Биография Олега Табакова
Олег Павлович Табаков – советский и российский актер, режиссер и педагог, актер озвучивания, один из основателей театра «Современник», руководитель театра «Табакерка» и МХТ им. Чехова, ректор Школы-студии МХАТ (1986 – 2000). Большинство фильмов с его участием стали классикой отечественного кинематографа: «Живые и мертвые», «Война и мир», «Гори, гори, моя звезда», «Семнадцать мгновений весны», «12 стульев», «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Д’Артаньян и три мушкетера», «Несколько дней из жизни Обломова», «Человек с бульвара Капуцинов»… Этот список можно продолжать еще очень долго, а ведь за его плечами множество не менее выдающихся театральных работ.
Олег Павлович Табаков
СМИ сообщили о крайне тяжёлом состоянии Олега Табакова
Состояние здоровья художественного руководителя МХАТ имени Чехова Олега Табакова резко ухудшилось, сообщает РЕН ТВ.
По данным телеканала, актер находится на искусственной вентиляции легких в реанимации. Медики оценивают состояние Табакова как крайне тяжелое. Рядом с легендарным актером находятся члены семьи.
Как сообщал раньше сайт «Сегодня» актер и режиссер 82-летний Олег Табаков помещен в реанимацию Первой градской больницы №1 им. Пирогова.
«Олег Павлович поступил в Первую градскую больницу в крайне тяжелом состоянии в понедельник. Он находится в шестом отделении реанимации», – сообщили «Интерфаксу» в пресс-службе медучреждения. В этом отделении занимаются, в числе прочего, пациентами с пневмонией.
Старший сын Антон заявил изданию РБК, что у Олега Табакова после обследования диагностировали воспаление легких.
«Олегу Павловичу сегодня лучше, его состояние стабилизировалось. Но о переводе его из реанимации в обычную палату говорить пока рано», – говорили в кулуарах медучреждения.
Детство и юношеские годы
Олег Павлович Табаков родился 18 августа 1935 года в семье врачей Павла Кондратьевича Табакова и Марии Андреевны Березовской. Свое детство будущий актер и худрук провел в коммунальной квартире и уже с детства знал, какую цену имеет рубль, заработанный взрослыми, как честность, доброта и трудолюбие близких соседствуют с лицемерием, ханжеством и приспособленчеством общества.
Олег Табаков в детствеТем не менее, все ранние детские воспоминания Олега Табакова окрашены в светлые оттенки. Эти годы он ассоциирует со свободой, солнцем, пространством и счастьем. Его окружали только любящие люди: мама и папа, бабушки Оля и Аня, дядя Толя и тетя Шура. Маленький Олег очень много читал и уже тогда увлекался театром – с удовольствием посещал саратовский ТЮЗ, многие постановки смотрел по несколько раз и знал наизусть.
Все изменилось, когда грянула война. Отец ушел на фронт, работал на санитарном поезде, Олега с мамой эвакуировали на Урал, и в военные годы Мария Андреевна трудилась в военном госпитале у железнодорожной станции Эльтон. Глава семейства вернулся домой, но вскоре после этого они с женой разошлись. Это стало огромным ударом для мальчика, причинило буквально физическую боль.
Олег Табаков в школьные годыОставшись без мужской опеки, мальчик едва не попал в дурную компанию, связавшись с уличной шпаной. Кто-то рассказал об этом маме Олега, и женщина взяла сына за руку и привела его в драмкружок «Молодая гвардия» при Дворце пионеров. Ему повезло попасть к педагогу Наталье Иосифовне Сухостав, которую Табаков впоследствии называл своей крестной мамой в актерской профессии. Хотя на прослушивании в студию он говорил очень тихо и неразборчиво, женщина приняла его в группу, и уже через несколько месяцев он блистал на сцене в ключевых ролях. В драмкружке он занимался с 1950 по 1953 год.
Молодой актер Олег Табаков во время визита в Саратов (1961)Окончив саратовскую школу №18, Табаков решил отправиться в Москву, чтобы поступить в театральное училище. Родственники отговаривали его, искренне желая добра – мало кто верил, что юноша из провинции с тремя годами местного драмкружка преодолеет жестокие вступительные испытания. Но, видимо, саратовская театральная школа всегда была сильной: Олега приняли в Школу-студию МХАТ и в ГИТИС. Он отдал предпочтение первому, так как считал этот вуз «вершиной театральной педагогики».
Смерть
В 2021 г. «Табакерка» отметила 30-летний юбилей. Телеканал «Культура» показал лучшие телеспектакли «Табакерки», поставленные в разные годы. Табакова поздравляли различные известные артисты, общественные и государственные деятели.
Осенью того же года Олега Павловича положили в больницу с подозрением на воспаление легких. Со временем у престарелого актера диагностировали «синдром глубокого оглушения» и сепсис. Врачи подключили его к аппарату искусственной вентиляции легких.
Олег Табаков незадолго до смерти
В феврале 2021 г. доктора публично заявили, что основатель «Табакерки» уже вряд ли вернется на сцену, вследствие стремительного ухудшения здоровья. Олег Павлович Табаков умер 12 марта 2021 года в возрасте 82 лет. Его похоронили на московском Новодевичьем кладбище.
