Татьяна Иваненко
5 февраля ушла из жизни актриса, которую многие считают любимой женщиной Высоцкого. Татьяне Иваненко было 79 лет. Предположительно, она является матерью внебрачной дочери великого барда, хотя лично никогда этого не подтверждала.
Когда от тюнинга только польза: фото лучших модификаций пикапа Chevy Silverados
Лишнему не место и в жизни, и в шкафу: 2 правила помогут избавиться от ненужного
Электрокары Chevrolet Bolt и Bolt EUV 2022 модельного года дебютируют 14 февраля
Театр
В труппе знаменитого МХАТа актёр оказался сразу же после окончания вуза. Шиловский дебютировал в роли Керубино в постановке «Женитьба Фигаро». А через полтора года режиссёр Василий Орлов доверил 26-летнему артисту роль Костылёва. Это 66-летний герой спектакля «На дне». И то, что никто из зрителей, смотревших постановку, даже не заподозрил, что столь пожилого человека играет совсем молодой человек, заслуга не только гримёра, но и умения перевоплощаться самого Всеволода Шиловского.
Всеволод Шиловский в театре
На сцену МХАТа Всеволод Николаевич выходил четверть века. Московский художественный театр был самой большой любовью актёра. Здесь он раскрылся и состоялся не только как артист, но и как режиссёр.
Режиссурой Шиловский занялся сразу же после окончания вуза. Кроме того, он успевал преподавать в бывшей альма-матер. В школе-студии вместе со своими студентами Всеволод Николаевич поставил первый спектакль «Медея». Эту работу увидел любимый ученик Константина Станиславского, прославленный режиссёр Виктор Станицын. Он и помог Всеволоду Шиловскому состояться в режиссуре.
Всеволод Шиловский на сцене
Вскоре на сцене МХАТа были поставлены спектакли, которые режиссировал Всеволод Шиловский. Театралы были в полном восхищении от его постановок «На всякого мудреца довольно простоты», «Мятеж», «Свои люди сочтемся», «Сладкоголосая птица юности», «Волоколамское шоссе» и многих других.
Игорь Выхухолев
Тележурналиста не стало тоже 18 января, ему было всего 66. За три дня до кончины он отметил свой день рождения, причиной смерти стали проблемы сердца и сосудов. На протяжении ряда лет он выходил для зрителей в эфир в программе «Время», работал в дирекции Первого канала, затем перешел на ВГТРК.
Большие торты не делаю, обхожусь порционными десертами: чизкейки с фисташками
«Все становится несмешным»: звезды отреагировали на сообщение о смерти Шаляпина
Что такое токсическая позитивность и почему эксперты говорят, что она вредна
Биография
Всем знакомый и многими любимый актёр Всеволод Николаевич Шиловский коренной москвич. Он появился на свет в июне 1938 года в интеллигентной семье, где у отца было два высших образования, из которых одно – музыкальное. Папа окончил консерваторию, а потом и Военно-инженерную академию. Вскоре после рождения сына он возглавил завод.
Актер Всеволод Шиловский
Начавшаяся война оказалась огромным испытанием для семьи Шиловских. Глава семьи отправился на фронт, а совсем маленький Всеволод Шиловский поехал вместе с мамой в эвакуацию в Казань.
Об актёрской профессии Всеволод Шиловский мечтал с самого детства. Его артистизм тоже проявился рано. После войны, когда семья снова вернулась в столицу, юный Шиловский отправился в драмкружок, который работал при Доме пионеров. Здесь мальчик начал делать первые шаги в профессии. А когда оканчивал школу, то уже точно знал, куда отправится после получения диплома.
Всеволод Шиловский в молодости
В Школу-студию МХАТ Всеволод Шиловский поступил с первой попытки. Обучался актёрскому мастерству на курсе легендарного артиста Александра Карева. В 1961 году получил диплом о высшем театральном образовании.
