Россия, Московская область, Коломна
Телефон:
+7 (991) 748-58-.. Показать номер
Пн-пт: 09:00—18:00; сб: 09:00—15:00
whatsapp telegram vk email

Нелегкий жизненный путь дочери легендарного Шурика Александра Демьяненко

Актёр родился 30 мая 1937 года в Свердловске. Окончив школу и проучившись полгода в юридическом вузе, Демьяненко понял, что детская мечта стать актёром становится всё более и более притягательной для него. И отправился покорять Москву. Москва сдалась под натиском талантливого провинциала, и Демьяненко отправил матери в Свердловск телеграмму: «Победа! Принят в ГИТИС и Щукинское. Остаюсь в ГИТИСе».

Статья по теме «Влип, очкарик»! Пять ярких ролей Александра Демьяненко

Сниматься Александр стал ещё в студенчестве, причем очень много и успешно. Пожалуй, если мы говорим о съемочной поре «до Шурика», то наибольший интерес с участием Демьяненко представляют картины знаменитых режиссёров Александра Алова и Владимира Наумова. Молодой артист снялся у мэтров в фильмах «Ветер» и «Мир входящему». Потом были картины у других режиссёров — «Карьера Димы Горина», «Государственный преступник», «Взрослые дети», «Сотрудник ЧК».

И тем не менее несмотря на все сыгранные роли, всенародной славы у Демьяненко даже близко не было. Она пришла после ставших легендарными кинолент Гайдая «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика». Для роли Шурика брюнета Демьяненко перекрашивали в блондина. Искусство потребовало от актера в прямом смысле слова жертв: по воспоминаниям супруги актёра, бесконечные «превращения в блондина» в конце концов спровоцировали волдыри на коже – настолько плохой была краска для волос.

Статья по теме

Такая вот «Ы»стория. Как создавалась любимая советская комедия

Биография Александра Демьяненко

Александр Демьяненко – популярный советский актер, легендарный Шурик из гайдаевских комедий, которого знала и любила вся страна. Эта роль, в одночасье сделавшая его знаменитым, стала для него настоящим проклятием. Демьяненко до последних дней так и остался незадачливым и смешным студентом Шуриком, хотя имел за плечами огромный багаж из других ролей.

image

На фото: Александр Демьяненко

Но еще больше он жалел о несыгранных, которые выходили за рамки намертво прилепившегося к нему образа. Демьяненко так и не удалось реализоваться как глубокому разноплановому актеру, что стало для Александра Сергеевича огромной жизненной трагедией.

Семья и дети Александра Демьяненко

У актера было два брака, но ни одна из женщин не родила ему ребенка. То ли он не хотел, может сложились так обстоятельства. Как вспоминает его сестра, брат не очень-то и любил детей и даже не знал, как с ними общаться. Поэтому семья и дети Александра Демьяненко состояла из его жены и приемной дочери.

Актер был очень ответственным человеком и искренне переживал за всех. После развода с первой женой он даже попал в больницу только из-за того, что понимал, что предает женщину. Первое время он каждый месяц давал ей деньги, но Марина была гордой женщиной и отказывалась от помощи. Тогда Александр в конверте оставлял ей финансы в почтовом ящике, чувствуя ответственность за свою экс супругу.

Так же Демьяненко относился ко всем членам его семьи, он заботился о матери, когда та болела онкологическим заболеванием. Доставал ей лекарства и делал все возможное, чтобы она прожила еще какое-то время.

Он заботился о своей приемной дочери, любил и уважал свою жену и был достойным человеком. Его близкие о нем вспоминают, как о замечательном человеке с добрым сердцем.

Детство и семья

Александр родился в Свердловске (ныне Екатеринбург) в семье выпускника ГИТИСа Сергея Петровича Демьяненко и бухгалтера Галины Васильевны Бельковой.

Александр Демьяненко в детстве с мамой

Отец был творческим и энергичным человеком, после окончания института несколько лет проработал в московском театральном агитационном коллективе «Синяя блуза», а в конце 20-х перебрался в Свердловск. Здесь он устроился в труппу местного оперного театра, преподавал академический вокал и актерское мастерство в консерватории, занимался организацией культмассовых мероприятий. Демьяненко-старшего можно увидеть в картине Глеба Панфилова «Начало». По сюжету ему досталась роль ведущего, который перед премьерой фильма о Жанне д’Арк выходит к зрителям и представляет съемочную группу.

Сергей Петрович пользовался большим успехом у женщин, и они отвечали ему взаимностью. А вот семьянин из него был никудышний – едва маленькому Саше исполнилось полгода, Демьяненко-старший ушел к другой женщине, с которой создал новую семью. Во втором браке родились сын Владимир (известный пианист, возглавлял Свердловскую филармонию, тридцать лет проработал в коллективе Юрия Башмета) и дочь Надежда.