Первые роли
В учебных спектаклях Табаков играл преимущественно положительные роли. Сыграв однажды Хлестакова из «Ревизора», он получил комментарий от одного из педагогов: «Оказывается, в вас дремал прекрасный комедийный актер». Диплом об окончании Школы-студии он получил в 1957 году, после чего его приняли в театр Станиславского.
Годом рождения «Современника» считается 1956Еще в 1956 году он с группой единомышленников-выпускников МХАТовской школы (среди них были Олег Ефремов, Игорь Кваша, Галина Волчек, Евгений Евстигнеев и др.), основал театр «Современник» (тогда он назывался «Студия молодых актеров»). В качестве пробы пера выбрали спектакль «Вечно живые»: худруком был Олег Ефремов (он же исполнял роль Бороздина), Табаков (Лёлик, как звали его друзья) играл студента Мишу.
Репетировали 4 месяца, премьера состоялась 8 апреля 1957 года. Критики отмечали, что не увидели в постановке ничего нового – это был просто «классический хороший МХАТ». Эти слова группа молодых актеров восприняла как похвалу, ведь именно возрождение эстетических идеалов театра, свободного от налета «советчины», было их главной целью.
Актеры театра Современник Людмила Иванова и Олег Табаков (1958 год)Первое время «Современник» жил под крылом МХАТа, но после третьего спектакля, «Никто» (в котором Табаков исполнил сразу 3 роли), руководство театра обвинило артистов в попрании традиций и выгнало их из помещения. Лишь через 4 года театр выбил собственное здание, располагавшееся на улице Маяковского. Табаков являлся постоянным артистом «Современника» до 1983 года, был задействован более чем в 30-ти постановках.
Кадр из фильма «Весенний дождь»Еще будучи студентом, Табаков начал сниматься в кино. Вначале это были роли в массовке, но в 1956 году ему досталась главная роль в картине «Тугой узел». По сюжету у его героя Саши Комлева умирает отец, и парня усыновляет председатель колхоза, который в фильмы был показан отъявленным бюрократом. Это не понравилось цензорам, актера, исполнявшего роль председателя, заменили, а фильм получил другое название – «Саша вступает в жизнь». Оригинал зрители все же увидели, но лишь 30 лет спустя.
Первая серьезная роль Олега Табакова в кино («Тугой узел»)На рубеже 50-х и 60-х о талантливых актерах театра «Современник» знала вся Москва. А поистине народную славу Табаков приобрел после выхода в 1960 году на экраны двух картин подряд: драмы «Люди на мосту» и остросюжетной картины «Испытательный срок».
Олег Табаков в фильме «Испытательный срок»Первых героев Табакова называли «розовскими мальчиками». Школьник по имени Олег Савин, которого сыграл Табаков в ленте «Шумный день» по пьесе «В поисках радости» Виктора Розова – это воплощение лучших черт в людях хрущевского времени: прямота суждений, чистота помыслов, умение отстаивать свою позицию. Это относится и к Олегу Савину и к Виктору Булыгину из фильма «Люди на мосту», и к Саше Егорову из «Испытательного срока», и к Сереже из «Чистого неба», и ко многим последующим ролям ТабаковаОт этого амплуа он отошел в фильме «Молодо-зелено» (1963). Многие сомневались, что Табаков с его юношеской внешностью сможет убедительно сыграть бригадира и депутата Бабушкина. Но ему это мастерски удалось, и следом его утвердили на роль лейтенанта Крутикова из «Живых и мертвых» – первая отрицательная роль в фильмографии Табакова.
Табаков в роли Бабушкина (слева) и Крутикова
Работа в кино и на телевидении
Уже на третьем курсе Табаков сыграл свою первую роль в киноленте «Саша вступает в жизнь». Его пригласил режиссёр Михаил Швейцер, и он остался доволен своим выбором. После этого на юного актёра посыпались предложения, всего за свою жизнь он сыграл около 130 ролей в кино. Но для студента такая нагрузка оказалась слишком сильной, и в 1964 Олег пережил инфаркт. На тот момент ему было всего 29 лет.
Персонажи, которых играл Табаков в молодости, все были немного похожи друг на друга. Они отличались прямотой суждений, чистотой помыслов, некоторым упрямством. Эти качества присутствовали и в юном актёре. Именно поэтому ему с лёгкостью удалось сыграть в картинах «Люди на мосту», «Испытательный срок», «Чистое небо» и «Война и мир». Эти роли даже сейчас считаются лучшими в начале его пути.
С 1975 г. Олег появлялся на телевидении. Он стал одним из первых актёров, принимавших участие в телеспектаклях. Также мужчина записал два моноспектакля — «Конёк-Горбунок» и «Василий Теркин». Табаков с блеском сыграл ведущие роли в пьесах «Шагреневая кожа», «Эзоп» и «Печники». Особенно запомнилась зрителям его роль в телеверсии спектакля «Двенадцатая ночь». Актёр участвовал и в озвучивании мультфильмов. Именно его голосом разговаривает кот Матроскин из «Простоквашино», Барбос из «Бобик в гостях у Барбоса» и даже легендарный кот Гарфилд из одноименного мультика.
