Россия, Московская область, Коломна
Телефон:
+7 (991) 748-58-.. Показать номер
Пн-пт: 09:00—18:00; сб: 09:00—15:00
whatsapp telegram vk email

Композитор, сочинивший «Лунную сонату»: причина смерти Бетховена

Людвиг Ван Бетховен – знаменитый глухой композитор, создавший 650 музыкальных произведений, которые признаны мировым достоянием классики. Жизнь талантливого музыканта ознаменована постоянной борьбой с трудностями и невзгодами.

Зимой 1770 года в бедном квартале Бонны родился Людвиг Ван Бетховен. Крещение младенца состоялось 17 декабря. Дед и отец мальчика отличаются певческим талантом, поэтому работают в придворной капелле. Детские годы малыша сложно назвать счастливыми, ведь постоянно пьяный отец и нищенское существование не содействуют развитию таланта.

Людвиг с горечью вспоминает собственную комнатку, расположенную на чердаке, где стояли старый клавесин и железная кровать. Иоганн (папа) часто напивался до беспамятства и избивал супругу, вымещая зло. Периодически побои доставались и сыну. Мама Мария нежно любила единственного выжившего ребенка, пела малышу песни и как могла скрашивала серые безрадостные будни.

У Людвига в раннем возрасте проявились музыкальные способности, что сразу заметил Иоганн. Завидуя славе и таланту Амадея Моцарта, имя которого уже гремит в Европе, решил воспитать из собственного ребенка похожего гения. Теперь жизнь малыша наполнилась изнуряющими занятиями игры на фортепиано и скрипке.

Людвиг Ван Бетховен в детстве

Отец, выясняя одаренность мальчика, заставил упражняться одновременно на 5 инструментах — органе, клавесине, альте, скрипке, флейте. Юный Луи часами корпел над музицированием. Малейшие ошибки карались поркой и побоями. Иоганн приглашал к сыну учителей, чьи уроки по большей части бездарны и бессистемны.

Мужчина стремился быстро обучить Людвига концертной деятельности в надежде на гонорары. Иоганн даже попросил увеличения жалования на работе, пообещав устроить в капеллу архиепископа одаренного сына. Но семья не зажила благополучнее, так как деньги уходили на спиртное. В шестилетнем возрасте Луи, понукаемый отцом, дает концерт в Кельне. Но полученный гонорар оказался крошечным.

Людвиг Ван Бетховен в молодости

Благодаря материнской поддержке юный гений начал импровизировать и конспектировать собственные произведения. Природа щедро одарила ребенка талантом, но развитие было сложным и мучительным. Людвиг так сильно погружался в мелодии, создающимися в сознании, что выйти из этого состояния самостоятельно не мог.

В 1782 году директором придворной капеллы назначают Кристиана Готлобу, который становится учителем Луи. Мужчина рассмотрел в юнце проблески одаренности и занялся его образованием. Понимая, что музыкальные навыки не дают полноценного развития, прививает Людвигу любовь к литературе, философии и древним языкам. Шиллер, Гете, Шекспир становятся кумирами юного гения. Бетховен жадно изучает произведения Бахаи Генделя, мечтая о совместной работе с Моцартом.

Когда и почему Бетховен начал терять слух?

Сразу отметим, что Людвиг не родился глухим. Более того, слепым и немым он также не был (по поводу «слепоты» — Бетховена в этом плане часто путают с Бахом).

Подобно всем остальным эпизодам биографии Бетховена, его глухота (а точнее, причины ее развития) также вызывает вопросы и множество споров со стороны разных биографов.

В частности, в интернете Вы можете найти значительное количество гипотетических причин глухоты Бетховена. По данным самых разных биографов, что только ни влияло на потерю слуха у великого композитора: от неврологических нарушений и внутреннего отита (лабиринтита) до отравления свинцом и сифилиса.

Наверное, одни только инопланетяне не были замешаны в развитии у композитора данного заболевания. В любом случае все эти гипотетические причины не имеют никакого значения, ибо на самом деле ни один, даже самый лучший биограф или мед-эксперт, не знает, от чего именно Бетховен стал глухим.

Даже на сегодняшний день потеря слуха является огромной проблемой не только для больного, но и для лечащего его врача — ведь причин заболевания может быть огромное количество. Один только этап диагностики может стать настоящей головоломкой для врача — и это при нынешних медицинских технологиях. Ну а на тот момент о правильной диагностике причин потери слуха и, тем более, о методах лечения глухоты не было даже и речи!