Но и в этой семье Сергей Петрович задержался недолго – спустя несколько лет он вернулся к первой жене и попытался восстановить былые отношения. Вскоре у Саши появились две родные сестры – Наталья и Татьяна. Все пятеро детей Сергея Петровича крепко сдружились и близко общались на протяжении всей жизни. А их ветреный отец снова упорхнул к очередной женщине, с которой прожил до конца своих дней.

Александр Демьяненко с сестрами

По характеру Саша пошел в маму – немногословную, застенчивую женщину, старавшуюся не привлекать к себе лишнего внимания. И, возможно, он никогда не стал бы актером, если бы отец не заразил его любовью к театру. В детстве мальчик часто бывал за кулисами, присутствовал на спектаклях и даже сам однажды вышел на сцену. В опере «Тоска» он сыграл отрока, который сопровождал кардинала и звонил в колокольчик. Правда, юный артист так переволновался, что даже не заметил, когда сцена закончилась, и продолжал отчаянно звонить на потеху развеселившейся публики.

Александр Демьяненко в школьные годы

Сергей Петрович часто привлекал сына к культмассовым мероприятиям, которые организовывал для города. Александр освоил игру на фортепиано в музыкальной школе, а в старших классах записался в драмкружок и стал готовиться к поступлению в театральный институт. В 1954 году в поисках молодых талантов в Свердловск приехали представители знаменитого МХАТа и организовали прослушивание для выпускников уральских школ. Демьяненко тоже участвовал в собеседовании, но сильно переволновался и не прошел по конкурсу.

Из-за этой неудачной попытки юноша решил, что актерская профессия не для него и поступил в Свердловский юридический институт. Но проучившись полгода, отчаянно заскучал и за компанию с приятелями из драмкружка все же отправился покорять столицу.

Александр Демьяненко в юности

Александр пробовал поступать сразу в несколько московских театральных вузов, и к своему немалому удивлению, успешно сдал экзамены сразу в два из них – Щепкинское училище и ГИТИС. Демьяненко выбрал ГИТИС, где в свое время учился его отец, и был зачислен на курс Народного артиста СССР Иосифа Раевского.

Александр Демьяненко: до и после Шурика

Автор Андрей Михайлов

11.06.2003 13:45

Мир » Европа

После фантастического успеха кинокомедии «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» у Александра Демьяненко не осталось собственного имени. До конца дней его звали Шуриком. Актер страшно раздражался, злился, но со временем махнул рукой. «Если люди при виде меня вспоминают любимые фильмы и улыбаются — значит, чуточку улучшают свое настроение», — говорил он в канун своего шестидесятилетия.

До

Нет, на Шурика Александр Демьяненко не был похож совсем. Седой, немногословный человек в затемненных очках мало чем напоминал энергичного студента-блондина из далеких 60-х. Шуриком его называли по старой памяти, по-товарищески, по-родному, как до старости обращаются к близким друзьям и соседям. А Демьяненко так и не успел побыть стариком. Он умер в шестьдесят два — остановилось сердце, недотянув до операции всего лишь несколько дней. А через полгода в возрасте девяноста одного года ушел из жизни его отец.

Сергея Петровича Демьяненко в Свердловске знали многие, если не все. Выпускник ГИТИСа, он приехал сюда в конце 20-х, после нескольких лет работы в знаменитой «Синей блузе». Сначала состоял в труппе оперного театра, затем преподавал актерское мастерство в консерватории и почти до конца дней работал массовиком-затейником. Запросто мог организовать шоу с любым количеством людей — от десяти человек до целой площади.

В него постоянно влюблялись женщины. И он не мог не ответить взаимностью. После рождения старшего сына, Саши, Сергей Петрович женился во второй раз. В этом браке родились сын Володя и дочь Надя. (Владимир сейчас работает импресарио у всемирно известного музыканта Юрия Башмета.) Спустя время отец вернулся в первую семью, и у Саши родились две родные сестры — Наталья и Татьяна. Все пятеро детей Сергея Петровича подружились и пронесли родственную любовь через всю жизнь.

Однако отец вновь не усидел и создал третью семью. С Зоей Павловной он прожил до конца жизни. Александр Сергеевич по-хорошему завидовал энергии отца, его фантастическому ощущению радости жизни. Сам он был совсем иным человеком. От отца Саша унаследовал лишь безграничную любовь к театру.

В Свердловске он начал посещать кружок художественной самодеятельности при Дворце культуры, где довольно успешно справлялся с самыми разными ролями. А в шестнадцать лет предстал перед комиссией Школы-студии МХАТ, которая приехала за молодыми талантами на Урал, да так разволновался, что завалил экзамен. Однако мхатовцы посоветовали молодому человеку поехать в Москву и попробоваться там. Александр задумался и… подал документы в Свердловский юридический институт. Но проучился там всего полгода. Постоянно бегал в кино, пустив учебу на самотек. В результате к первой же сессии его не допустили, зато юноша окончательно понял, что эта профессия не для него. Его вновь потянуло на сцену.