Всесоюзная слава
По воспоминаниям актеров «Современника», в те годы они были столь востребованными, что иногда сотрудники Мосфильма поджидали их прямо на выходе из театра, сажали в машину и везли на съемочную площадку. Безумный рабочий график сказался на здоровье Табакова – в 29 лет у него случился инфаркт. Прогноз врачей был неутешительным – ему советовали завязать с выступлениями навсегда. Но прошла пара месяцев, и он уже каждый вечер репетировал спектакль «Обыкновенная история», который в 1967 году получил госпремию Советского Союза, а сам Табаков за совокупные заслуги был награжден Знаком Почета.
Фото со спектакля «Обыкновенная история»В 1966 году зрители увидели Табакова в роли Николая Ростова в «Войне и мире» Сергея Бондарчука, в компании Вячеслава Тихонова и Людмилы Савельевой.
«Война и мир»: Олег Табаков в роли Николая РостоваВ 1968 году Олега Табакова пригласили в пражский театр «Чиногерны клуб» сыграть Хлестакова в постановке «Ревизор». Всего чешским зрителям было продемонстрировано 30 спектаклей, каждый из которых срывал овации,
В 1970 году, после того, как Олег Ефремов ушел во МХАТ, Олег Табаков возглавил «Современник», при этом продолжая выходить на сцену вместе с другими актерами. Он проявил себя достаточно жестким и бескомпромиссным руководителем: без колебания наказывал прогульщиков и разгильдяев, а однажды уволили Олега Даля – тот явился на спектакль пьяным и не смог выйти к зрителям. По мнению Олега Павловича, театр – это большая семья, где все дети должны расти в справедливости.
Олег Павлович стал одним из первых, кто принял участие в телеспектаклях: первым опытом стали работы в постановках «Рисунок карандашом» и «Продолжение легенды». На ТВ он записывает и два моноспектакля («Василий Теркин» и «Конек-Горбунок»). После этого с блеском сыграл главные роли в телевизионных спектаклях «Шагреневая кожа», «Иван Федорович Шпонька и его тетушка», «Эзоп» и «Печники», принимал участие в создании телеверсии постановки Современника «Двенадцатая ночь».
В СССР открытки с Табаковым продавались в каждом ларькеВ 1973 году ему досталась роль эсэсовского генерала Шелленберга в «17 мгновений весны» с Вячеславом Тихоновым в главной роли, после чего его начали узнавать и за пределами Советского Союза.
Кадр из фильма «17 мгновений весны»В 1976 году он вновь проявил свой комедийный талант в «12 стульях» Марка Захарова. В эпопее о похождениях героев Андрея Миронова и Анатолия Папанова он сыграл застенчивого завхоза-воришку Альхена.«12 стульев»: Табаков в роли воришкиВ 1978 году Табаков начал работу над озвучиванием кота Матроскина из мультфильма «Трое из Простоквашино». Шарика озвучил Лев Дуров, а дядю Федора – Мария Виноградова. Сегодня сложно представить, что будет если любимые с детства герои заговорят другими голосами. Это одна из самых известных работ Табакова как актера дубляжа, но далеко не единственная. Видимо, ему лучше всего удаются голоса героев-котов – он дублировал голос главного героя в фильме «Гарфилд» и его продолжении.
Олег Табаков подарил голос коту МатроскинуЧерез год зрители по достоинству оценили его исполнение короля Людовика XIII в мюзикле «Д’Артаньян и три мушкетера», в котором собрался воистину звездный состав: Михаил Боярский, Вениамин Смехов, Игорь Старыгин, Ирина Алферова, Алиса Фрейндлих, Маргарита Терехова. Вокальные партии Табакова исполнял Владимир Чуйкин.Песни Людовика XIII, не вошедшие в «Трех мушкетеров»Четыре года спустя Никита Михалков представил результат их сотрудничества – драму «Неоконченная пьеса для механического пианино» по мотивам чеховских рассказов. В том же году ему присудили звание Заслуженного артиста РСФСР. В 1980 свет увидела другая картина Михалкова с Табаковым в главной роли – «Несколько дней из жизни Обломова», которая получила зрительский успех за пределами страны, собрала премии международных фестивалей и 10 дней демонстрировалась в нью-йоркском кинотеатре «Эмбасси» с непременным аншлагом.
Илья Ильич Обломов в исполнении ТабаковаВ 1983 году многолетнее сотрудничество с «Современником» закончилось переходом в МХАТ. Первой ролью Олега Павловича, сыгранной на этой сцене, стал Сальери из «Амадея».
