Они настолько разные, что шансы создать семью у них, кажется, были минимальными. Марина Дюжева, несмотря на то, что на экране она часто играет воздушных романтичных барышень, в жизни человек очень прагматичный и даже жёсткий. В отличие от своего мужа, Юрия Гейко. Он – известный автожурналист и человек, которого с полным правом можно назвать романтиком. Но два творческих человека идут вместе по жизни уже почти сорок лет и при этом точно знают, что именно им мешает испытать абсолютное счастье.
Марина Дюжева: биография
Марина Дюжева – советская, затем российская актриса театра и кино, которую зрители запомнили и полюбили за роли в знаменитых картинах «По семейным обстоятельствам» и «Покровские ворота».
Актриса Марина Дюжева
Актриса Марина Михайловна Дюжева (в девичестве Кукушкина) родилась в октябре 1955 года. Девочка оказалась поздним ребенком. На момент рождения Марины маме исполнилось 40, отцу – офицеру в отставке – 54, а сестре 20 лет. К девочке в семье относились трепетно, как к настоящему чуду.
Марина Дюжева действительно росла необычным ребенком. Кажется, все плохое в этом мире от нее отскакивало, а чистое и светлое притягивалось как к магниту. Неудивительно, что с ранних лет девушка сочиняла стихи и больше всего на свете обожала литературу.
Марина Дюжева в молодости
После 8 класса Дюжева решила продолжить учебу в литературной школе. Но, к собственному огромному удивлению, с треском провалила экзамены. Пришлось возвращаться в школу. Получив аттестат, девушка отправилась поступать в ГИТИС только потому, что Марину позвала туда подружка. Примечательно, что сама подруга испугалась и передумала, а Дюжева отказалась менять заданную траекторию и поступила.
Фильмы
Будущая актриса старательно впитывала преподаваемые тайны профессии в мастерской Владимира Андреева. Кинематографическая биография Марины Дюжевой стартовала уже на 1-ом курсе. Правда, в титрах девушка еще значилась как Марина Кукушкина. Детский приключенческий фильм «Засекреченный город», драматическая картина «Считайте меня взрослым», мелодрама «Повторная свадьба» – эти ленты стали первыми фильмами артистки.
Марина Дюжева в фильме «Государственная граница»
Сегодня фильмография Дюжевой – это более 50-ти названий различных полнометражных картин и сериалов. Лучшие из них – уже упомянутые «По семейным обстоятельствам» и «Покровские ворота», а также «Трактир на Пятницкой», «Мимино», «На исходе лета», «Государственная граница», «Девушка и Гранд», «Где находится Нофелет?», «Московские каникулы». Эти фильмы по праву входят в золотой фонд советского и российского кинематографа.
Нельзя сказать, что сама Марина Дюжева в полном восторге от ролей, которые актрисе пришлось сыграть. В интервью артистка призналась, что всегда остро переживала от того, что предлагаемые режиссерами образы казались женщине однотипными. Играть приходилось каких-то обаятельных, слащавых, одинаковых барышень. Наверное, это было обусловлено внешностью актрисы, хотя она часто бывает обманчивой.
Марина Дюжева в фильме «Московские каникулы»
Способность к перевоплощению и талантливой импровизации Марина Дюжева продемонстрировала в картине «Покровские ворота» Михаила Казакова. Хотя актрисе достался эпизод, но артистка сумела сделать эту сцену незабываемо яркой. Фраза героини актрисы Анны Адамовны «Я вся такая несуразная!.. Противоречивая такая вся!» стала крылатой.
Дюжева не только киноактриса. Марина Михайловна талантливая и востребованная артистка театра. Длительное время – до 1997 года – Марина Михайловна выходила на подмостки Театра-студии киноактера. Затем актриса играла на сцене Пензенского драмтеатра, «Независимого театрального проекта» и Театрального продюсерского .
Марина Дюжева в фильме «Покровские ворота»
Личная жизнь
В юности Марина Дюжева страдала от застенчивости. Как актриса сама призналась, женщина «дико боялась» людей, а когда ходила на тусовки, то «забивалась в угол и плакала». Конечно же, это преувеличение, но молодая артистка действительно была робкой и несколько несовременной девушкой. Эти комплексы помогла преодолеть сцена.