В Москву из Свердловска отправился целый десант бывших драмкружковцев. И вскоре домой полетела Сашина телеграмма: «Победа! Принят ГИТИС и Щукинское. Остаюсь ГИТИСе».

Студентом Александр Демьяненко был не самым лучшим. Учился-то он хорошо, да только много прогуливал. Посреди занятия мог поднять руку: «Можно выйти?» Выходил и уезжал в Свердловск. У него одного пропусков было в несколько раз больше, чем у всего курса. Но Демьяненко всё прощалось, так как профессор Иосиф Раевский очень любил его и верил в его успех: «Саша, приходи хотя бы на мастерство».

А на третьем курсе в жизнь Александра Демьяненко ворвалось кино. Режиссеры Алов и Наумов пригласили его на одну из главных ролей в картину «Ветер». Студенту предстояло сыграть гимназиста Митю — застенчивого интеллигента, попавшего в бурный поток Гражданской войны. Может быть, потому, что сама картина была чересчур пафосной, громкой, эмоциональной, образ тихого, застенчивого подростка как раз и привлек внимание. В финале Митя погибал, совершая подвиг. И в дальнейшем эту тему — раскрытия героического начала во внешне негероическом человеке — стали эксплуатировать. Вышли фильмы «Все начинается с дороги», «Мир входящему» и «Карьера Димы Горина». Эти работы кинокритики назвали актерской победой, новым шагом к мастерству.

В те же годы происходит перелом в личной жизни Александра Демьяненко. Окончив ГИТИС и довольно успешно сыграв в дипломном спектакле «Тартюф» эпизодическую роль судебного пристава, актер был приглашен Андреем Гончаровым в Московский театр имени Маяковского. Но серьезных ролей на сцене он так и не получил. Да еще в столице у Александра не было жилья, а он тогда только что женился. Его избранницей стала подруга юности, с которой он познакомился еще в свердловском драмкружке. Так что по углам они мыкались вдвоем.

Зато на актера положили глаз на «Ленфильме», и директор студии Киселев предложил ему переехать в Ленинград. Более того, ему тут же выделили квартиру и предложили главную роль в «Порожнем рейсе». Так в 1961 году Александр Демьяненко навсегда переехал в Северную столицу.

В начале 60-х он стал одним из самых любимых актеров отечественного кино. О нем писали газеты и журналы, в киосках продавались его фотографии. За короткое время он сыграл в фильмах «Государственный преступник», «Сотрудник ЧК», «Взрослые дети», «Каин XVIII». А в 1965 году появился новый герой — Шурик.

Шурик

Сценарий Якова Костюковского и Мориса Слободского назывался «Несерьезные истории», а главным героем приключений был студент Владик Арьков. 1 июня 1964 года начались фото- и кинопробы актеров на главные роли. Среди тех,кто мог бы сыграть Владика, значились Александр Леньков, Виталий Соломин, Сергей Никоненко, Евгений Жариков, Владимир Коренев, Геннадий Корольков, Иван Бортник, Валерий Носик, Всеволод Абдулов, Алексей Эйбоженко, Александр Збруев, Андрей Миронов. Но ни один из кандидатов не устроил Леонида Гайдая. Когда режиссер уже начал впадать в отчаяние, кто-то из группы посоветовал: «В Питере работает прекрасный актер Александр Демьяненко. Он же вылитый Владик!»

Недолго думая, Леонид Иович сел в «Красную стрелу» и отправился в город на Неве. Он лично познакомился с актером и убедился, что снимать надо именно его. Вскоре было решено, что главного героя будут звать Шуриком, и уже 30 июля 1964 года Александр Демьяненко впервые вышел на съемочную площадку в роли неунывающего студента.

Гайдаю хотелось создать настолько светлый образ, что актера даже перекрасили в блондина. Впоследствии Александр Сергеевич с ужасом вспоминал, что в течение двух лет красили его беспощадно, безобразно, до волдырей на коже — краски в то время были жуткие. Хорошо еще, что, несмотря на все эксперименты, он не облысел.

Имя Шурик стало нарицательным. Этот персонаж не был покорителем вершин, а в схватки вступал скорее по наивности, чем из природной доблести. Но герой обладал несомненной смекалкой, а от своих успехов сам приходил в изумление и восторг. Шурику аплодировали, как когда-то Чарли Чаплину.

Теперь актеру невозможно было выйти на улицу. Его узнавали, хлопали по плечу, сразу переходили на «ты», норовили поправить очки, дернуть за ухо. Человек по природе скромный и неразговорчивый, Демьяненко ненавидел и презирал бесцеремонную фамильярность. Но остановить эту волну было уже невозможно.