В 1983 Табаков вошел в труппу МХАТ (на фото: в образе Сальери)В 1988 году Табакову было присвоено звание Народного артиста. К началу 90-х он был одним из самых богатых актеров Союза (хотя денежная реформа 1992 года плачевно сказалась на его состоянии). После развала СССР Олег Павлович продолжал сниматься в кино («Ширли-Мырли» с Верой Алентовой, «Внучка президента» с Надеждой Михалковой, «Сирота Казанская» с Еленой Шевченко и др.), регулярно выходил на сцену, но большую часть времени у него отнимало преподавание актерского искусства молодому поколению.
Олег Табаков родился в Саратове. Его родители были врачами, но к медицине мальчика не тянуло — с ранних лет он полюбил театр и наизусть выучил репертуар местного ТЮЗа. Когда началась война — отец ушёл на фронт, работал в санитарном поезде, а мать с сыном отправились на Урал. По возращению в Саратов родители развелись, что стало для Олега сильным ударом… Оставшись без отца, он попал в компанию местной шпаны и неизвестно, как сложилась бы его судьба, если бы мать не отвела его в драмкружок. На прослушиваниях он педагогов не впечатлил, но его все-таки приняли и уже через несколько месяцев поняли, что не ошиблись — Олег Табаков блистал на сцене. К плохим компаниям и опасным приключениям его больше не тянуло.
«Шумный день», к/с «Мосфильм», 1960, реж. Г. Натансон, А. Эфрос
После школы Табаков поехал поступать в театральное училище в Москву. Дома его отговаривали — провинциальный юноша, три года саратовского кружка, ну куда? Наверняка провалится на экзаменах… Но его приняли сразу в два места — Школу-студию МХАТ и в ГИТИС. Перед МХАТом он преклонялся, поэтому выбор был очевиден. В училище чаще всего он играл спокойных положительных персонажей, и только один преподаватель разглядел в нем комедийный талант, который потом ярко проявится в его работах. В 1957 году Табаков получил диплом и тут же был принят в театр им. Станиславского.
«Шумный день», к/с «Мосфильм», 1960, реж. Г. Натансон, А. Эфрос
На последнем курсе Табаков и несколько других студентов основали на базе МХАТовского училища «Студию молодых актёров» — будущий театр «Современник». Еще до получения дипломов они сыграли премьеру — спектакль «Вечно живые» с участием Олега Ефремова и Олега Табакова. Критики пожали плечами: «Классический МХАТ, ничего нового», а студенты приняли это за лучшую похвалу. Однако после третьего спектакля руководство МХАТа обвинило молодых экспериментаторов в попрании традиций классического театра и выгнало студию из-под своей крыши. Театр устоял, выбил себе новое здание, и «Современнику» Олег Табаков отдал почти тридцать лет.
«Дело «пёстрых»», к/с «Мосфильм», 1958, реж. Н. Досталь
Однажды на спектакль «Современника» пришла школьница Людмила Крылова. Стоило ей только увидеть на сцене Олега Табакова, как девушка тут же потеряла голову. Она решила, что если тоже станет актрисой, то обязательно с ним познакомится… И действительно — она окончила Щепкинское училище, стала играть в Малом театре, и однажды её пригласили на пробы в фильм «Дорога к морю», куда уже утвердили Олега Табакова. Роман вспыхнул сразу, а вскоре пара поженилась. Они прожили в браке почти 35 лет, воспитав двоих детей — Антона и Александру.
«Сверстницы», к/с «Мосфильм», 1959, реж. В. Ордынский
Первую роль в кино Олег Табаков получил в 1956 году — в драме «Тугой узел», но популярность ему принесли фильмы «Испытательный срок» и «Люди на мосту». Он почти сразу стал узнаваемым и любимым киноактёром, и снимался постоянно — фильмы с его участием выходили каждый год. Актёр очень молодо выглядел и долгое время режиссёры видели в нем только пылкого симпатичного мальчика. Табаков на героические роли не претендовал, но и постоянно ходить в «мальчиках» не хотел, и поэтому настоящим подарком для него стала отрицательная роль лейтенанта Крутикова в драме «Живые и мертвые».
«Живые и мёртвые», к/с «Мосфильм», 1964, реж. А. Столпер
Одной из ранних работ актёра был режиссёр-самоучка Искремас из драмы «Гори, гори, моя звезда». Эту роль должен был играть Ролан Быков, но он в то время был в немилости из-за роли в запрещённом фильме «Комиссар», и его кандидатуру худсовет отверг. Тогда режиссёр Александр Митта взял на роль Олега Табакова. Для него эта роль стала пророческой — он так же страстно относился к сцене, был художественным руководителем и основателем театров, и никогда не боялся быть новатором.
«Гори, гори, моя звезда», к/с «Мосфильм», 1969, реж. А. Митта
В 60-х годах Олег Табаков был одним из самых востребованных актёров. У «Современника» дежурила «мосфильмовская» машина, чтобы сразу после спектакля везти его на съёмки. Нагрузки были такими, что в 29 лет у актёра случился инфаркт… Врачи советовали оставить театр или кино, чтобы рабочий график не был настолько безумным, но молодость и азарт взяли свое — уже через месяц он репетировал спектакль «Обыкновенная история» и снимался в трёх фильмах сразу.