Поэтому вопрос «почему великий Бетховен потерял свой слух?» не имеет и не может иметь правильного ответа и, скорее всего, никогда его не получит.

Если же все-таки попытаться сузить круг гипотетических причин глухоты Бетховена, то наиболее «адекватной» версией является аномальный рост у композитора кости внутреннего уха (отосклероз), который, в свою очередь, мог быть следствием болезни Педжета (однако это тоже под вопросом).

Помимо причины глухоты композитора сомнения также затрагивают и примерную дату, когда именно Бетховен начал осознавать, что теряет свой драгоценный слух.

Если же усреднить данные разных биографов, то можно точно предположить, что первые признаки ухудшения слуха Людвиг начал замечать в период с 1795 по 1800 годы — тогда ему было 24-29 лет, соответственно. Однако, судя по письмам самого Бетховена, мы можем точно сказать, что первые признаки потери слуха он начал замечать как минимум с 1796 года.

Людвиг Ван Бетховен в молодости

Музыкальную столицу Европы, Вену, юноша впервые посетил в 1787 году, где познакомился с Вольфгангом Амадеем. Прославленный композитор, услышав импровизации Людвига, пришел в восторг. Изумленным присутствующим Моцарт сказал:

«Не отрывайте взора от этого мальчика. Однажды о нем заговорит мир». Бетховен договорился с маэстро о нескольких уроках, которые пришлось прервать из-за болезни матери.

Вернувшись в Бонн и похоронив мать, юноша погрузился в отчаяние. Этот болезненный момент в биографии отрицательно сказался на творчестве музыканта. Юноша вынужден ухаживать за двумя младшими братьями и терпеть пьяные выходки отца. Молодой человек обратился за денежной помощью к принцу, который назначил семье довольствие в 200 талеров. Насмешки соседей и издевательства ребятни сильно ранили Людвига, который говорил, что выберется из нищеты и заработает деньги собственным трудом.