После «Кавказской пленницы…» в жизни Александра Демьяненко начался новый период. Он вдруг выпал из обоймы снимаемых актеров. Не то чтобы выпал совсем, но главных ролей ему больше никто не предлагал. Как это часто случалось в советском кино, режиссеры испугались узнаваемости: а вдруг все видят в нем только Шурика? а вдруг фильм воспримут как комедию? а вдруг он уже заштамповался и ничего не сможет сыграть?

После

Возникла чудовищная пауза. Телефон молчал, тишина сводила с ума. Александр Сергеевич начал выпивать. Отдушиной для актера стал дубляж. Его голосом заговорили Жан-Поль Бельмондо, Омар Шариф, Уго Тоньяцци, Джон Войт, Роберт Де Ниро. А Донатаса Баниониса он озвучивал чуть ли не во всех советских фильмах.

Он и со своей второй женой, Людмилой, познакомился «за кадром». Бывшая актриса, она пришла на «Ленфильм» режиссером дубляжа. В 1976 году Демьяненко переехал жить к ней. У Людмилы Акимовны это тоже был второй брак, от первого она воспитывала дочь Лику, ставшую впоследствии известной актрисой. За плечами Анжелики Неволиной роли в фильмах «Парад планет», «Сентиментальное путешествие на картошку», «Счастливые дни», «Собачье сердце». Она — ведущая актриса Петербургского малого драматического театра под руководством Льва Додина.

Александр Сергеевич обожал падчерицу. Они подолгу беседовали о профессии, и остановить их было невозможно. Часто, глядя на ее работу, он повторял: «Нет, я так не могу… я так не могу…»

В 80-е годы последней творческой победой Демьяненко в кино стала роль Шестакова в героико-приключенческой комедии «Зеленый фургон». Через десяток лет Александру Сергеевичу присвоили звание народного артиста России. Заслуженным он стал очень рано, а вот следующего звания ждать пришлось долгие годы. Сам актер не хлопотал, а за него никто и не ходатайствовал. Он никогда ничего не просил. Когда предлагали — отказывался. Оказавшись на гастролях в Тольятти, Демьяненко попал в центр внимания местных автомобильных боссов. Те стали активно предлагать ему в подарок любую машину, на что актер ответил категоричным отказом.

Настало время, когда актер начал тосковать по сцене. С подсказки Игоря Дмитриева режиссер Юрий Аксенов пригласил Демьяненко в Театр комедии на спектакль «Уикенд с убийством». Но вскоре пришла новый главреж Татьяна Казакова, в планы которой артист Демьяненко не входил. Несколько лет он просидел без работы, а в 1995 году актера пригласил Юрий Томашевский в свой театр «Приют комедиантов». Там в дуэте с Зинаидой Шарко он играл в спектакле «Владимирская площадь». Постановка имела шумный успех. По роли Демьяненко произносил монолог короля Лира, и Томашевский, почувствовав диапазон возможностей артиста, сразу же пригласил его на роль Креона в «Антигоне» Ануя. Над спектаклем работали два года и выпустили аккурат к шестидесятилетию Демьяненко.

Это была великолепная работа. Актер даже королевские одежды «носил по-королевски», как подметил в одном из интервью постановщик. И мало кто догадывался, что Александр Сергеевич тяжело болен, что он перенес операцию на глазах, что у него очень слабое сердце…

В конце жизни судьба преподнесла ему сериал «Клубничка». Каждый день снималась новая серия. Актер жил в Москве: сначала — в гостинице, затем — в съемной квартире. Целый год приезжал домой лишь на выходные, а вечерами играл в «Приюте комедианта». И никогда не устраивал истерик, ни разу не сорвал работу группы. Лишь попросил поставить ему за декорациями диванчик. «Диван имени дяди Саши», как в шутку называли его молодые актеры.

На съемках «Клубнички» у Александра Сергеевича произошло отслоение сетчатки. Правый глаз перестал видеть. В Москве актеру сделали операцию — это был первый в его жизни наркоз, и Александр Сергеевич перенес его довольно тяжело. Вся эта ситуация как-то подкосила Демьяненко, проявились скрытые болячки. Врачи сказали — язва. Когда стало совсем тяжело, выяснилось, что никакой язвы нет, что это уже второй инфаркт. А он и о первом не подозревал.

Ему нужна была срочная операция, но слово «шунтирование» при нем даже боялись произносить. Александр Сергеевич не верил, что все так плохо. А может, не хотел обременять близких, не хотел тратить деньги. Он очень любил свою семью.