Роли в новом веке
После вынужденного малокартинья второй половины 90-х Всеволод в начале нового века вернулся на кино и телеэкраны. Он активно снимается и в «полном метре» и в сериалах. Правда, в сериалах он соглашается играть лишь, там, где есть возможность поработать без чернухи и порнухи. При этом актер старается избегать штампов и повторов. После роли Павлова в «Каменской» все сошлись в мнении, что лучшего актера на роль мафиози просто не найти. А он в следующем сериале – «Марше Турецкого» — с блеском исполнил роль генерального прокурора России. Зато в «Ростове-папе» Шиловский – уже появился в образе Коли-депутата, обнажив истинную суть «слуг народа».
Среди ролей Всеволода Шиловского: кинорежиссер в сериале «Лучший город земли», психиатр Борис Борисович в фильме «Смеситель», директор Дома кино в сериале «Родственный обмен», престарелый поэт-песенник Ефим Ильич в остросюжетном фильме «Попса» и др.
Фильмы Тодоровского и других режиссеров
У Петра Тодоровского актер играл всегда небольшие роли, но играл целую судьбу в своих маленьких эпизодах. Вообще Шиловский считает везением, счастьем, что он попал в руки хорошего режиссера. Он поверил не в типаж, а в диапазон артиста Шиловского, а не это ли счастье? Три диаметрально противоположных характера: «Любимая женщина механика Гаврилова», «Военно-полевой роман», «Интердевочка». Физиологически три разных человека.
На съемках фильма «Военно-полевой роман» актер был одет в тельняшку и пальто, сильно побывавшее в употреблении, в шляпе, тяжелых башмаках, в широких матросских брюках. Шиловский Гриша, ухажера Любы — представитель целого поколения людей, вышвырнутых государством из жизни. Они в 20-22 года вернулись с войны в регалиях и никому не были нужны: все места уже заняты. Многие стрелялись, спивались, попадали в тюрьмы… Одного из таких и сыграл актер. Самую высокую оценку получал в письмах фронтовиков, которые спрашивали: «Сынок, откуда ж ты нас так знаешь?»
Роль божьего одуванчика, фотографа Паши из картины «Любимая женщина механика Гаврилова», явно положительный образ. После того как фильм вышел на экраны, Шиловский получал письма, адресованные не Шиловскому, а просто Паше. В этих письмах люди рассказывали о своих нелегких судьбах, делились сокровенным.
А в «Интердевочке» герой Шиловского – чудовище. Но и это чудовище актер, как адвокат своей роли, оправдывает. Поэтому то и интересен зрителю отрицательный образ папаши-вымогателя. «У него на руках двое детей и больная жена, и он ведь не знает человека, который к нему пришел. Но с приходом Тани вдруг возникла перспектива продержаться энное количество времени на деньги, которые подарила Судьба. В чем же его преступление?», — рассуждает философски актер.
У Шиловского вообще практически нет однотонных героев. Его Наполеон в «Избраннике судьбы» (1987) – тоже по-своему положительный, — еще бы: нацию объединил. Или Кадрус в «Узнике замка Иф» (1988), — тоже достаточно многоклеточное растение. В криминальной комедии «Барханов и его телохранитель» (1996) Всеволод Шиловский сыграл главаря банды, и вновь, — какие краски! Его персонаж и коварен, и хитер, и обаятелен, и, порой, смешон. Так сыграть под силу только большому мастеру.
Работа над мультфильмами
Удивительно, но в столь плотном графике работы, совмещая карьеру артиста, актера и режиссера, Всеволод Шиловский умудрился еще и выкроить время для того, чтобы поработать над мультфильмами.
Так, его голосом говорят персонажи из анимационных произведений «Шелковая кисточка», (1977 г.) и «Ночь рождения», которую зрители смогли увидеть тремя годами позже: в 1980 году.
Подобная многогранность лишний раз доказывает известную поговорку о том, что талантливый человек талантлив во всем.
Личная жизнь
Личная жизнь Всеволода Шиловского – это три брака. Впервые артист женился, когда ему исполнилось 26 лет. Его женой была актриса Евгения Уралова. Как говорит Всеволод Николаевич, он женился, рассчитывая, что этот брак первый и последний в его жизни. Но случилось иначе. Супруги оказались очень разными людьми и не смогли найти точек соприкосновения. Последовал развод.