«Музыкальная страничка- Бетховен» занимательные факты на тему

Детство Людвига Ван Бетховена

Начало учебы и первые произведения Бетховена. В юные годы Бетховена наблюдатели не только отмечали его музыкальный гений, но и недостатки характера: несдержанность, слабую дисциплину и культуру. Чтобы достичь определенного уровня, юному Людвигу нужно было внимательно изучить произведения великих композиторов, бывших до него. Таким образом, он начал знакомиться с трудами Баха и Генделя, а позже перешел к своим современникам: Моцарту, Гайдну и Филипп Эммануилу Баху. Первое известное произведение юного Бетховена – вариации для фортепиано на маршевую тему Дресслера, почти забытое теперь, относится к 1782 году. Его следующая работа, которая и сейчас достаточно известна, включает три сонаты для клавесина и датируется 1783 годом, когда Бетховену не было еще и 13 лет. Эта композиция была посвящена Максу Фридриху — принцу Кельна. Подобного рода посвящения были не полностью бескорыстными, так как музыканты часто надеялись получить финансовые поступления от тогдашней знати. Тем не менее, в указанный момент финансовый статус семьи Бетховен остался неизменным. В возрасте 14 лет творческие способности Бетховена заметно улучшились под влиянием Моцарта. Тогда Людвиг написал несколько песен и композиций для фортепиано, квартетов, создал даже концерт для фортепиано, который дошел до нас в неполном виде. Достигнув 16 лет, Бетховен уже имел определенную репутацию в Бонне. Он давал уроки музыки и выступал с концертами в аристократических салонах и при дворе. Его пламенные импровизации для клавесина приводили публику в благовейный трепет. Его первые произведения: сонаты, квартеты, романсы, были вполне на уровне лучших немецких композиторов того времени. Часто эти произведения служили доказательством того, насколько ярко юный композитор пытался создать новую вселенную музыкальных образов.Первая поездка в Вену. Учеба с Моцартом. Несмотря на ранние успехи, юного Людвига Ван Бетховена уже не удовлетворяла творческая жизнь Бонна. Будучи страстным поклонником таланта Моцарта, в 1787 году Бетховен решает выехать в Вену и попробовать начать совместную учебу с Вольфгангом Амадеем. О первой поездке в Вену сохранилось мало свидетельств. Точная дата выезда и срок пребывания в музыкальной столице так и остались неизвестными. В то же время, Моцарта 1787 году действительно нашел время для прослушивания своего молодого коллеги, хотя и был в это время занят написанием очередного музыкального шедевра. Юный Бетховен блестяще сымпровизировал на предложенную Моцартом тему, повергнув в изумление присутствующих. После этого Моцарт сказал: «Наблюдайте за этим мальчиком. Когда-нибудь о нем заговорит весь мир». В то время Людвиг даже смог взять несколько уроков у прославленного композитора.Семейные проблемы Новости о болезни матери заставили молодого Бетховена отказаться от уроков в Вене и вернуться в Бонн. После ее смерти в 1787 году жизненные невзгоды композитора усилились. Людвиг стал часто болеть, а поведение отца казалось настолько невыносимым, что Людвиг был вынужден обратиться за помощью к принцу. В итоге было решено, что половина из заработной платы Йогана Бетховена в размере 200 талеров должна выделяться на воспитание его двоих детей. Получая заработную плату, отец с того времени половину отдавал своему старшему сыну Людвигу. В течение следующих пяти лет до самой своей смерти Йоган Бетховен так и остался в надломленном состоянии, вызывая насмешки всего сообщества и навлекая позор на семью. Эта ситуация глубоко ранила Людвига, хотя он и пытался находить утешение в любви семьи Брюнингов в Бонне, к которым испытывал теплые чувства. Прекрасная Лорхен, Элеонора фон Брюнинг, была на два года младше юного композитора, который был для нее учителем музыки, декламатором поэтических произведений и просто другом. Позже она вышла замуж за доктора Франца Герхарда Вегелера, одного из ближайших друзей Бетховена. До конца дней отношения между ними оставались дружескими и теплыми. Встреча с Гайдном. Вторая поездка в Вену.Игра в оркестре Нифе с 1788 по 1792 год (до переезда в Вену) была для Бетховена великолепной возможностью для музыкальной практики и знакомства с самыми популярными операми своего времени. Последние годы в Бонне были насыщены интенсивной духовной работой для юного композитора. Он использовал самые передовые идеи своего времени, включая поэзию, драматическое искусство и оперу.Другим важным моментов в его жизни было поступление Бетховена в Университет Бонна в мае 1789 года. В эти годы он также встречался с Йозефом Гайдном, который останавливался в Бонне дважды на пути из Вены в Лондон и обратно. Гайдн одобрительно отзывался об одном из произведений Бетховена 1790 года, написанном по случаю смерти Иосифа II. Впоследствии молодо Бетховен и решает поехать в Вену, чтобы продолжить учебу с величайшим немецким композитором того времени.

Музыка

В 1792 году Бетховен отправился в Вену, где быстро нашел друзей-меценатов. Чтобы усовершенствовать навыки в инструментальной музыке обратился к Йозефу Гайдну, которому приносил на проверку собственные произведения. Отношения между музыкантами сразу же не заладились, так как Гайдна раздражал строптивый ученик. Затем юноша берет уроки у Шенка и Альбрехтсбергера. Вокальное письмо совершенствует вместе с Антонио Сальери, который ввел молодого человека в круг профессиональных музыкантов и титулованных особ.

Людвиг Ван Бетховен за пианино

Год спустя Людвиг Ван Бетховен создает музыку к «Оде Радости», написанной Шиллером в 1785 для масонской ложи. На протяжении жизни маэстро видоизменяет гимн, стремится к триумфальному звучанию композиции. Публика услышала симфонию, вызвавшую неистовый восторг, только в мае 1824.

Вскоре Бетховен становится модным пианистом Вены. В 1795 году состоялся дебют молодого музыканта в салоне. Сыграв три фортепианных трио и три сонаты собственного сочинения, очаровал современников. Присутствующие отметили бурный темперамент, богатство воображения и глубину чувства Луи. Три года спустя мужчину настигает страшная болезнь – тиннитус, которая развивается медленно, но верно.

