Олега Стриженова постоянно сравнивали с великолепным французским актером Жераром Филипом. Многие отмечали, что оба артиста обладают схожей внешностью. Но сам Стриженов считает себя в первую очередь русским актером с русским менталитетом и соответствующим характером. Он ослепительной кометой ворвался в советский кинематографический небосклон. Это было в 50-х. В 60-х и 70-х его уже просто боготворили. В тяжелые 80-е и 90-е о Стриженове ничуть не забывали. В нашем тысячелетии его до сих пор прекрасно помнят, хотя он уже давно ушел от киноиндустрии и занимается своим прежним любимым увлечением – живописью. Но, наверное, об этом далеко не все знают… Чем заслужил высоких похвал Олег Стриженов? Биография, личная жизнь актера будут представлены вашему вниманию в статье.
Корни
Стриженов Олег Александрович появился на свет в 1929-м в семействе офицера Красной Армии. Его отец окончил Николаевскую кавалерийскую школу, что в Петербурге. Когда наступил октябрь 17-го, он принял сторону большевиков и стал красным командиром. Ему пришлось пройти горнило братоубийственной гражданской войны. Затем он сражался с т. н. бело-китайскими бандитами в районе Китайско-Восточной железной дороги. В те времена он руководил кавалерийским разведотрядом.
Именно там в начале 20-х он встретил свою будущую супругу. Мама будущего актера окончила Мариинскую гимназию Ведомства императрицы Марии Федоровны в Северной столице.
В семействе красного командира было три ребенка. Борис (от первого брака мамы), Глеб и, собственно, Олег. Стриженовы постоянно кочевали по стране по причине работы отца. И только в середине 30-х семья осела в Москве.
Жена Олега Стриженова – Лионелла Пырьева
Жена Олега Стриженова – Лионелла Пырьева была любовью всей его жизни. И хотя судьба не раз сводила их, пара узаконила свои отношения спустя тринадцать лет после знакомства, когда актеру уже было немало лет.
Олег Александрович не раз вспоминал пухлые губки и осиную талию актрисы, будучи уже в браке два раза. И хотя у пары нет общих детей, прожили они более сорока лет вместе. Быть может у Стриженова закончился период бурных страстей, а быть может это и есть настоящая любовь, проверенная временем.
Кумиры
В Москве маленький Олег оказался, когда ему было всего лишь шесть лет. Семья жила тогда на ул. Коровий Вал, где играли дети далеко не интеллигентского круга. Первоначально его они совершенно не приняли в свою компанию и пытались проучить. В этой схватке победителем стал Олег, в результате он приобрел статус «своего парня». Он вспоминал, что все его довоенное детство заключалось в том, что он гонял голубей, занимался спортом, беспрерывно дрался и, конечно, смотрел кино. Ряд фильмов юный Олег видел по нескольку раз. То есть те, где играли его кумиры. Среди них – блистательный Николай Крючков. Кстати, накануне войны он со своими друзьями видел его на улице, и вся ватага бежала с восторженными глазами за ним.
Кроме того, у Олега были кумиры и в спорте. К примеру, таковым был вратарь Анатолий Акимов из «Спартака».
Бывшая жена Олега Стриженова – Любовь Земляникина
Бывшая жена Олега Стриженова – Любовь Земляникина прожила со своим мужем неполных шесть лет. В тот время актер был женат, но ничто ему не помешало оставить женщину и вновь жениться на знаменитой актрисе. У пары рождается сын – Александр, но кроме него со временем у влюбленных не остается ничего общего.
Пылкое чувство, возникшее при знакомстве пары, так же быстро закончилось, как и началось. Непонимание, споры в семье и частые любовные интрижки супруга привели к тому, что союз распался. Тем более что Стриженов признался, что в душе он всегда любил одну женщину – Лионеллу.
Испытание войной
В 1941-м началась война. Его мама с младшими сыновьями остались в столице. Отец и Борис отправились на фронт.
Еще до войны старший брат поступил в летное училище в Саратове. К сожалению, в 1942-м он пал смертью храбрых под Сталинградом.
Узнав об этом, добровольцем ушел и Глеб, который жаждал отомстить за гибель брата. Он прибавил недостающие годы в своей метрике. Однако первый же бой оказался для него последним. Он получил тяжелую контузию, долго лечился, после чего его комиссовали.
Художник
Тем временем Олег Стриженов, фото которого вы видите в статье, продолжал учиться в обыкновенной школе. Педагоги говорили, что он прилежный и одаренный ученик. Он великолепно читал и стихи, и прозу. Но самое главное, он прекрасно рисовал. По большому счету живописи юный Стриженов пытался уделять больше времени. Он с завидным упоением постигал тонкости этого ремесла. Он тогда совершенно был уверен, что станет художником. Именно поэтому, получив среднее образование, Олег поступил в театрально-художественное училище. Это был 1946-й.