Всеволод Шиловский и Евгения Уралова
Непродолжительным оказался и второй брак. Супругу звали Нина. Зато в этом союзе родился старший сын Шиловского Илья. Всеволод Николаевич очень гордится им. Илья Шиловский отличный сценарист и драматург. Один из его сценариев был куплен Голливудом. Какое-то время сын жил в США, но потом вернулся в Россию. Его дочь – Аглая Шиловская – пошла по дедушкиным стопам и делает первые шаги в актёрской профессии.
Личная жизнь Всеволода Шиловского крепко-накрепко связана с третьей, нынешней супругой Натальей. С ней Шиловский познакомился, когда развалился его второй брак. Они встретились на юге, в Сочи. Наталья была арфисткой в местном симфоническом оркестре и понятия не имела, кто такой Всеволод Шиловский. На тот момент он почти не снимался в кино.
Всеволод Шиловский с семьей
В браке с Натальей родился второй сын Павел. Он окончил экономический факультет и отправился учиться в США. В Америке у него есть собственная фирма, связанная с кинопрокатом и рекламой. У Павла есть семья, в которой появилась вторая внучка Всеволода Шиловского – Дарья. Похоже, она тоже собирается стать актрисой.
Режиссёр
Карьера Всеволода Шиловского в кинорежиссуре не менее впечатляет, чем его актёрские достижения. Один из первых советских сериалов, вышедших на экраны, назывался «День за днём» и снят Шиловским. В главных ролях здесь появились настоящие звёзды советского кино Нина Сазонова, Алексей Грибов, Вячеслав Невинный и Евгений Лазарев.
Кадр из фильма Всеволода Шиловского «День за днём»
Следующая многосерийная лента была так же успешна, как и предыдущая. В картине «В одном микрорайоне» появились Леонид Броневой, Анатолий Ромашин, Николай Караченцов и Марис Лиепа.
Вскоре сниматься у Всеволода Шиловского стало очень престижно. Блестящая комедия «Миллион в брачной корзине», где сыграли Михаил Ширвиндт, Софико Чиаурели и Лариса Удовиченко, ещё раз убедили зрителей и критиков, что режиссёру под силу все киножанры.
Кадр из фильма Всеволода Шиловского «Миллион в брачной корзине»
Огромной популярностью в начале 1990-ых пользовался фильм Владимира Шиловского «Кодекс бесчестия». Картина была снята по реальным событиям. В её основе лежала криминальная история о валютных махинациях, которые проворачивались в высоких партийных кабинетах. В этой картине снова появился Вячеслав Тихонов, сыграв одну из центральных ролей.
Всеволод Шиловский в фильме «Люди и тени. Секреты кукольного театра»
В золотой фонд отечественного кинематографа вошли картины Шиловского «Блуждающие звёзды», «Приговор», «Люди и тени. Секреты кукольного театра». В последнем проекте отменно сыграли Борис Щербаков, Лариса Удовиченко и Анатолий Лобоцкий. Но главного персонажа, криминального авторитета, разворовывающего миллионы, сыграл сам Всеволод Николаевич. И как всегда был очень убедителен.
Основные награды
Конечно, столько лет отданных искусству просто не могли не принести известному деятелю награды.
Уже в 1980 году он получил высокое звание «Заслуженный артист РСФСР». А спустя 6 лет, в 1986 году, Всеволод стал еще и «Народным артистом РСФСР». Стал он и кавалером «Ордена Дружбы».
В 2015 году ему торжественно вручили Орден Почета за большой вклад в развитие отечественного искусства, многолетнюю деятельность.