«Обыкновенная история», ТО «Экран», 1970, реж. Г. Волчек
В 1970 году худрук «Современника» Олег Ефремов ушёл руководить во МХАТ, и Олег Табаков возглавил театр. Он стал самым молодым худруком — ему было всего 35 лет. Оказалось, что за мягкой внешностью и любовью к шуткам и розыгрышам скрывается жёсткий руководитель, который мог уволить любого выдающегося актёра, если тот срывал работу. Именно так это случилось с Олегом Далем… Он приехал на спектакль пьяным и на следующий день был уволен.
«Случай с Полыниным», к/с «Мосфильм», 1970, реж. А. Сахаров
Одну из своих самых популярных ролей Олег Табаков сыграл в фильме «Мэри Поппинс, до свиданья!». Его мисс Эндрю надолго запомнилась и взрослым, и маленьким зрителям! Для полного перевоплощения в суровую леди ему даже не понадобилось сложного грима — достаточно было накрашенных губ и глаз, всё остальное сделала актёрская игра. Ему так понравился образ вредной мисс, что он освоил маникюр, хождение в туфлях и постоянно придумывал для неё новые идеи. Однажды пришёл с металлической фиксой на зубе, но режиссёр попросил её снять — в таком виде няня была похожа на уголовницу…
«Мэри Поппинс, до свидания», к/с «Мосфильм», 1983, реж. Л. Квинихидзе
Мало кто знает, что мисс Эндрю была не первой женской ролью Олега Табакова. В спектакле «Всегда в продаже» он играл буфетчицу Клаву. Она, кстати, тоже была скорее отрицательным персонажем — воплощением цинизма и равнодушия. Актёр очень любил всякие розыгрыши, поэтому Клава была с ним постоянно — с пышной накладной грудью, в парике с укладкой, с макияжем на лице он шёл в кабинет и принимал посетителей. При этом сохранял каменное выражение лица и делал вид, что не понимает, почему визитёры так смущаются.
т/c «Всегда в продаже» (www.pinterest.ru)
В 1973 году ему досталась роль эсэсовского генерала Шелленберга в легендарных «Семнадцати мгновениях весны». Неожиданно для всех начальник внешней разведки службы безопасности Третьего рейха получился… милым. Настолько, что председатель КГБ Юрий Андропов после премьеры сказал актёру, что так играть бригадефюрера СС — это безнравственно. А спустя время Табаков получил открытку из ФРГ. Её прислала племянница Шелленберга, она написала: «Спасибо за то, что были добры, как дядюшка Вальтер, и дали возможность ещё раз взглянуть на него!». Оказывается, она смотрела «Семнадцать мгновений весны».
«Семнадцать мгновений весны», к/с им. М. Горького, 1971 — 1973, реж. Т. Лиознова
В середине 70-х Олег Табаков создал свою студию, которая должна была воспитывать новое поколение актёров. Отбор был жесточайшим — из нескольких тысяч желающих Табаков отобрал 49 школьников. Детям преподавали актёрское мастерство, сценическую речь и пластику, историю искусств. Чуть позже Табаков начал вести курс в ГИТИСе, куда взял всего 26 студентов, причем, восемь из них были выпускниками его студии. Попасть к Табакову было почти нереально, но среди тех, кому это удалось, оказались Игорь Нефёдов, Андрей Смоляков, Елена Майорова, Сергей Газаров. Студия стала театром, названным по фамилии руководителя — «Табакерка».
«Москва слезам не верит», к/с «Мосфильм», 1979, реж. В. Меньшов
В жизни Олег Табаков был очень прямолинейным человеком и не считал нужным лукавить перед абитуриентами и учениками. Своему ближайшему другу, который был далёк от актёрской среды, он объяснял свою жёсткость так: «Нужно говорить правду, причем сразу. Иначе человек время потеряет, пока будет учиться, а потом поедет куда-нибудь третьеразрядным артистом. Зачем?». Своих коллег он тоже не щадил, и многие на него обижались. Но при этом его очень любили и знали, что он никого не оставит в беде. Режиссёр Иосиф Райхельгауз вспоминал, что когда работал у Табакова, то влип в историю — подрался на улице за насмешку над его фамилией. От Табакова потребовали уволить драчуна, но он придумал хитрый ход — срочно собрал комсомольское собрание, принял Райхельгауза в комсомол, а на следующий день объявил режиссёру строгий выговор с позорным исключением из рядов ВЛКСМ. Этого наказания оказалось достаточно, и Райхельгауз продолжил работать.
«Мелодия для шарманки», ООО «СОТА Синема Групп», 2009, реж. К. Муратова
Едва Табаков успел выпустить курс — его запретили вместе с театром. Студентам не разрешали собираться в студии, а Табакова отстранили от преподавательской деятельности. Актёра обвинили в идеологически неверном прочтении образа Павла Корчагина в одном из спектаклей… Ученики Табакова настолько прикипели душой к учителю и театру, что собирались по ночам. Через два года запрет сняли и актёр набрал новый курс, в него вошли Галина Чурилова, Алексей Серебряков, Евдокия Германова, Сергей Шкаликов, Александр Мохов и Марина Зудина.