Музыкальная терапия для будущих мам и малышей

Специалисты по перинатальному воспитанию детей утверждают, что младенцы в утробе матери очень хорошо слышат. Они узнают голоса своих родителей и «отвечают» на них радостными всплесками эмоций, отличают интонации и реагируют учащенным сердцебиением на нервные или встревоженные нотки в окружающих их голосах. При спокойных и размеренных беседах, ритм сердца младенца в утробе приходит в норму. Помимо этого плод в утробе матери реагирует и на услышанную музыку. Беда лишь в том, что многие родители недостаточно развивают этот дар. Некоторые и вовсе приводят детей в музыкальную школу в возрасте 5-7 лет, считая, что музыкой с ними будут заниматься педагоги. В результате неподготовленному ребенку, пусть даже и с абсолютным слухом, бывает очень сложно начать обучение. К тому же упущенное время стимулирует угасание возможностей развития музыкальных способностей. Мир музыки – волшебный, волнительный, эмоциональный и всегда ярко окрашенный, если речь идет о качественной музыке. Но как быть, ведь не все то, что нам нравится – хорошо, а все то, что точно хорошо – не всегда нам по вкусу? Ни один толковый психолог не посоветует будущей маме беспрерывно слушать современное радио с изливающимися из него потоками пустой и атональной попсы. Скорее даже наоборот. Произведения классиков – Моцарта, Бетховена, Шопена, Глюка, Римского-Корсакова, Мусоргского и многих других именитых композиторов – самая лучшая музыка, проверенная не столько людьми, сколько самим временем. Бесспорно, к лучшим музыкальным произведениям можно отнести и такие шедевры джаза, как произведения Эллингтона, Армстронга, Гудмэна, Гершвина и классику рока – The Beatles, Deep Purple, Pink Floyd, Queen и многих других известных музыкантов. В некоторых случаях хороша также и церковная музыка, особенно качественные записи православных богослужений – помимо смысловой нагрузки, это еще и очень красивые мелодичные голоса, исполняющие произведения без какого-либо аккомпанемента. В России существует специально разработанная система психологического воздействия на малыша и будущую маму, куда включена также и музыкальная терапия. Она одобрена Минздравом РФ в 1995 году и успешно практикуется. В конце прошлого века французский акушер-гинеколог Мишель Оден в своей клинике организовывал из беременных женщин хоры без аккомпанемента. Специально для них были разработаны несложные вокальные упражнения. Социологи и врачи утверждают, что в результате вокальных занятий мам малыши рождались на свет более спокойными и здоровыми, да и сами роды протекали существенно легче.

Композитор Людвиг Ван Бетховен

Бетховен 10 лет скрывал недомогание. Окружающие даже не догадывались о начавшейся глухоте пианиста, а оговорки и ответы не впопад списывали на рассеянность и невнимательность. В 1802 пишет «Хайлигенштадтское завещание», адресованное братьям. В произведении Луи описывает собственные душевные страдания и волнение за будущее. Эту исповедь мужчина приказывает огласить только после смерти.

В письме к доктору Вегелеру присутствует строка: «Я не сдамся и возьму судьбу за глотку!». Жизнелюбие и экспрессия гения выразились в чарующей «Второй симфонии» и трех скрипичных сонатах. Понимая, что вскоре оглохнет окончательно, с рвением берется за работу. Этот период считается расцветом творчества гениального пианиста.

Людвиг Ван Бетховен пишет вторую симфонию

«Пасторальная симфония» 1808 года состоит из пяти частей и занимает отдельное место в жизни мастера. Мужчина любил отдыхать в отдаленных деревушках, общался с природой и обдумывал новые шедевры. Четвертая часть симфонии называется «Гроза. Буря», где мастер передает разгул разбушевавшейся стихии, используя фортепиано, тромбоны и флейту-пикколо.

В 1809 от дирекции городского театра Людвигу поступило предложение о написании музыкального сопровождения к драме «Эгмонт» Гёте. В знак уважения к творчеству писателя пианист отказался от денежного вознаграждения. Мужчина писал музыку параллельно театральным репетициям. Актриса Антония Адамбергер пошутила над композитором, признавшись тому в отсутствии певческого таланта. В ответ на недоуменный взгляд умело исполнила арию. Бетховен не оценил юмора и сурово сказал:

«Вижу, исполнять увертюры Вы все-таки можете, пойду и напишу эти песни». С 1813 по 1815 пишет уже меньше произведений, так как окончательно теряет слух. Блестящий ум находит выход из положения. Луи, чтобы «услышать» музыку, пользуется тонкой деревянной палочкой. Один кончик пластинки зажимает зубами, а другой прислоняет к передней панели инструмента. И благодаря передающейся вибрации чувствует звучание инструмента.