Фильмография
Актёрские работы
- 1965 — Наш дом — безбилетник
- 1968 — Случай из следственной практики — Яков Григорьевич Фомич
- 1969 — Директор — Пташкин
- 1969 — Строгая девушка — Малашкин
- 1972 — День за днём — бывший муж Лёли
- 1973 — Село Степанчиково и его обитатели — Павел Семёнович
- 1977 — Судьба — немецкий солдат Ганс
- 1977 — Встреча на далёком меридиане — американский учёный
- 1977 — Следствие ведут ЗнаТоКи. «Любой ценой» — Семён Холин
- 1979 — Белая тень — Визир
- 1981 — Синдикат-2 — Евгений Сергеевич Шевченко, начальник контрразведки Бориса Савинкова
- 1981 — Бедная Маша — Фёдор Фёдорович Прибылёв
- 1981 — Валентина — Иннокентий Степанович Мечёткин
- 1981 — Любимая женщина механика Гаврилова — Паша
- 1981 — Портрет жены художника — Митрофаныч
- 1982 — Влюблён по собственному желанию — Коля
- 1982 — Голос — Кольчужников
- 1982 — Никколо Паганини — Джоаккино Антонио Россини
- 1982 — Профессия — следователь — Юрий Николаевич
- 1983 — Военно-полевой роман — Гриша
- 1983 — Скорость — Сергей Трофимович Левко
- 1983 — Торпедоносцы — Артюхов
- 1983 — Среди тысячи дорог — редактор
- 1984 — Выигрыш одинокого коммерсанта — Серафино
- 1984 — Две версии одного столкновения — Жигалов
- 1984 — Счастливая, Женька! — сосед
- 1984 — Капитан Фракасс — маркиз ла Брюйер
- 1985 — Грядущему веку — Граттиотти
- 1985 — Как стать счастливым — главный редактор
- 1985 — Кармелюк — художник Тропинин
- 1985 — Подвиг Одессы — контр-адмирал Жуков
- 1986 — Без срока давности — Зевс Иванович Скачков
- 1986 — Исключения без правил (новелла «Голос») — начальник главка
- 1986 — Ягуар — майор
- 1987 — Апелляция — Пастухов
- 1987 — Избранник судьбы — император Наполеон
- 1988 — Полёт птицы — Тархунский
- 1988 — Жизнь Клима Самгина — Бердников
- 1988 — Работа над ошибками — Челышев
- 1988 — Узник замка Иф — Кадрусс
- 1989 — Светлая личность — Авель Александрович Доброгласов
- 1989 — Интердевочка — Зайцев
- 1989 — Смиренное кладбище — Носенко
- 1990 — Аферисты — «Маруся» / Сидор Поликарпович
- 1990 — Это мы, Господи! — Переверзев
- 1991 — Высший класс — Сергей Сергеевич
- 1991 — Линия смерти — Никольский
- 1992 — Давайте без фокусов! — Иван Петрович, предисполкома
- 1993 — Приговор — Талбот
- 1994 — Я никуда тебя не отпущу
- 1996 — Барханов и его телохранитель — шеф
- 1997 — Всё то, о чём мы так долго мечтали — хозяин
- 1999 — Каменская — полковник Павлов
- 1999 — Операция «Коза» / Operacja Koza — генерал КГБ
- 2000 — Ростов-папа — Пичугин
- 2000 — Марш Турецкого — генеральный прокурор
- 2000 — Игра в любовь — режиссёр
- 2000 — Артист и мастер изображения — босс
- 2000—2001 — Дальнобойщики — директор (19 серия)
- 2001 — Люди и тени: Секреты кукольного театра — Вадим Чепрасов
- 2001 — Подозрение — начальник милиции
- 2001 — Сыщики (серия «Дом, где исчезают мужья») — Эвклид
- 2001 — Идеальная пара
- 2003 — Смеситель — Борис Борисович