«Валентин и Валентина», к/с «Мосфильм», 1985, реж. Г. Натансон
Марине Зудиной тогда было 16 — на 30 лет меньше, чем Табакову. Она была очень уверена в себе, и знала, что хочет лучшие роли и лучшего мужа… В симпатичного преподавателя студентки влюблялись поголовно, но для Зудиной Табаков был кумиром с самого детства и, как когда-то Людмила Крылова, она очень хотела привлечь его внимание. Их роман начался, когда Зудина была на втором курсе. Это был скандальный адюльтер, который не обсуждал и не осуждал только ленивый. С первой женой Табаков развёлся только спустя 10 лет — семья не простила ему уход, жена и дети прекратили с ним общение и долгое время отказывались обсуждать эту тему с кем-либо. В браке с Мариной Зудиной у Олега Табакова появилось еще двое детей — Павел и Мария.
«После дождичка в четверг», к/с им. М. Горького, 1985, реж. М. Юзовский
За свою кинокарьеру Олег Табаков снялся более, чем в ста фильмах и сыграл самых разных персонажей — вальяжного Илью Обломова из фильма «Несколько дней из жизни И. И. Обломова», воришку Альхена из «Двенадцати стульев», короля Людовика XIII из «Д’Артаньян и три мушкетёра», владельца салуна Гарри МакКью из «Человек с бульвара Капуцинов», алкоголика Суходрищева из «Ширли-мырли», а в фильме «Президент и его внучка» ему досталась роль Президента. А одну из своих самых ярких ролей он даже не сыграл, а озвучил — Матроскин в мультфильме «Трое из Простоквашино» прочно ассоциируется с голосом Олега Табакова. Придумывая манеру речи для Матроскина, Олег Табаков вспоминал голоса двух людей — своего старшего сына Антона и отца первой жены, актрисы Людмилы Крыловой.
«Ширли-мырли», к/с «Мосфильм», 1995, реж. В. Меньшов
В 2000-го года Олег Табаков возглавил МХТ им. Чехова, снова сменив на посту Олега Ефремова. Театр пришлось поднимать почти с нуля — за предыдущее десятилетие зрители перестали ходить на спектакли, количество постановок было катастрофически мало, среди актёров были пьющие и неуважающие мхатовские стены. Табаков начал приводить в порядок бухгалтерию, искать новых авторов, привлекать молодых режиссёров, собрал новую сильную труппу, среди которой были Константин Хабенский, Михаил Пореченков, Ирина Пегова, Николай Чиндяйкин, Дарья Мороз, Анатолий Белый и другие теперь уже известные и популярные актёры. И очень скоро в кассы стали выстраиваться огромные очереди.
«Президент и его внучка», к/к «Киномост», 1999, реж. Т. Кеосаян
О своих принципах актёр говорил: «Надо иметь смелость не карьеру делать, а реализовать себя. Вот и все. Жить не по лжи. Жить по совести… Много мне добра сделали, надо и совесть иметь, по возможности возвращать, отвечать добром на добро». Олега Табакова не стало 12 марта 2021. Художественным руководителем «Табакерки» стал Владимир Машков — один из его самых талантливых и любимых учеников.
Педагогическая деятельность
В 1974 году у Табакова, уверенного, что необходимо «постоянно приобретать и коллекционировать свои профессиональные умения», возникла идея создать свою студию. Желающих заниматься у самого Табакова оказалось более четырех тысяч, но прошли отбор лишь 18 человек. Пятеро из них поступили в ГИТИС, на курс, который взялся учить Табаков.
С тех пор народный артист посвящал львиную долю времени преподаваниюПрограмма на курсе Табакова сильно отличалась от того, что преподавали студентам в других театральных. Ученики читали «запрещенку», устраивали встречи с культовыми фигурами в искусстве того времени, вроде Владимира Высоцкого и Булата Окуджавы.Олег Табаков и его «цыплята табака»В 1977 году этот курс стал основой для будущего театра «Табакерка». Среди молодых людей были многие известные сегодня артисты: Игорь Нефедов, Андрей Смоляков, Елена Майорова.
Олег Табаков и Олег Ефремов (юбилей Школы-студии МХАТ, 1993)В 1986 году Табаков стал ректором Школы-студии МХАТ. Эту должность он занимал до 2000 года, после чего возглавил кафедру мастерства актера. В 1992 году по его инициативе была основана Летняя актерская школа имени Станиславского в Бостоне
В 2000 он стал художественным руководителем МХТ им. Чехова. Первым делом новый худрук взял курс на полное обновление репертуара, для чего пригласил режиссеров со свежим взглядом (Кирилл Серебренников, Константин Богомолов, Сергей Женовач) и актеров (Константин Хабенский, Юрий Чурсин, Ирина Пегова, Максим Матвеев и др.).