Музыкальное развитие с пеленок

У казахов есть такая присказка про злых людей «Наверное, ему мама в детстве колыбельных не пела». Статистика по этому поводу молчит, но в народе и правда считается, что дети, которым мамы пели на ночь песенки, растут более добрыми и альтруистичными, чем те, кому не довелось часто слышать поющий мамин голос. Поэтому женщинам, находящимся в положении неплохо было бы подумать заранее о детском песенном репертуаре, в котором обязательно должны быть колыбельные песни. Эти песни несут покой, хорошее настроение и дарят первые материнские чувства. К тому же было бы неплохо выучить и отрепетировать их заранее, прежде чем петь малышу. Во многих семьях существуют прекрасные традиции танцевать или музицировать. Родителям в этом случае проще воспитывать ребенка, уделяя особое внимание музыке, чем тем, у кого вообще нет музыкального образования и привычек. Но даже если вы не отличаете ноту «ля» от ноты «до», это еще не повод падать духом и пускать музыкальное образование ребенка на самотек. Музыка дает малышу основы эстетического восприятия, формирует вкус и улучшает память, в том числе и музыкальную. Поэтому можно использовать аудиозаписи, доступные сейчас практически всем. Специальные подборки «детской» классики продаются во многих музыкальных и детских магазинах, недостатка в них нет. Преимущество, конечно, имеют родители, хорошо разбирающиеся в музыке, ведь они смогут выбрать для своего малыша самого лучшего исполнителя, например, того же Шопена. С чего же начинать музыкальное развитие новорожденного? Для начала дайте малышу немного освоиться в новом для него мире. Не стоит включать ему музыку с первого дня возвращения из роддома. Подождите пару недель, а потом приступайте. По словам психологов, до года малыши могут активно слушать непрерывно звучащую музыку не более чем в течение 20-30 секунд, после чего необходимо прерваться на несколько секунд (не более 5) и можно снова продолжить прослушивание. В целом за одно занятие можно слушать музыку 2-3 минуты. Для грудничков в возрасте до 3 месяцев вообще будет достаточно маминого пения. А народных песен для малышей – великое множество, выбирайте, что больше по вкусу вам и вашему ребенку. С 4-5 месяцев уже можно начинать подыгрывать себе на любом инструменте, будь то фортепиано, гитара, ксилофон, арфа, бубен, колокольчики – да что угодно. Если родители ни на чем не играют, то можно попросту купить детский металлофон, написать на нем ноты и играть самые простые мелодии, например «В траве сидел кузнечик», «Чижик-пыжик», «Серенький козлик» или «Ладушки-ладушки». Ноты почти всегда можно найти в приложенной к металлофону инструкции. После нескольких репетиций у вас все получится. Главное, чтобы малыш не слушал ваших упражнений, для него это точно будет лишним. На втором году жизни детки могут слушать непрерывно звучащую музыку в течение 40 секунд с перерывом на 1-2 секунды. Всего – не более 2-3 минут. Дети третьего года жизни могут воспринимать непрерывно звучащую музыку уже на протяжении 1-1,5 минут с паузой. Всего – не более 4-5 минут. В тоже время, если вы видите, что ребенок не настроен на прослушивание – не настаивайте. Отложите занятия на потом. Прослушивание качественной музыки влияет положительно на развитие ребенка примерно так же, как и чтение классической литературы. Однако так же, как и чтение, музыка не может быть системной. Конечно, чтение стихов на ночь и колыбельная – это все же некоторая система, но среди дня не обязательно заниматься музыкой в одно и тоже время. Делайте это тогда, когда вам удобно, а ребенок готов к восприятию. Эффект будет куда более заметен. И если ребенок расположен к музыке в данный момент, не обрывайте занятия, потому что так надо. Дайте ему сполна насладиться процессом. Прослушивать музыку нужно в тишине, когда ничто другое не отвлекает ребенка от занятий. Желателен также физический и эмоциональный контакт родителем, который тоже внимательно слушает. Ничто так не увлекает ученика, как истинная горячая любовь учителя к предмету изучения – помните об этом. Если вам нравится музыка – ребенок это видит. Если нет – тоже. Постарайтесь выбрать что-то, что вам обоим будет интересно.