- 2003 — Другая жизнь — Владимир
- 2003 — Лучший город Земли — режиссёр
- 2003 — Сыщик без лицензии — Ратушинский
- 2003 — Чёрная метка — M.C. Горбачёв
- 2004 — Стилет 2 — Колесников
- 2004 — Опера. Хроники убойного отдела — адвокат Страхов
- 2005 — Попса — Ефим Ильич, поэт-песенник
- 2005 — Две судьбы-2 — Слепнёв Виталий Михеевич, отец Кирилла
- 2005 — Две судьбы-3 — Слепнёв Виталий Михеевич, отец Кирилла
- 2005 — Риэлтор — продюсер
- 2006 — Игра слов. Переводчица олигарха — коллекционер жуков
- 2006 — День денег — антиквар
- 2006 — Конец света — начальник Помидоров
- 2007 — Жизнь врасплох — Сидор Камилович
- 2007 — Второе дыхание — Драч, криминальный антиквар
- 2008 — Я не я — Куролапов
- 2008 — Трюкачи — камео
- 2008 — Воротилы. Быть вместе — Иван Самойлович Кольцов, губернатор
- 2008 — Кровные узы — Николай Ушаков
- 2009 — Прощальное дело / L’affaire Farewell (Франция) — Михаил Горбачёв
- 2009 — Дом с сюрпризом — дядя Юра
- 2010 — Банщик Президента, или Пасечники Вселенной — Банщик Президента
- 2010 — Жила-была одна баба — отец Еремей, священник
- 2011 — Заложники любви — Оскар Борисович Пандера
- 2011 — Жизнь и приключения Мишки Япончика — Барский
- 2012 — Санта Лючия — Олег Пожаев
- 2013 — Дело чести — Виктор Павлович Кабзистый, криминальный авторитет
- 2014 — Чудотворец — Илья Игоревич Губер
- 2016 — Любовь и Сакс — важный господин
Режиссёрские работы
- 1971 — День за днём
- 1976 — В одном микрорайоне
- 1978 — Сладкоголосая птица юности (фильм-спектакль)
- 1980 — Мятеж (фильм-спектакль)
- 1984 — Волоколамское шоссе (фильм-спектакль)
- 1985 — Миллион в брачной корзине
- 1987 — Избранник судьбы
- 1990 — Аферисты
- 1991 — Блуждающие звёзды
- 1991 — Линия смерти
- 1993 — Кодекс бесчестия
- 1994 — Приговор
- 2001 — Люди и тени. Секреты кукольного театра
- 2004 — Звёзды на утреннем небе (фильм-спектакль)
- 2004 — Не все кошки серы
- 2006 — Полиция Хоккайдо. Русский отдел (не завершён)
Аудиосказки (запись грампластинок)
- 1968 — «Кот в сапогах» — Кот
- 1976 — «Алиса в стране чудес» — Белый Кролик
- «Рикки-Тикки-Тави» — Рикки-Тикки-Тави, мангуст
Озвучивание аудиокниг
В Советском Союзе очень популярны были детские аудиокниги, записанные на грампластинки. Привлекали для такой работы только самых опытных артистов и актеров – нужно было исключительно голосом передать всю гамму чувств героев, раскрыть образ персонажей. Разумеется, с этим под силу справиться далеко не каждому человеку.
Однако значительный опыт работы в театре и кино позволили Всеволоду безупречно справиться и с этой задачей. В 1968 году он озвучил главного персонажа в аудиосказке «Кот в сапогах». В 1976 году ему выпала возможность озвучить Белого кролика из известной сказки «Алиса в Стране чудес». Кроме того, именно его голосом говорит главный герой аудиоспектакля «Рикки-Тикки-Тави», поставленного по мотивам произведения Редьярда Киплинга.