А личная жизнь Марины Дюжевой поначалу сложилась не слишком удачно именно из-за несмелого характера девушки. Актриса долго ждала своего избранника, не решаясь флиртовать или даже заговорить с понравившимися мужчинами. Поэтому первый брак с сыном дипломата Николаем Дюжевым оказался случайным и быстротечным. Вместе пара прожила только 3 года. На память об этом союзе Марина оставила себе фамилию мужа.
Марина Дюжева и Юрий Гейко
Второго мужа Юрия Гейко актрисе послала сама судьба. На момент знакомства, которое состоялось в Ялте, где Дюжева снималась в очередном фильме, Марина уже была разведена, а каскадер Юрий был в процессе развода. Когда между молодыми людьми вспыхнул курортный роман, оказалось, что в их жизни множество удивительных совпадений. День рождения матери Гейко совпал с днем рождения Марины. Отцы пары тоже родились в один день. И даже день свадьбы, который определили артисты, совпал с таким же знаменательным днем в жизни родителей Юрия.
Дальше – больше. Первенец Миша родился в день рождения отца. А второй сын Гриша появился в один день с Мариной Дюжевой. Семейная пара и сегодня вместе и счастлива. «Виновата» ли в этом нумерология – неизвестно. Но ведь главное не причина, а следствие.
Сковородки, как повод для брака
Марина Дюжева. / Фото: www.avtolikbez.ru
Марина Дюжева уехала из Ялты раньше Юрия и однажды позвонила ему, чтоб сообщить о покупке новеньких сковородок. В тот момент мужчина вдруг осознал: ведь сковородки – это уже совместный быт, а он даже предложения Марине делать не собирался. Он был настолько ошеломлён, что тут же сообщил актрисе: замуж он её, вообще-то, не звал. Девушка удивилась и тут же бросила трубку. А сам Юрий стал изводить себя мыслями. Он оттолкнул женщину, которую любил и теперь неизвестно, сможет ли она его простить и позволит ли ещё хоть раз подойти к ней. Он тут же рванул на почту, собираясь дать Марине Дюжевой телеграмму с согласием на покупку сковородок.
Марина Дюжева. / Фото: www.visualrian.ru
Но телеграфисткам текст показался слишком подозрительным. «Срочно покупай сковородки. Люблю, целую. Твой Юрий». Это было похоже на какую-то шпионскую шифровку и за разрешением на отправку текста Юрию пришлось идти к начальнику смены. И рассказать ей всю историю с Мариной, звонком и сковородками.
Юрий Гейко. / Фото: www.avtolikbez.ru
Сердобольная женщина настолько прониклась происходящим, что телеграмма ушла в Москву на правительственном бланке. Чтобы вручить её, Марину Дюжеву подняли ночью с постели, а при получении присутствовали встревоженные родители актрисы. Когда девушка прочла текст, она смеялась до слёз и не могла выговорить ни единого слова… Юрий Гейко, возвратившись в Москву, занялся оформлением развода с первой женой и, естественно, предложил Марине стать его женой.
Марина Дюжева сейчас
С возрастом актриса перешла в другую категорию и теперь появляется в амплуа очаровательных бабушек, часто молодящихся и непосредственных женщин, которые даже при наличии взрослых внуков успевают уделить внимание собственной жизни и отношениям.
Сергей Беляев и Марина Дюжева в фильме «Моя любимая свекровь»
Например, в 2021 году актриса исполнила роль Ольги Аркадьевны, матери главной героини Татьяны (Евгения Дмитриева) в мелодраматическом мини-сериале «Моя любимая свекровь». Татьяна узнает, что любимый сын собирается жениться, и разворачивает войну с невесткой, чтобы уберечь обманутого и еще не готового к семейной жизни, как уверена сама Татьяна, сына от брака.
Борьбу с невесткой заставляет прекратить собственная налаживающаяся личная жизнь женщины. Татьяна встречает мужчину мечты и тоже готовится к свадьбе, вот только теперь уже сама героиня становится нежеланной невесткой, от которой любящая мать пытается защитить сына, несмотря на то, что сыночку, как и его невесте, уже за 40.
Марина Дюжева
В ноябре 2021 года вышло продолжение мелодрамы о борьбе невесток и свекровей, в котором актриса также вернулась к роли Ольги Аркадьевны.