Театральный актер
В 1949-м средний брат Глеб, который всегда мечтал об актерской стезе, смог уговорить будущего художника пойти тем же путем. И через некоторое время он стал студентом Щукинского училища
В этот период Стриженов играл разноплановые роли на студенческих спектаклях. Он был и шекспировским Ромео, и самозванцем в «Борисе Годунове», и Жадовым в «Доходном месте»…
Когда он стал дипломированным артистом, распределился в Театр русской драмы, что в Таллинне.
Он дебютировал там в постановке «Без вины виноватые» А. Островского. Причем ему доверили главную роль — Незнамова. Спектакль очень понравился театралам. В первую очередь из-за Олега Стриженова, в котором признали восходящую звезду. Эта роль стала для него в действительности первым шагом к настоящей славе.
Быть может, талантливого актера в будущем ждала бы блестящая театральная карьера, но однажды вмешался случай.
Его величество Случай
В 1952-м режиссер Александр Файнциммер запустил проект по экранизации романа «Овод» Э. Войнич. Он занимался поисками актера на главную роль Артура. При этом он искал именно дебютантов, которые были бы не замечены в кино. Помощница режиссера предложила начинающего театрального актера Олега Стриженова. На тот момент Файнциммер не смог принять никакого решения, поэтому поиски продолжились.
Через некоторое время съемки были отложены по техническим причинам. А второго режиссера отправили в командировку в столицу Эстонии. Он увидел, что на всех таллиннских улицах были наклеены афишы со спектаклем «Без вины виноватые». И он, естественно, пошел в театр, увидев Стриженова в роли Незнамова. По возвращении домой второй режиссер порекомендовал эту кандидатуру Файнциммеру. А тот, вспомнив знакомую фамилию, решил все-таки вызвать актера на пробы.
Дебют киноактера
Будущий киноактер прибыл в Ленинград и скептически был настроен по поводу проб. Ведь его оппонентами на роль Артура было много известнейших актеров, среди которых Ю. Панич и С. Бондарчук.
На кинопробах актер Олег Стриженов был крайне собран, а самим результатом режиссер был очень доволен. Таким образом, начинающего актера утвердили на роль.
Однако руководство эстонского театра решило не отпускать Стриженова на съемки. Тогда Григорий Козинцев, который являлся на тот момент художественным руководителем «Ленфильма», помог перевести его в Академический театр драмы им. Пушкина, что в Северной столице.
Снова начался киносъемочный процесс. Когда работа над фильмом была завершена и картина пошла в прокат, Стриженов стал знаменитым. Лента имела ошеломляющий успех.
Кстати, этот кинодебют совпал еще с другим важным событием в его личной жизни. Во время съемочного процесса он познакомился с исполнительницей роли Джеммы Марианной. Через некоторое время они расписались. А немногим позже у молодоженов родилась дочка. Ее назвали Наташей. В 2003-м в возрасте 45 лет она скончалась. А следом умерла и ее мама, первая жена блистательного актера.
Триумф
После роли Артура в «Оводе» Стриженов начал получать колоссальное количество предложений от других режиссеров. Так, он согласился сыграть главную роль в кинокартине «Мексиканец». В процессе работы над фильмом актеру пришлось учиться и мексиканским танцам, и боксу. К слову, тренировал его Виктор Михайлов, который в то время готовил советскую сборную.
Кинолента получила весьма хороший прием у киногурманов. Правда, критики, как всегда, утверждали, что этот фильм очень слабый.
Также в 1955-м Стриженов работал над картиной «Сорок первый» Г. Чухрая. Заметим, глава «Мосфильма» Иван Пырьев в главной роли видел только Юрия Яковлева, но сам режиссер настаивал только на Стриженове. В результате снялся Олег.
Эта роль принесла ему заслуженную славу. Лента вышла в прокат в 1956-м и имела колоссальный успех у киноманов. Кроме того, фильм отметили призом на известнейшем фестивале в Каннах.
Последующие четыре года Олег Стриженов, фильмы с участием которого полюбились зрителю, постоянно был занят в съемках. Так, он исполнил роль Гринева в «Капитанской дочке» и декабриста Бестужева в «Северной повести». Также он принял участие в фильмах «Белые ночи» и «Пиковая дама».