Личная жизнь

История личной жизни одаренного пианиста на редкость трагична. Людвиг в кругу аристократической элиты считался простолюдином, поэтому не имел права претендовать на благородных девиц. В 1801 году влюбился в юную графиню Жюли Гвиччиарди. Чувства молодых людей не были обоюдными, так как девушка одновременно встречалась и с графом фон Галленбергом, за которого вышла замуж через два года после знакомства. Любовные терзания и горечь потери возлюбленной композитор выразил в «Лунной сонате», которая стала гимном неразделенной любви.

С 1804 по 1810 Бетховен страстно влюблен в Жозефину Брунсвик – вдову графа Йозефа Дейма. Женщина увлеченно отвечает на ухаживания и письма пылкого возлюбленного. Но роман закончился по настоянию родственников Жозефины, которые уверены, что простолюдин не станет стоящим кандидатом в супруги. После болезненного разрыва мужчина из принципа делает предложение Терезе Мальфатти. Получает отказ и пишет шедевральную сонату «К Элизе».

Пережитые душевные волнения настолько огорчили впечатлительного Бетховена, что он решил провести остаток жизни в гордом одиночестве. В 1815, после смерти брата, оказался втянутым в судебную тяжбу, связанную с опекой над племянником. Мать ребенка характеризуется репутацией гулящей женщины, поэтому суд удовлетворил требования музыканта. Вскоре выяснилось, что Карл (племянник) унаследовал вредные привычки матери.

Последняя «Академия» глухого композитора

Бетховен продолжает писать его прекрасную музыку, радикально отличающуюся от произведений, написанных в молодости. Композитор дописывает последние фортепианные сонаты, параллельно сочиняя простые фортепианные пьесы и камерную музыку по заказу издателей, дабы обеспечить себе и племяннику доход для существования.

Одним из важнейших событий этого периода жизни Бетховена является его последняя «Академия» состоявшаяся 7 мая 1824 года в знаменитом театре Кертнертор.

image Там была исполнена его знаменитая «Торжественная месса», а также впервые представлена публике знаменитая «Девятая симфония» — уникальнейшее произведение, ломающее все представления о традиционной классической симфонии.

Венские старожилы свидетельствовали о том, что на данном мероприятии раздавались овации, ранее неслыханные ни на одном концерте любого другого музыканта. Даже сейчас об успехе «Девятой симфонии» ничего придумывать не нужно, ведь фрагмент именно этого произведения использован в гимне Евросоюза.

Ну а в тот вечер, когда абсолютно глухой композитор впервые представил этот шедевр венской публике, восторг слушателей был неописуем. Головные уборы вместе с платками летали по воздуху. Аплодисменты стояли настолько громкие, что просто резало слух. Но только абсолютно глухой композитор, к сожалению, ничего этого не видел (ибо стоял спиной к залу) и не слышал, пока Каролина Унгер, одна из вокалисток, не повернула Людвига в сторону аплодирующих зрителей.

Овации настолько эмоционально задели Бетховена, что композитор, увидевший летающие платки и слезы на глазах у аплодирующих слушателей, в прямом смысле упал в обморок.

В этот момент зал просто взорвался от оваций, схлынувших с новой силой. Эмоции были настолько мощные, что через некоторое время сотрудники полиции были вынуждены вмешаться. Это был грандиозный успех. Ну а менее, чем через 2 недели выступление повторится уже в Редутном зале той же Вены.

Правда художественный успех произведения все равно не принес Бетховену серьезной материальной выгоды. Материальная сторона опять подвела композитора — оба концерта получились абсолютно не прибыльными и даже убыточными для самого Бетховена.

Конечно, уже в скором времени одно авторитетное издательство заплатило композитору как за «Девятую симфонию», так и за «Торжественную мессу» и несколько других произведений, но все равно художественный успех произведений был значительно выше материальной прибыли.

Вот таким уникальным композитором был Бетховен: имя его знали все герцоги, бароны, лорды, короли и императоры Европы. Но до конца дней своих он так и остался бедным.