В марте 2021 года актриса сыграла в экспериментальном театральном проекте, главной особенностью которого стала непривычная для сценических выступлений интерактивность. Проект получил название «Ножницы» и представляет собой детективный спектакль, концовка которого зависит от действий зрителей.
Марина Дюжева в спектакле «Ножницы»
Персонаж-следователь в определенный момент сюжета обращается к залу и играет дальше в соответствии с указаниями и подозрениями зрителей. Такой подход к постановке – совмещение форматов классического спектакля и хэппенинга – потребовал высокого мастерства актеров и готовности к импровизации, но зато обеспечил постановке нелинейность сюжета. А это, в свою очередь, позволяет зрителям с интересом смотреть спектакль не один и не два раза, ведь при каждом новом посещении сюжет разворачивается не так, как в прошлый.
Также положительные отзывы получил тонкий юмор, которым насыщены диалоги героев, а также интригующая завязка сюжета и тщательная подготовка актеров к исполнению ролей. Действие детективного сюжета разворачивается в парикмахерской, поэтому актеры главных ролей даже прошли курсы парикмахерского искусства.
Актриса Марина Дюжева
Помимо Марины Дюжевой, главные роли сыграли Георгий Дронов, звезда популярного ситкома «Воронины»,
и ряд звезд телешоу «Большая разница». Спектакль прошел на сцене ДК «Выборгский» в Санкт-Петербурге.
“33 несчастья” Марины Дюжевой
Студентка Анна Адамовна из “Покровских ворот”, вся такая непредсказуемая и противоречивая, Лида из фильма “По семейным обстоятельствам”, адвокат из “Мимино” — всем запомнилась та насквозь положительная девушка-мечта с восторженными глазами и тоненькой, беззащитной шеей. Режиссеры много и охотно ее снимали. Но если вы еще не видели эту актрису на театральных подмостках, то ничего про нее не знаете. Потому что на сцене Марина Дюжева совсем другая. А какая она на самом деле, знает только ее муж, известный журналист Юрий Гейко.
У нее стальные от природы мышцы и не менее сильный характер. Она не скрывает свой возраст, хотя выглядит лет на десять моложе. Напротив, он ей безумно нравится, потому что “можно расслабиться и ловить кайф”. И именно возраст повлиял на ее решение уйти из успешного сериала “Дружная семейка”, чтобы неожиданно для всех начать театральную карьеру.
— Когда я отказалась сниматься в продолжении сериала, ко мне домой заехали на 15 минут режиссер и продюсер, чтобы сказать: “Маш, кончай дурить!” В результате они просидели часа четыре, и режиссер, которого я обожаю, сказал: “Это бред — уговаривать практически пятидесятилетнюю актрису, чтобы она снималась в главной роли сериала!” Но я прекрасно понимала, что снимусь еще в 15—20 сериях этого ситкома — и все. Бесконечно сниматься нереально, хотя и денежно.
— Марина, ваш муж Юрий Гейко считает, что вы на актрису не похожи совершенно: вас никуда не затащишь, если вас узнают на улице, вы говорите: “Вы ошиблись”, в ваших туалетах звездности тоже не чувствуется. Муж вам все время повторяет: “Дюжева, у тебя проституточья профессия. Ты просто обязана где-то мелькать”. А вы говорите, что идеальная работа для вас — сидеть в тон-студии, в темной комнате, перед экраном и читать закадровый текст. Но театр — не темная комната. Сотни глаз следят за каждым вашим движением — разве не Голгофа для человека вашего склада?
— Я действительно не хожу на тусовки, не люблю, когда меня узнают на улице, а тем более подходят. А сцена — это преодоление комплексов. Я чувствую зал, но никого не вижу — смотрю на “четвертую стену”, как учили в ГИТИСе.
Почти 30 лет, со времен студенческого театра, я не выходила на сцену, но вышла и поняла, что вернулась домой. Я бы очень хотела, чтобы мое будущее было связано с театром. Сейчас тоже снимаюсь, но театр, безусловно, на первом месте. В кино твой персонаж во многом зависит от монтажа, он как лоскутное одеяло, составленное из кадров, снятых в последовательности, удобной не тебе. А в театре ты проживаешь свою историю от начала и до конца, и тебе не за что спрятаться — посредников между тобой и зрителем нет. Дублей тоже.