Отрывок, характеризующий Шиловский, Всеволод Николаевич
– Да вон на конце, к большому, как ты не видишь! Это наш дом, – говорил Ростов, – ведь это наш дом! Денисов! Денисов! Сейчас приедем. Денисов поднял голову, откашлялся и ничего не ответил. – Дмитрий, – обратился Ростов к лакею на облучке. – Ведь это у нас огонь? – Так точно с и у папеньки в кабинете светится. – Еще не ложились? А? как ты думаешь? Смотри же не забудь, тотчас достань мне новую венгерку, – прибавил Ростов, ощупывая новые усы. – Ну же пошел, – кричал он ямщику. – Да проснись же, Вася, – обращался он к Денисову, который опять опустил голову. – Да ну же, пошел, три целковых на водку, пошел! – закричал Ростов, когда уже сани были за три дома от подъезда. Ему казалось, что лошади не двигаются. Наконец сани взяли вправо к подъезду; над головой своей Ростов увидал знакомый карниз с отбитой штукатуркой, крыльцо, тротуарный столб. Он на ходу выскочил из саней и побежал в сени. Дом также стоял неподвижно, нерадушно, как будто ему дела не было до того, кто приехал в него. В сенях никого не было. «Боже мой! все ли благополучно?» подумал Ростов, с замиранием сердца останавливаясь на минуту и тотчас пускаясь бежать дальше по сеням и знакомым, покривившимся ступеням. Всё та же дверная ручка замка, за нечистоту которой сердилась графиня, также слабо отворялась. В передней горела одна сальная свеча. Старик Михайла спал на ларе. Прокофий, выездной лакей, тот, который был так силен, что за задок поднимал карету, сидел и вязал из покромок лапти. Он взглянул на отворившуюся дверь, и равнодушное, сонное выражение его вдруг преобразилось в восторженно испуганное. – Батюшки, светы! Граф молодой! – вскрикнул он, узнав молодого барина. – Что ж это? Голубчик мой! – И Прокофий, трясясь от волненья, бросился к двери в гостиную, вероятно для того, чтобы объявить, но видно опять раздумал, вернулся назад и припал к плечу молодого барина. – Здоровы? – спросил Ростов, выдергивая у него свою руку. – Слава Богу! Всё слава Богу! сейчас только покушали! Дай на себя посмотреть, ваше сиятельство! – Всё совсем благополучно? – Слава Богу, слава Богу! Ростов, забыв совершенно о Денисове, не желая никому дать предупредить себя, скинул шубу и на цыпочках побежал в темную, большую залу. Всё то же, те же ломберные столы, та же люстра в чехле; но кто то уж видел молодого барина, и не успел он добежать до гостиной, как что то стремительно, как буря, вылетело из боковой двери и обняло и стало целовать его. Еще другое, третье такое же существо выскочило из другой, третьей двери; еще объятия, еще поцелуи, еще крики, слезы радости. Он не мог разобрать, где и кто папа, кто Наташа, кто Петя. Все кричали, говорили и целовали его в одно и то же время. Только матери не было в числе их – это он помнил. – А я то, не знал… Николушка… друг мой! – Вот он… наш то… Друг мой, Коля… Переменился! Нет свечей! Чаю! – Да меня то поцелуй! – Душенька… а меня то. Соня, Наташа, Петя, Анна Михайловна, Вера, старый граф, обнимали его; и люди и горничные, наполнив комнаты, приговаривали и ахали. Петя повис на его ногах. – А меня то! – кричал он. Наташа, после того, как она, пригнув его к себе, расцеловала всё его лицо, отскочила от него и держась за полу его венгерки, прыгала как коза всё на одном месте и пронзительно визжала. Со всех сторон были блестящие слезами радости, любящие глаза, со всех сторон были губы, искавшие поцелуя. Соня красная, как кумач, тоже держалась за его руку и вся сияла в блаженном взгляде, устремленном в его глаза, которых она ждала. Соне минуло уже 16 лет, и она была очень красива, особенно в эту минуту счастливого, восторженного оживления. Она смотрела на него, не спуская глаз, улыбаясь и задерживая дыхание. Он благодарно взглянул на нее; но всё еще ждал и искал кого то. Старая графиня еще не выходила. И вот послышались шаги в дверях. Шаги такие быстрые, что это не могли быть шаги его матери. Но это была она в новом, незнакомом еще ему, сшитом без него платье. Все оставили его, и он побежал к ней. Когда они сошлись, она упала на его грудь рыдая. Она не могла поднять лица и только