Летом 1999 года стояла страшная жара. Александр Сергеевич по настоянию врачей готовился к коронарографии, оттягивать которую уже было нельзя. Операцию назначили на 1 сентября, когда все врачи вернутся из отпусков и станет немного прохладнее. Не успели. 22 августа Александр Демьяненко умер…

На похороны актера пришли сотни людей. Хорошие, добрые слова о нем говорили тихо и спокойно. А после похорон он приснился Лике. В красном плаще и в прекрасном настроении. На все вопросы весело ответил: «У меня все замечательно! Я встретился со своим дедушкой, и у нас тут всё в персидских коврах!..»

Сергей Капков, ТВ-Парк

Темы школа тольятти юрий соломин сергей миронов всеволод чаплин

Первые роли

Сниматься Демьянеко начал на втором курсе ГИТИСа – его экранным дебютом стала роль гимназиста Мити в военной драме Алова и Наумова «Ветер» (1958). Александр прекрасно справился с поставленной задачей, ведь ему пришлось сыграть практически самого себя – застенчивого, интеллигентного юношу, ставшего жертвой Гражданской войны.

Первая роль Александра Демьяненко в кино

В 1961 году Александр снова снялся у Алова и Наумова в картине «Мир входящему». Он перевоплотился в младшего лейтенанта Ивлева, которому поручили сопровождать в госпиталь беременную немку, обнаруженную советскими солдатами под развалинами разрушенного Берлина. В отличие от их первого совместного фильма, в этой ленте персонаж Демьяненко оказался в самом центре событий. Из неопытного самоуверенного юнца к финалу он превратился в смелого благородного мужчину, способного на самоотверженные поступки.

Кадр из фильма «Мир входящему»

Таким же был и Дима Горин – еще один экранный герой Демьяненко. Столичный бухгалтер-интеллигент, попавший в сложные условия таежной стройки, открывает для себя совершенно иной мир, в котором, несмотря на суровые нравы, есть место настоящей любви, дружбе и взаимовыручке. На съемках картины «Карьера Димы Горина» (1962) Александр познакомился с Владимиром Высоцким, которому по сюжету даже вынужден был набить лицо.

Александр Демьяненко в роли Димы Горина

В 1962 году Демьяненко ушел из театра Маяковского и перебрался из Москвы в Ленинград, где от киностудии «Ленфильм» ему пообещали квартиру. Для него жилищный вопрос стоял очень остро – он недавно женился и вынужден был ютиться с молодой супругой по съемным углам. Директор студии Киселев сдержал свое слово – после съемок в картине «Порожний рейс» (1962) актеру выделили квартиру, и молодой провинциал получил ленинградскую прописку.

На съемках фильма «Порожний рейс»

Шурик из фильмов Гайдая

Актер несколько лет не появлялся в Москве, поэтому когда начались первые пробы на главную роль в новый фильм Леонида Гайдая, о нем поначалу даже не вспомнили. Но Гайдай никак не мог подобрать подходящий типаж, хотя перебрал огромное количество актеров, среди которых были Виталий Соломин, Сергей Никоненко, Евгений Жариков, Владимир Коренев, Валерий Носик, Всеволод Абдулов, Александр Збруев, Андрей Миронов и даже Евгений Петросян.

Александр Демьяненко в «Операции „Ы“»

Режиссер хотел сделать главного героя похожим на себя, и когда он увидел Демьяненко в фильме «Карьера Димы Горина», лично поехал к нему в Ленинград. Прочитав сценарий будущей комедии с рабочим названием «Несерьезные истории», Демьяненко дал свое согласие на съемки, еще не понимая, как эта роль изменит всю его жизнь.

Для роли Шурика Демьяненко перекрасили в блондина

Гайдай был счастлив, что наконец-то нашел походящего актера, и незамедлительно приступил к съемкам. Чтобы добиться еще большего сходства, он перекрасил Александра в блондина и даже отдал ему свои очки в огромной роговой оправе. По сценарию героя сначала звали Владик, но чтобы не было никаких ненужных ассоциаций (Владлен – Владимир Ленин), его переименовали в Шурика. Со временем изменилось и название картины, и в 1965 году на экраны вышла комедия «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика».

Леонид Гайдай и Александр Демьяненко

Успех был феноменальный – лента стала лидером проката, за год ее посмотрели 70 миллионов человек. На исполнителей главных ролей свалилась небывалая популярность, а фильм был разобран на цитаты и крылатые фразы, ставшие народным фольклором. К Демьяненко обращались исключительно как к Шурику, все хотели с ним выпить и панибратски потрепать по плечу. У замкнутого и малообщительного актера проявление народной любви вызывало глубочайший стресс. Он старался без острой необходимости не выходить из дома, прятал лицо за огромными солнцезащитными очками и избегал публичных мероприятий.