Табаков совмещал руководство двумя театрами и преподаваниеВ 2009 году артист объявил о создании актерского колледжа при «Табакерке». Каждый год в заведение принимали 24 человека, проживание и все нужды которых финансировались из бюджета Москвы. При этом, по словам Табакова, педагоги колледжа сами искали молодые талантливых актеров, путешествуя по отдаленным уголкам России.Театр нуждается в самородках из глубинки, и начинать учиться актерскому мастерству нужно сызмальства.В августе 2015 года Олег Табаков отметил свое восьмидесятилетие. Свой юбилей он встретил в должности директора и художественного руководителя МХТ им. А. П. Чехова , а также члена Совета по культуре и искусству при Президенте России.Олег Табаков и Марина Зудина в «Вечернем Урганте»
Театр
После Школы-студии молодой актёр был распределен в Московский драматический театр имени Станиславского. Но судьба привела Табакова в новый, созданный Олегом Ефремовым, театр, который позже получил название «Современник».
После ухода Ефремова во МХАТ «Современник» почти на семь лет возглавил Олег Табаков. В декабре 1986 года вышел приказ о создании в Москве трёх новых театров. Среди них был и Театр-студия под руководством Олега Табакова. Так сбылась его заветная мечта о собственном театре, который вскоре окрестили «Табакеркой».
Начало пути «Табакерки» не было безоблачным. Некоторые критики не восприняли всерьёз появление новой студии. Зато в зрительном зале театра на улице Чаплыгина всегда был аншлаг. Первой работой Театра-студии под руководством Олега Табакова стал спектакль «Кресло» поставленный Табаковым по повести Юрия Полякова 1 марта 1987 года.
За период правления театром Табакова здесь происходит коренное обновление репертуара и актёрского состава. В труппу принимается целый ряд молодых и талантливых актёров: Марина Неёлова, Константин Райкин, Юрий Богатырёв и другие. Обновился и репертуар. Олег Табаков привлекал в театр для новых работ известных режиссёров и писателей, приносивших свежие идеи и новый импульс для творческого развития.
Театральная биография Олега Табакова очень богата и разнообразна. Табаков много работал за рубежом в качестве преподавателя и режиссёра-постановщика. Российский мэтр поставил более четырёх десятков спектаклей советской, русской и зарубежной классики в театрах Чехии, Финляндии, Германии, Дании, США и Австрии. А на базе Гарвардского университета актёр открыл Летнюю школу имени Станиславского, которую сам и возглавил. С 1986 по 2000 год он – ректор Школы-студии МХАТ, руководитель совместной аспирантской программы Школы-студии и Университета Карнеги Меллон (США).
С 2000-го Олег Табаков – руководитель Московского Художественного театра имени Чехова.
Помимо кино и работы в театре Олег Табаков появлялся и на телевидении. Именно Табаков стал одним из первых актеров, который участвовал в телевизионных спектаклях, которые транслировались в прямом эфире. На его счету два моноспектакля – «Конек-Горбунок» и «Василий Теркин».
Самыми известными постановками на телевидении с участием Табакова стали «Эзоп», «Шагреневая кожа», «Печники». Также актер и режиссер приложил руку к созданию телевизионный версии спектакля «Современника» под названием «Двенадцатая ночь».
Личная жизнь Олега Табакова
Первой женой Олега Табаков стала актриса Людмила Крылова (1938 г.р.), которая родила супругу двоих детей: Антона (1960) и Александру (1966).
Олег Табаков и Людмила Крылова были женаты почти 35 летЕще школьницей она пришла на спектакль театра «Современник» и без памяти влюбилась в Олега. После этого она твердо вознамерилась поступать в актерское училище, поступила в «Щепку» и начала работать в Малом театре, регулярно посещая все постановки с труппой «Современника», не теряя надежды познакомиться со своим кумиром.
Супруги вместе снимались в кино и играли в театреОднажды ей позвонили со студии и попросили прислать фотографию – один «привередливый актер» никак не мог выбрать партнершу для нового фильма. Как оказалось, этим привередой и был Табаков.Как сейчас помню — пустая гримерная, спиной стоит женщина в белом халате, в кресле сидит человек, вижу в зеркале его отражение и чуть не падаю! Задрожали коленки, застучали зубы.Как утверждала Людмила, роман между ними начался в первую же ночь знакомства. Через два месяца после рождения первенца влюбленные расписались и сразу после ЗАГСа вернулись на репетицию в театр.
На фото: молодые Табаков и Крылова с сыном АнтономКазалось, их брак выдержит любые невзгоды и перипетии актерской профессии, но в 1981 году на курс Табакова в ГИТИСе поступила 16-летняя Марина Зудина. За годы учебы их отношения вышли далеко за рамки «студент – педагог» (несмотря на 30-летнюю разницу в возрасте), но долгое время им удавалось скрывать этот факт. В 1995 году, после 10-летнего романа, Олег Табаков и Марина Зудина расписались. Свой уход из семьи Олег Табаков так и прокомментировал: «Как ни банально это звучит, пришла любоф-ф-ф…»
Табаков променял Крылову на Марину ЗудинуПочти 20 лет спустя он поведал в одном из интервью, что отношения между ним и Людмилой испортились, потому что она неоднократно избавлялась от его любимых собак, пока он был на гастролях.Познер. Олег Табаков. Фрагмент (2011 год)Дети от первого брака не простили отцу разрыв с Крыловой. Антон и Александра ушли из актерской профессии. Сын занялся ресторанным бизнесом, воспитал четверых детей: Никиту, Анну, Антонину и Марию. Дочь, порвавшая отношения с Табаковым, какое-то время была радио- и телеведущей, затем вышла замуж за немецкого кинодеятеля Яна Лиферса, от которого в 1988 году родила дочь Полину. После развода Александра с дочерью (которая носит фамилию отца) вернулись в Москву.