— Видела вашу Берту в спектакле “Боинг… Боинг” — народ стонет от смеха. Но в спектакле “Жестокие танцы” по “Загнанным лошадям” реакция была другой.
— Мне люди звонили: “Мы видели “Танцы”. Спектакль фантастический. Но мы никому не посоветуем на него пойти, потому что потом надо долго приходить в себя”. И, наверное, поэтому, к моему великому сожалению, он сейчас не идет.
Зрители выходили раздавленными, опустошенными. Но и — потрясенными, пересматривающими свою жизнь. Потому что такой танцевальный марафон — прообраз нынешних реалити-шоу, подобных “За стеклом”, “Дом”-1, 2, 3. Разве это не обман, не жестокие танцы? Таких используют, а потом равнодушно выбрасывают.
— Там потрясающие танцы…
— На репетициях мы по 4 часа в день танцевали. Мало того что я вдвое старше своих молодых партнеров (в день премьеры мне исполнилось 50 лет), которые схватывали все гораздо быстрее меня, — я еще и совершенно нетанцевальный человек. Из-за этого, дойдя до отчаяния, я отказалась от роли. Но меня, слава Богу, отговорили, и тогда я купила цифровую видеокамеру и часами каждый день учила движения перед телевизором. Настолько все задолбила, что, мне кажется, лет через десять смогу это повторить. Несмотря на то что спектакль не идет, я на всю жизнь останусь благодарна продюсеру Эльшану Мамедову, режиссеру Сергею Алдонину, постановщикам танцев Игорю Аршуляку, Александру Мацко, которые, простите за тавтологию, дали мне возможность почувствовать свои возможности.
— Не жалеете, что ушли из сериала?
— Ни секунды. У меня сейчас насыщенная театральная жизнь: комедии “Боинг… Боинг”, “Большая Зебра”, трагикомедия “Чокнутые”. Репетиции еще одного спектакля, название которого даже произносить боюсь… А еще я надеюсь на восстановление “Пяти вечеров”, который прекратил свое существование из-за смерти Саши Дедюшко. Они с Ларой Гузеевой играли героев, а я — продавщицу. Это трагикомическая роль, в которой я купалась. Вроде бы простая история, но как людям нужна такая драматургия! Зрители смеются не над тем, что попу голую показывают, а от узнавания своей жизни, и плачут от сопереживания…
Была годовщина гибели Саши и его семьи. Мы собрались помянуть их и говорили о возобновлении спектакля. Сашка нас поймет. Он был человеком такой жажды жизни!.. У него глаза горели, как у юноши, — он был только в начале пути. Потому что стал востребованным в творчестве, а значит, и счастливым, лет в 40. Он хватался за все. Мы познакомились, когда он приехал на “Дружную семейку”, которую снимали в Одессе. Появляется качок небольшого роста. Ко мне режиссер подходит: “Маш, кого опять прислали?! У нас же комедия!”
На съемках используешь любую возможность свалить из павильона, в котором живешь 12 часов в сутки, но, когда Сашка начал играть, мы забыли обо всем и смотрели, как он работает. Это было смешно так, что все в него влюбились. Второй раз я испытала изумление, когда он пришел на читку “Пяти вечеров”. Я ожидала увидеть другого партнера. И вдруг Дедюшко. Он весь свой юмор, мужественность и обаяние вложил в эту роль. И я не знаю, кто теперь может играть Ильина. Сашина смерть — потеря чудовищная.
Больная или святая?
…Она очень независимый человек. Никогда ни перед кем не заискивала и никого ни о чем не просила. После окончания ГИТИСа молодая актриса была нарасхват, но в штат “Мосфильма” ее почему-то не брали. Ее тогдашний свекор занимал высокий пост в Министерстве культуры СССР и предлагал свою помощь. Она отвечала: “Если вы это сделаете, я уйду из дома”. Марина и в театр-то тогда не пошла, потому что считала: подумают — по блату. Хотя из трех выпускных спектаклей в двух играла главные роли.