Кадр из фильма «Взрослые дети» (1966)

Воодушевленный небывалым успехом, Гайдай тут же приступил к съемкам продолжения. В 1967 году на экраны вышла «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» – очередной киношедевр, пополнивший золотую коллекцию Госфильмофонда. В историю советского кинематографа картина вошла как самая кассовая – ее посмотрели 76 миллионов зрителей. Как и в случае с «Операцией «Ы», фильм с Натальей Варлей был разобран на цитаты, а его персонажи стали всенародными любимцами.

Александр Демьяненко и Наталья Варлей

Но для Демьяненко этот фантастический успех неожиданно стал крахом дальнейшей карьеры. Актера перестали приглашать в другие проекты – режиссеры попросту боялись, что зрители будут по-прежнему ассоциировать его с Шуриком. Александру Сергеевичу предлагали только эпизоды, а он мечтал о серьезной роли, которая заставит зрителей посмотреть на него другими глазами. И в 1969 году такая возможность представилась – Демьяненко сыграл приказчика Илью Сохатых в киноэпопее «Угрюм-река». Он был очень доволен своей работой, но больше таких глубоких драматических ролей в его творческой биографии не случилось. Александр Демьяненко в роли Ильи Сохатых («Угрюм-река») В 1973 году Гайдай задумал снять комедию по мотивам булгаковской пьесы «Иван Васильевич». В процессе работы над сценарием родилась идея снова использовать образ Шурика, сделав из смешного и нелепого студента изобретателя Александра Сергеевича Тимофеева. Демьяненко без особого восторга принял это предложение, но выбирать уже не приходилось – все ж лучше, чем сидеть без работы. Гайдай видел, что происходит с актером, и в какой-то степени чувствовал свою вину в сложившейся ситуации. Он решил, что «Иван Васильевич» поставит финальную точку в затянувшейся эпопее с Шуриком и станет ее логическим завершением.

На съемках фильма «Иван Васильевич меняет профессию»

Картина уже традиционно стала лидером проката – за год ее посмотрели больше 60 миллионов зрителей. Это было последнее триумфальное появление Демьяненко на большом экране – с тех пор он мелькал только на второстепенных ролях и в эпизодах, хотя снимался довольно много.

Жизнь после Шурика

В 1983 году актер появился в приключенческой комедии «Зеленый фургон», где сыграл трогательного интеллигента Шестакова, принявшего идеалы революции и вступившего в народную милицию. Компанию актеру составили Борислав Брондуков и Дмитрий Харатьян, для которого Володя Патрикеев стал первой главной ролью. Изначально режиссером картины должен был стать Владимир Высоцкий, но преждевременная смерть барда не дала реализоваться этим планам.

Александр Демьяненко в фильме «Зеленый фургон»

Роль Шестакова на какое-то время смогла вывести Александра из депрессии, но «клеймо» Шурика по-прежнему висело над ним тяжким бременем. И раньше-то не особо общительный Демьяненко стал асоциалом и затворником, а свои душевные терзания пытался заглушить алкоголем.

От полного отчаяния его спасла работа на телевидении – актер был непревзойденным мастером дубляжа, что дало ему возможность удержаться на плаву в лихие 90-е годы. После падения «железного занавеса» в страну хлынул огромный поток зарубежной кинопродукции. Голосом Александра Сергеевича заговорили Жан-Поль Бельмондо, Омар Шериф, Роберт Дюваль, Джон Войт, Стив Бушеми и другие знаменитые актеры.

Голос Александра Демьяненко в фильмах и мультфильмах Демьяненко озвучивал и отечественные ленты – долгие годы зрители восхищались бархатным тембром Донатаса Баниониса, Юозаса Будрайтиса и других прибалтийских актеров, даже не догадываясь, что за них говорит Демьяненко.

В конце 80-х он, жалевший, что в свое время оставил театр ради кинематографа, вновь вернулся на театральные подмостки – режиссер Юрий Аксенов поставил в Театре комедии спектакль «Уик-энд с убийством» и пригласил актера на роль сыщика Джуда Вессона. Александр Сергеевич был также задействован в постановках «Биография» (Регистратор), «Алхимики» (Лавуит), «Все о Еве» (Ллойд Робертс) и «Ромул Великий» (германский вождь Одоактра).

В конце 80-х Демьяненко вернулся в театр

В 1995 году в театр пришла новый худрук Татьяна Казакова, решившая «омолодить» труппу театра, и безжалостно указала на дверь Александру Демьяненко, Игорю Дмитриеву, Петру Вельяминову и другим актерам пенсионного возраста.

Для Демьяненко это был очередной удар – он год не мог прийти в себя, пока Юрий Томашевский не пригласил его в свой «Театр комедиантов». Там он стал партнером Зинаиды Шарко в спектакле «Владимирская площадь», а незадолго до смерти был приглашен на роль царя Креона в «Антигоне» Ануя.

«Шурик, водку будешь?»