Интересные факты

  • В 12-летнем возрасте опубликовал сборник вариаций для клавишных инструментов.
  • Считался первым музыкантом, которому городской совет назначил денежное пособие.
  • Написал 3 любовных письма к «Бессмертной Возлюбленной», найденных только после смерти.
  • Бетховеном написана единственная опера, названная «Фиделио». Больше подобных произведений в биографии мастера нет.
  • Величайшим заблуждением современников считается то, что Людвиг написал следующие произведения: «Музыка ангелов» и «Мелодия слез дождя». Эти композиции созданы другими пианистами.
  • Ценил дружбу и помогал нуждающимся.
  • Мог одновременно работать над 5 произведениями.
  • В 1809, когда Наполеон бомбардировал город, переживал, что от взрывов снарядов потеряет слух. Поэтому прятался в подвале дома и закрывал уши подушками.
  • В 1845 в Боне открыли первый памятник, посвященный композитору.
  • В основу песни «Битлз» «Because» положена «Лунная соната», проигранная в обратном порядке.
  • Гимном Евросоюза назначена «Ода к Радости».
  • Умер от отравления организма свинцом из-за врачебной ошибки.
  • Современные психиатры считают, что страдал биполярным расстройством.
  • Фотографии Бетховена напечатаны на немецких почтовых марках.

Прогрессирующая болезнь. Последние месяцы жизни.

В 1826 году состояние здоровья Бетховена ухудшилось еще сильнее после того, как двадцатилетний Карл, его любимый племянник, предпринял попытку самоубийства, возможно, из-за наличия крупных игорных долгов (однако это не подтверждено).

После этого безрассудного поступка племянника здоровье Бетховена испортится настолько, что больше он никогда не поправится, в отличие от Карла, который пережил этот момент и в скором времени поступил на службу в армию.

Пневмония, воспаление кишечника, цирроз печени и последующая водянка, из-за которой композитору несколько раз прокалывали живот — даже в наш век шансы вылечиться от такого набора заболеваний кажутся чем-то сверхъестественным.

В последние дни жизни больного Бетховена навещали самые разные люди: Крамолини со своей невестой, Гуммель, Йенгер, Шуберт (правда считается, что он не смог зайти в комнату композитора. Да и, вообще, факт визита Шуберта к Бетховену не доказан) и другие люди, ценившие творчество композитора.

Но больше всего времени с Бетховеном проводили ухаживавшие за ним друзья — Шиндлер и еще один старый друг — тот самый Стефан Брёйнинг из Бонна, но теперь уже проживавший рядом вместе со своей семьей.

Говоря о семье Брейнинга, стоит отметить, что особенно много радости в эти омраченные болезнью дни Бетховену доставил сынишка Стефана, Герхард, по прозвищу «Ариэль». Бетховен просто обожал этого ничего не понимающего и постоянно «сияющего» мальчика, и любовь эта была взаимной.

Даже скупой брат Иоганн стал проводить много времени с умирающим композитором. И это, несмотря на то, что буквально за несколько месяцев до смерти Людвиг с племянником (после его попытки самоубийства) приехал к Иоганну с некоторыми просьбами, а последний обходился с братом, как с чужим человеком — брал с него и с племянника деньги за ночлег, а также отправил их домой в открытой повозке (после чего, как считается, Людвиг заболел пневмонией).

Материальную бедность композитора в последние недели его проживания разбавила неплохая сумма, полученная от Лондонского филармонического общества, и собранная, благодаря Мошелесу — одному из учеников Бетховена.

Еще одной радостью для Людвига стал другой, по-настоящему ценный и для того времени чрезвычайно редкий подарок, присланный из английской столицы Иоганном Штумпфом (мастером по изготовлению арф) — это было полное собрание сочинений Генделя, которого Бетховен считал чуть ли ни величайшим композитором.

Скромные, но, при этом, весьма приятные для композитора подарки в виде банок с компотом, прислал барон Паскалати, в чьем доме некоторое время жил Бетховен. Также отличился и издатель Шот, приславший умирающему Бетховену знаменитые рейнские вина. Только сам Бетховен с сожалением отметил, что данный подарок немного опоздал, хотя в душе был рад этой посылке.

Ну и, конечно же, за две недели перед смертью Людвига, наконец, удостоили звания почетного члена Венского общества любителей музыки Австрийской империи. Только это звание осталось лишь символическим, так как не подкреплялось никакой материальной выгодой.

Ссылка на основную публикацию
Похожее