Юрий Гейко рассказал мне и другую историю, которая его потрясла в самом начале их семейной жизни: “Вечером звонок: “Марина Михайловна? Из ЦК КПСС беспокоят. Вашу кандидатуру ЦК ВЛКСМ выдвинул на поздравление членов Политбюро с сороковой годовщиной разгрома немцев под Москвой, — а я сижу с ней в обнимку и слышу каждое слово. — Вам надо сказать всего несколько фраз, прочувствованно”. Я понял: вот она — наша “золотая гиря”! И вдруг моя жена отказывается: “Вы знаете, я занята, у меня много съемок”. Голос продолжает: “Марина Михайловна, мы позвоним, и вас освободят. Там всего две репетиции”. И вдруг она говорит: “Да у меня нервы не в порядке! Вы хотите, чтобы я перед ними расплакалась?” Я думаю: она больная или святая? А Маша смотрит на меня своими глазищами: “Ну как я могу говорить им прочувствованно, если я их ненавижу?” И я, уже взрослый, сформировавшийся мужик, который через год стал “золотым пером” “Комсомолки”, понял, что такое истинная гражданственность. Это не треп на кухне, а способность во имя своих убеждений к личным жертвам. Я был поражен. Об этом она вам никогда не расскажет. Так она всю жизнь прожила”.
— Марина, вы — уникальный случай: сколько интереснейших ролей сыграно, и никаких званий, в то время как их раздают направо и налево!
— В том-то и дело, что раздают направо и налево, часто как бы за выслугу лет. Обидно только, когда — сколько раз так было — в газетах, телепередачах появляется строка, титр — “Марина Дюжева, заслуженная артистка”, — как будто я сама себе присвоила. Но, честно скажу, мне эти звания… А сколько сейчас заслуженных и даже народных в безвестности, нищих, без работы. А у меня есть всё, я счастливая женщина. Как актриса я, пожалуй, только теперь, на сцене, становлюсь счастливой. Когда играю роли, где есть что играть, над чем думать.
— Вы умеете говорить “нет”?
— Очень долго училась. И считаю это самым главным своим завоеванием. Вдруг я подумала: а с какой стати я говорю “да” и участвую в том, что мне изначально не нужно? На меня очень подействовало рождение детей. Когда я родила первого, Мишку, пришла домой и посмотрела на себя в зеркало. Я там увидела такую потрясающую красоту и такую личность, что вдруг поняла: через меня проходит вечность. Что я не какая-нибудь там девочка, чья-то хорошая дочка, вечная отличница, которая должна стоять на лапках перед дядями-режиссерами, про себя говорить: “Нет-нет! Не хочу!” — а все выполнять. Я — мать, я жизнь дать могу! И я себе впервые понравилась. Потом это прошло, но ощущение себя личностью осталось. И научилась говорить “нет”, спорить с режиссерами, отстаивать свою точку зрения и даже перетягивать людей на свою сторону.
— В начале девяностых почти не снимались фильмы, и театр медленно умирал. У вас было чувство отчаяния?
— Случались моменты, но это глупость, спонтанные приступы. Я занималась тем, что вязала вещи, детские и подростковые, а Юра сдавал их в комиссионку. Причем вязаные изделия не принимали, но я работала с выдумкой, времени было много… И эти вещи уходили влет.
— Но муж ведь работал в центральной газете. Разве он не мог содержать семью?
— Мог. Но жить за счет даже любимого человека я не могу ни секунды.
…Романтическая история их знакомства на съемках в Ялте достаточно известна, но мало кто знает, как признанный специалист по автоликбезу учил рулить свою будущую жену. “В армии я солдат обучал вождению, — рассказывает Юрий Гейко. — Почти все делали обычную ошибку: бросали сцепление, машина дергалась и глохла. Я мучился, пока не подсказали: “А ты врежь по шее — знаешь, как закрепляется рефлекс!” И когда Дюжева стала рвать мою машину и раз, и два, и три, то я не выдержал: врезал ей довольно сильно, а рука у меня тяжелая. Я испугался, что она выскочит со слезами, и испуганно говорю: “Маша! Так рефлекс закрепляется. Вот увидишь — больше ты сцепление не бросишь!”
— Признайтесь, вы тогда не обиделись?
— Нет. Я с ребятами привыкла дружить. У меня было очень мало романов за всю мою жизнь, все они — исключение из правила. С Юрой все начиналось с дружбы. У меня не было никогда такого: я — женщина, относитесь ко мне как к женщине. Я думала, вот мне исполнится лет тридцать и я стану женщиной — научусь красить губы, делать прическу. В пятьдесят я поняла: не изменится уже ничего. И прекрасно.
Климакс зашевелился