Фильмы Гайдая враз стали всенародно любимыми. Их смотрели по многу раз, про персонажей придумывали анекдоты, шутки героев знали наизусть все в Союзе. Кто бы мог подумать, что такой успех, такая слава станут проклятием для Демьяненко и сделают его заложником одного образа на всю жизнь? Его перестали называть по имени, что вызывало у артиста страшное раздражение. Каждый на улице мог подойти к артисту и ударить его по плечу, пригласить выпить: «Шурик, водку будешь?» У знаменитого актёра сдавали нервы и он не раз грубо отвечал: «Я вам не Шурик, а Александр Сергеевич». Всё это породило слухи о том, что Демьяненко зазвездился, зазнался. А на самом деле, будучи человеком замкнутым и очень скромным, он просто не переносил панибратства. Поэтому старался уйти от этой чрезмерной народной любви – ходил по улицам только в черных очках, старался побольше времени проводить на даче, где слушал любимую классическую музыку, ходил на какие-то мероприятия только в редчайших случаях.

Но самое страшное началось потом – актёра перестали приглашать в кино на значимые роли.

Александр Демьяненко в фильме «Зеленый фургон». Кадр из фильма

После знаменитых фильмов Гайдая Демьяненко снимался очень много, но в совершенно незначимых эпизодах: в картинах «Угрюм-река», «Конек-Горбунок», «Сказки старого волшебника», «Зеленый фургон», «Учитель пения». Режиссёры объясняли Демьяненко, что даже если дадут играть интересную, сложную главную роль, всё равно зритель скажет: «А, это Шурик».

Вопрос-ответ

«Кавказская пленница»: приметы времени. Инфографика

Безусловно, невостребованность невероятно угнетала Александра Сергеевича. Начали ходить слухи о том, что Демьяненко злоупотребляет спиртным. Окончательно добило его то, что новый руководитель Театра Комедии, где тот служил, заявила, что не видит надобности в Демьяненко на сцене. Тогда у актёра случился первый сердечный приступ.

Личная жизнь Александра Демьяненко

Первой женой актера стала его землячка Марина Склярова, с которой он познакомился еще в Свердловском драмкружке. После школы девушка переехала в Ленинград, окончила театроведческий факультет ЛГИТМиК. Марина и Александр поженились в 1961 году и прожили вместе шестнадцать лет. Детей у них не было – Склярова сделала несколько абортов, о чем жалела всю оставшуюся жизнь.

Александр Демьяненко и Марина Склярова

Со второй женой, режиссером дубляжа Людмилой Акимовной, Демьяненко познакомился на студии озвучивания фильмов. У них оказалось много общего, и Александр Сергеевич потянулся к этой спокойной мудрой женщине, прямой противоположности его энергичной и властной Марине. В один прекрасный день он собрал свои вещи и, не вдаваясь в долгие объяснения, ушел из дома.

Вторая жена Александра Демьяненко – Людмила

Склярова долго переживала этот разрыв и больше замуж так и не вышла, все надеясь, что ее Саша одумается и вернется. Последние годы женщина работала в православном журнале и много времени проводила в церкви, замаливая грехи юности. В 2015 году Борис Корчевников в своей авторской программе «Прямой эфир» показал, как живет первая жена легендарного Шурика, у которой из самого дорогого остались только воспоминания и ворон Гриша, которого она подобрала на улице.

Со второй женой Демьяненко прожил 23 года. Он воспитал ее дочь Анжелику Неволину, которая тоже стала актрисой. У Людмилы Акимовны хватало мудрости и терпения стойко переживать периоды депрессий и запоев, которые были свойственны ее супругу.

Актриса Анжелика Неволина – приёмная дочь Александра Демьяненко

В такие моменты Демьяненко обычно уезжал на дачу в поселке Сосново, где никто не мешал ему находиться в полной изоляции. Единственным, кому он всегда оставался рад, был кот Серафим, которого актер не выпускал из рук, находясь дома. Людмила Акимовна на шесть лет пережила своего знаменитого супруга и покоится рядом с ним на Серафимовском кладбище.

Знаменитая дочь известного актера

Как доказано уже жизненным опытом, не все дети стараются продолжить династию родителей в профессии, стараясь найти какую-то свою особую дорогу в жизни. А вот дочь известного и популярнейшего актера Александра Демьяненко, которого зрители больше помнят и любят как забавного Шурика, наоборот, решила продолжать дело своего великого отца.

Известно, что Анжелика в настоящее время уже имеет звание Заслуженной артистки, и миллионы поклонников. Ее жизнь сложилась удачно и счастливо, ведь рядом с нею всегда оказывались люди, которые не только ее любят, но и которым можно доверят и верить.

