «Васса» 1990 — «Мать» 2000 — «Романовы. Венценосная семья» 2005 — «В круге первом» 2007 — «Хранить вечно» 2008 — «Без вины виноватые» 2019 — 2021 — «Один день Ивана Денисовича»
Сценарист
1959 — «Вставай в наш строй» (короткометражный) 1962 — «Нина Меновщикова» (короткометражный) 1968 — «В огне брода нет» 1970 — «Начало» 1975 — «Прошу слова» 1977 — «Степанова памятка» 1978 — «Человек, которому везло» 1979 — «Тема» 1980 — «Встреча» 1981 — «Валентина» 1983 — «Васса» 1990 — «Мать» 2001 — «Романовы. Венценосная семья» 2008 — «Без вины виноватые» 2021 — 2021 — «Один день Ивана Денисовича» (в производстве)
Театр
1986 — «Гамлет» Уильяма Шекспира (Ленком) 1992-2005 — «…Sorry» Александра Галина (Ленком) 2010 — «Аквитанская львица» по мотивам пьесы Джеймса Голдмена «Лев зимой» (Ленком) 2012 — «Ложь во спасение» по мотивам пьесы Алехандро Касоны «Деревья умирают стоя» (Ленком) 2021 — «Аудиенция» Питера Моргана (Театр наций)
Семья Глеба Панфилова
Семья Глеба Панфилова
От первого брака сын — Анатолий (род. 1957) — актер театра и кино, художник-постановщик;
Женат вторым браком на актрисе Инне Чуриковой. Сын — Иван (род. 1978) — юрист, продюсер.
20.05.2019