прижимала его к холодным снуркам его венгерки. Денисов, никем не замеченный, войдя в комнату, стоял тут же и, глядя на них, тер себе глаза. – Василий Денисов, друг вашего сына, – сказал он, рекомендуясь графу, вопросительно смотревшему на него. – Милости прошу. Знаю, знаю, – сказал граф, целуя и обнимая Денисова. – Николушка писал… Наташа, Вера, вот он Денисов. Те же счастливые, восторженные лица обратились на мохнатую фигуру Денисова и окружили его. – Голубчик, Денисов! – визгнула Наташа, не помнившая себя от восторга, подскочила к нему, обняла и поцеловала его. Все смутились поступком Наташи. Денисов тоже покраснел, но улыбнулся и взяв руку Наташи, поцеловал ее. Денисова отвели в приготовленную для него комнату, а Ростовы все собрались в диванную около Николушки. Старая графиня, не выпуская его руки, которую она всякую минуту целовала, сидела с ним рядом; остальные, столпившись вокруг них, ловили каждое его движенье, слово, взгляд, и не спускали с него восторженно влюбленных глаз. Брат и сестры спорили и перехватывали места друг у друга поближе к нему, и дрались за то, кому принести ему чай, платок, трубку. Ростов был очень счастлив любовью, которую ему выказывали; но первая минута его встречи была так блаженна, что теперешнего его счастия ему казалось мало, и он всё ждал чего то еще, и еще, и еще. На другое утро приезжие спали с дороги до 10 го часа. В предшествующей комнате валялись сабли, сумки, ташки, раскрытые чемоданы, грязные сапоги. Вычищенные две пары со шпорами были только что поставлены у стенки. Слуги приносили умывальники, горячую воду для бритья и вычищенные платья. Пахло табаком и мужчинами. – Гей, Г’ишка, т’убку! – крикнул хриплый голос Васьки Денисова. – Ростов, вставай! Ростов, протирая слипавшиеся глаза, поднял спутанную голову с жаркой подушки. – А что поздно? – Поздно, 10 й час, – отвечал Наташин голос, и в соседней комнате послышалось шуршанье крахмаленных платьев, шопот и смех девичьих голосов, и в чуть растворенную дверь мелькнуло что то голубое, ленты, черные волоса и веселые лица. Это была Наташа с Соней и Петей, которые пришли наведаться, не встал ли. – Николенька, вставай! – опять послышался голос Наташи у двери. – Сейчас! В это время Петя, в первой комнате, увидав и схватив сабли, и испытывая тот восторг, который испытывают мальчики, при виде воинственного старшего брата, и забыв, что сестрам неприлично видеть раздетых мужчин, отворил дверь. – Это твоя сабля? – кричал он. Девочки отскочили. Денисов с испуганными глазами спрятал свои мохнатые ноги в одеяло, оглядываясь за помощью на товарища. Дверь пропустила Петю и опять затворилась. За дверью послышался смех. – Николенька, выходи в халате, – проговорил голос Наташи. – Это твоя сабля? – спросил Петя, – или это ваша? – с подобострастным уважением обратился он к усатому, черному Денисову. Ростов поспешно обулся, надел халат и вышел. Наташа надела один сапог с шпорой и влезала в другой. Соня кружилась и только что хотела раздуть платье и присесть, когда он вышел. Обе были в одинаковых, новеньких, голубых платьях – свежие, румяные, веселые. Соня убежала, а Наташа, взяв брата под руку, повела его в диванную, и у них начался разговор. Они не успевали спрашивать друг друга и отвечать на вопросы о тысячах мелочей, которые могли интересовать только их одних. Наташа смеялась при всяком слове, которое он говорил и которое она говорила, не потому, чтобы было смешно то, что они говорили, но потому, что ей было весело и она не в силах была удерживать своей радости, выражавшейся смехом. – Ах, как хорошо, отлично! – приговаривала она ко всему. Ростов почувствовал, как под влиянием жарких лучей любви, в первый раз через полтора года, на душе его и на лице распускалась та детская улыбка, которою он ни разу не улыбался с тех пор, как выехал из дома. – Нет, послушай, – сказала она, – ты теперь совсем мужчина? Я ужасно рада, что ты мой брат. – Она тронула его усы. – Мне хочется знать, какие вы мужчины? Такие ли, как мы? Нет? – Отчего Соня убежала? – спрашивал Ростов. – Да. Это еще целая история! Как ты будешь говорить с Соней? Ты или вы? – Как