Комната как в Хогвартсе: превращаем детскую в спальню Хаффлпаффа

Кардамон — король пряностей: специя помогает похудеть и восстановить давление

Эксперты назвали слова, которые вызывают недоверие на подсознательном уровне

Последние годы жизни и смерть

Параллельно с ролью в спектакле «Антигон» Демьяненко играл Валериана Макаровича, отца главной героини в первом отечественном телевизионном ситкоме «Кафе „Клубничка“». Это проект стал для него и других заслуженных актеров (Галина Польских, Мария Аронова, Наталья Крачковская, Алексей Булдаков и др.) чуть ли не единственной возможностью остаться на плаву после развала Советского Союза. Правда, приходилось чуть ли не каждый день мотаться из Москвы в Петербург, жить в гостиницах и забыть о полноценном отдыхе. В перерывах между съемками Александр Сергеевич старался прилечь в гримерке, а в «Приюте комедиантов» у него был специальный диванчик, который так и называли «Диван дяди Саши».

Александр Демьяненко в последние годы жизни

Неудивительно, что здоровье немолодого актера не выдержало такой нагрузки и стало давать серьезные сбои. И так слабое зрение значительно ухудшилось. Чтобы не допустить отслоения сетчатки, Александр Сергеевич сделал операцию. Сейчас подобное вмешательство вряд ли обернулось бы осложнениями, но в ту пору его пришлось проводить под общим наркозом, который дал осложнения на сердце. После этого у Демьяненко один за другим случились два инфаркта. Александр Демьяненко. Изношенное сердце В 1999 году ему провели полное кардиологическое обследование, и врачи ужаснулись, увидев, в каком изношенном состоянии находится его сердце. Актера положили в клинику и стали готовить к коронарографии, без которой у него практически не оставалось шансов. К сожалению, это произошло летом, когда большинство врачей находились в отпусках. В экстренном режиме операцию провести не удалось. Демьяненко не дожил до назначенной даты несколько дней и 22 августа 1999 года умер от отека легких, вызванного коронарной болезнью.

Биография

Александр Сергеевич Демьяненко — один из популярнейших советских актеров — наиболее известен по роли незадачливого интеллигентного юноши Шурика. Еще в раннем детстве Демьяненко познакомился с театральным искусством благодаря своему отцу — артисту Оперного театра. С тех пор он не переставал мечтать когда-нибудь тоже оказаться на сцене. Окончив школу, Александр пробует поступить в легендарный МХАТ, но из-за волнения проваливает экзамен. Потерпев фиаско, он возвращается в родной Свердловск (ныне Екатеринбург) и поступает на юридический факультет. Но, не готовый распрощаться со своими мечтами о театре, Демьяненко через полгода бросает учебу и отправляется в Москву, где и поступает в ГИТИС.

Знаменитый дуэт Шурика и Лидочки из кинофильма Гайдара

Дебют в кино состоялся в ленте «Ветер». На тот момент Александру было 22 года, но его первая роль была высоко оценена кинематографистами и принята зрителями на ура. В 1959 г. Демьяненко приглашают работать в Московский академический театр имени Маяковского, где он выступал в течение следующих трех лет. Однако теперь Александра не покидают мечты закрепить свой успех в киноиндустрии. Когда Демьяненко выступал в одном из театров Ленинграда, на его игру приехал посмотреть сам Леонид Гайдай, который долгое время не мог найти подходящего актера для своего нового проекта. Так Александр Демьяненко был утвержден на роль, которая хоть и принесла ему невероятную известность, но сделала заложником «актера одного образа». Можно считать, что знакомство с Гайдаем стало новым этапом в биографии Александра Демьяненко. Для роли в фильме Александр — брюнет от природы — был вынужден перекраситься в блондина. Спустя два года после премьеры «Операции „Ы“», Гайдай снова пригласил Демьяненко на главную роль в «Кавказской пленнице». Успех этой картины принес актеру еще большую известность, его стали приглашать на новые роли. Но ни одна из последующих лент не смогла превзойти фильмы Гайдая. Спустя некоторое время популярность Демьяненко стала идти на спад, но на помощь снова пришел Гайдай, предложив сыграть в киноленте «Иван Васильевич меняет профессию». В 1991 году Демьяненко был удостоен звания народного артиста РСФСР. Примерно к этому же времени можно отнести начало заката его яркой актерской карьеры. В последние годы жизни Александр Демьяненко все больше выступает в театре, работает над озвучиванием различных голливудских кинолент и мультфильмов. Вскоре состояние его здоровья ухудшается из-за проблем с сердцем: артист переносит сложнейшую операцию. Смерть Александра Демьяненко наступила из-за отека легкого, вызванного коронарной болезнью сердца, что и послужило причиной смерти Демьяненко. Похороны Александра Демьяненко состоялись на Серафимовском кладбище в Санкт-Петербурге.

Ссылка на основную публикацию
Похожее