Антон и Александра Табаковы с мамойВ 1995 году Марина Зудина подарила Олегу Павловичу сына Павла, а в 2006 году дочку Марию. Повзрослев, Павел Табаков продолжил дело отца: окончил школу-студию Олега Табакова, поступив туда честно, без блата, был занят в постановках МХТ им. Чехова, сыграл в ряде нашумевших картин («Звезда», «Орлеан», «Дуэлянт», «Empire V»).
Павел, сын Олега Табакова и Марины Зудиной, тоже стал актером
Рост, вес, возраст. Сколько лет Олегу Табакову
Поклонники часто задают вопросы, которые касаются физических параметров актера и режиссера, они хотят уточнить его рост, вес, возраст. Сколько лет Олегу Табакову – тоже запрос довольно популярный, но узнать ответ на него можно будет, только зная даты его появления на свет и смерти, поскольку талантливый человек этот, к сожалению, уже отправился в мир иной.
Олег Павлович появился на свет в 1935, а скоропостижно скончался в марте сего года, то есть ему исполнилось на момент смерти восемьдесят два года. Согласно зодиакальному кругу он получил черты характера присущие Льву, то есть амбициозность, креативность, улыбчивость, стабильность.
Восточный гороскоп подарил Табакову знак дружелюбного, любвеобильного, непостоянного, честного, яркого Кабана. Рост актера составил всего метр и семьдесят шесть сантиметров, а весил он не более, чем восемьдесят три килограмма.
- Джейк Джилленхол биография, личная жизнь, семья, жена, дети — фото
- Антон Привольнов: биография, личная жизнь, семья, жена, дети — фото
- Анна Данькова: биография, личная жизнь, семья, муж, дети — фото
- Владимир Яглыч: биография, личная жизнь, семья, жена, дети — фото
При этом Олег Табаков в молодости – это человек, который поражает своей харизмой, хитрым прищуром, мягкой улыбкой, покорявшей поклонников его таланта и сводившей с ума женщин всех возрастов.
Смерть Олега Табакова
В ноябре 2021 года актер попал в реанимацию, что стало шоком для всех поклонников его творчества. Масла в огонь подлили и диаметрально противоположные сообщения в СМИ: одни утверждали, что Табакову диагностировали сепсис, вторые писали, что он проводит плановое обследование. Антон Табаков сообщил, что его отец попал в реанимацию из-за воспаления легких (эта версия впоследствии подтвердилась). Вскоре артисту сделали трахеостомию. 25 декабря врачи сообщили об ухудшении состояния Табакова. Его пришлось ввести в искусственную кому. Очнувшись, актер перестал узнавать жену и сына.
Прощание с Олегом Табаковым В январе 2021 года появилась информация, что артисту стало лучше, но позже в прессе стали появляться новости о неутешительном состоянии Табакова, якобы у него начал отказывать мозг, хотя его близкие эту информацию опровергали. Тем не менее, выяснилось, что организм актера настолько ослаб, что мог функционировать только в состоянии искусственной комы. Наконец, 12 марта родные решили отключить Табакова от системы жизнеобеспечения. 82-летний актер ушел из жизни на больничной койке, в окружении близких. Прощание с актером состоится на сцене МХТ, а похороны – на Новодевичьем кладбище.
Post Views: 18
Олег Табаков сейчас
Осенью 2021 года произошло долгожданное событие. На Сухаревской площади состоялось открытие новой сцены театра Олега Табакова. Новоселье «Табакерки» посетил мэр столицы Сергей Собянин. Он, в частности, поведал, сколь скрупулезен и въедлив был художественный руководитель театра, который не разрешил упростить проект. Зато театр получился суперсовременным, с продуманным до мелочей оборудованием.
Режиссер добился возможности компьютеризовать всю технику и декорации. Помимо большой сцены был оборудован зал на 400 мест и дополнительный, малый зал. Премьерным в новом здании театра стал спектакль «Матросская тишина» по произведению А.Галича.
В 2021 году «Табакерка» празднует 30-летний юбилей. В первый день весны на новой сцене на Сухоревской состоится фестиваль под названием «Бенефис тридцатилетних», который соберет всех тех, кто стоял у истоков театра – Олега Табакова, Марину Зудину, Андрея Смолякова, Сергея Беляева и других. В рамках фестиваля состоятся постановки спектаклей «Чайка», «Лицедей», «Год, когда я не родился», «В ожидании варваров».