случится, – сказал Ростов. – Говори ей вы, пожалуйста, я тебе после скажу. – Да что же? – Ну я теперь скажу. Ты знаешь, что Соня мой друг, такой друг, что я руку сожгу для нее. Вот посмотри. – Она засучила свой кисейный рукав и показала на своей длинной, худой и нежной ручке под плечом, гораздо выше локтя (в том месте, которое закрыто бывает и бальными платьями) красную метину. – Это я сожгла, чтобы доказать ей любовь. Просто линейку разожгла на огне, да и прижала. Сидя в своей прежней классной комнате, на диване с подушечками на ручках, и глядя в эти отчаянно оживленные глаза Наташи, Ростов опять вошел в тот свой семейный, детский мир, который не имел ни для кого никакого смысла, кроме как для него, но который доставлял ему одни из лучших наслаждений в жизни; и сожжение руки линейкой, для показания любви, показалось ему не бесполезно: он понимал и не удивлялся этому. – Так что же? только? – спросил он. – Ну так дружны, так дружны! Это что, глупости – линейкой; но мы навсегда друзья. Она кого полюбит, так навсегда; а я этого не понимаю, я забуду сейчас. – Ну так что же? – Да, так она любит меня и тебя. – Наташа вдруг покраснела, – ну ты помнишь, перед отъездом… Так она говорит, что ты это всё забудь… Она сказала: я буду любить его всегда, а он пускай будет свободен. Ведь правда, что это отлично, благородно! – Да, да? очень благородно? да? – спрашивала Наташа так серьезно и взволнованно, что видно было, что то, что она говорила теперь, она прежде говорила со слезами. Ростов задумался. – Я ни в чем не беру назад своего слова, – сказал он. – И потом, Соня такая прелесть, что какой же дурак станет отказываться от своего счастия? – Нет, нет, – закричала Наташа. – Мы про это уже с нею говорили. Мы знали, что ты это скажешь. Но это нельзя, потому что, понимаешь, ежели ты так говоришь – считаешь себя связанным словом, то выходит, что она как будто нарочно это сказала. Выходит, что ты всё таки насильно на ней женишься, и выходит совсем не то. Ростов видел, что всё это было хорошо придумано ими. Соня и вчера поразила его своей красотой. Нынче, увидав ее мельком, она ему показалась еще лучше. Она была прелестная 16 тилетняя девочка, очевидно страстно его любящая (в этом он не сомневался ни на минуту). Отчего же ему было не любить ее теперь, и не жениться даже, думал Ростов, но теперь столько еще других радостей и занятий! «Да, они это прекрасно придумали», подумал он, «надо оставаться свободным». – Ну и прекрасно, – сказал он, – после поговорим. Ах как я тебе рад! – прибавил он. – Ну, а что же ты, Борису не изменила? – спросил брат. – Вот глупости! – смеясь крикнула Наташа. – Ни об нем и ни о ком я не думаю и знать не хочу. – Вот как! Так ты что же? – Я? – переспросила Наташа, и счастливая улыбка осветила ее лицо. – Ты видел Duport’a? – Нет. – Знаменитого Дюпора, танцовщика не видал? Ну так ты не поймешь. Я вот что такое. – Наташа взяла, округлив руки, свою юбку, как танцуют, отбежала несколько шагов, перевернулась, сделала антраша, побила ножкой об ножку и, став на самые кончики носков, прошла несколько шагов. – Ведь стою? ведь вот, – говорила она; но не удержалась на цыпочках. – Так вот я что такое! Никогда ни за кого не пойду замуж, а пойду в танцовщицы. Только никому не говори.
Примечания
- [ria.ru/spravka/20130603/940591826.html Биография Всеволода Шиловского] (рус.). РИА Новости (3 июня 2013). [www.webcitation.org/6HHeLq7VH Архивировано из первоисточника 11 июня 2013].
- [directorfest.ru/ Кинофестиваль «Золотой Феникс»]
- Ирина Зайчик Евгения Уралова: Я считаю, что Визбор предал меня // Караван историй. — 2005. — Апрель (№ 82). — С. 14-43.
- [graph.document.kremlin.ru/page.aspx?1;860645 Указ Президента Российской Федерации от 13 февраля 2006 г. № 104]
- [publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201501210017?index=15&rangeSize=1&filtercode=daily&back=False Указ Президента Российской Федерации от 20 января 2015 года № 25 «О награждении государственными наградами Российской Федерации»]
- [graph.document.kremlin.ru/page.aspx?1;1145639 Указ Президента Российской Федерации от 29 июля 1997 г. № 795]