В ленте «В твоих руках жизнь» Стриженову впервые довелось играть современника. Он исполнил роль капитана саперов Дудина. По сценарию Дудин и сотоварищи в мирное время ликвидируют последствия этой кровопролитной и страшной войны. Через 15 лет после победы саперы находят склад боеприпасов, который был оставлен фашистскими оккупантами в одном из жилых районов города. После премьеры даже действующие офицеры заметили, что Стриженов, который в фильме воплотил образ настоящего воина, более чем правдоподобен.
В 60-х актер Олег Стриженов, биография которого насыщенна и интересна, активно продолжал сниматься. Так, он отправился в ЧССР для съемок фильма «Трус» И. Вайса. Потом – в Киев, где снялся в картине «В мертвой петле». Кстати, именно тогда он очень сблизился с молодым на тот момент режиссером Сергеем Параджановым.
А через пару лет Стриженов оказался в Париже. Во французской столице он работал над совместной советско-французской картиной под названием «Третья молодость». Актеру там пришлось играть великого композитора Петра Чайковского.
Как итог, к концу 50-х Стриженов стал одним из самых востребованных киноактеров кинематографа СССР. Между прочим, ряд кинокритиков называли его «советским Жераром Филипом». Как известно, Филип блестяще исполнил роль Фанфана-Тюльпана, после чего он стал настоящим идолом мирового экрана. Тем более многие отмечали внутреннюю и внешнюю схожесть с именитым французом. Но Стриженов всегда оставался русским актером.
Биография[ | ]
Олег Стриженов родился 10 августа 1929 года в Благовещенске (ныне в Амурской области) в семье военного. Его отец, выпускник Петербургской Николаевской кавалерийской школы, стал красным командиром и к 35 годам был уже комбригом[3]. Кроме Олега, в семье было ещё два мальчика.
В 1935 году Стриженовы приехали в Москву[3]. По воспоминаниям Олега Стриженова они жили хорошо, пока не началась война:
Когда это случилось, я был в подмосковном пионерском лагере. Вернулись в июле, ровно к первой бомбёжке. Потом бомбили каждый день. Уши раздирало от свиста летящих бомб и грохота взрывов. Помню толпы людей с тюками, с детьми. Помню бесконечные поиски еды и стояние в очередях с продуктовыми карточками. А потом вдруг стало жутко холодно, и вся жизнь сосредоточилась вокруг одной буржуйки[3]. |
Окончив в 1944 году 7-й класс, Олег устроился помощником механика в Научно-исследовательский кинофотоинститут (НИКФИ), а в возрасте 16 лет его «отправили на трудовой фронт — строить Павелецкий вокзал и прокладывать железную дорогу для электричек…»
[3].
Учился в Театральном художественно-техническом училище (ТХТУ) на бутафорском отделении.
В 1953 году окончил Театральное училище имени Б. В. Щукина и стал актёром Государственного русского драматического театра Эстонской ССР в Таллине (ныне Русский театр Эстонии).
Проработав один сезон в Таллине, переехал сначала в Ленинград, где служил сезон 1954—1955 года в Театре драмы им. А. С. Пушкина, а затем и в Москву.
С 1957 по 1966 годы состоял в труппе Театра-студии киноактёра.
С 1966 по 1976 годы состоял в труппе МХАТа, хотя на этой сцене начал играть ещё с сезона 1963/1964 годов.
В 1977 году вернулся и продолжает состоять по настоящее время в труппе Театра-студии киноактёра.
Академик Национальной академии кинематографических искусств и наук России[4].
Творческая карьера[ | ]
«Овод»[ | ]
Участники киногруппы картины «Овод» увидели артиста на одном из спектаклей пьесы «Без вины виноватые» в Русском драматической театре города Таллина[6]. Кинорежиссёр А. М. Файнциммер перепробовал множество актёров — кроме Стриженова, отвергнутого им сразу, после первого же взгляда на фотографию. Однако ни один из прошедших кинопробы актёров режиссёра не устраивал. Тогда уже просто от отчаяния и нехватки времени Стриженова вызвали из Таллина[7].
Стриженов создал романтический образ юноши, а затем мужественного борца-гарибальдийца[5]. Автор колонки «Молодая Италия. Фильм о героях „Овода“», опубликованной в одном из апрельских номеров газеты «Вечерняя Москва» за 1955 год, писал:
Роль Артура удачно сыграл молодой актёр О. Стриженов. В начале фильма восторженный, несколько экзальтированный молодой человек, Артур затем предстаёт перед зрителем исполненным внутренней силы. Её нельзя не чувствовать, несмотря на подчёркнуто спокойный, даже иронический тон речей Овода. Особенно хорошо актёр проводит драматические сцены с Монтанелли[8]. |
В журнале «Советский экран» за 1957 год читаем: «Стриженову удалось не только внешне воспроизвести облик Артура-Овода, но и, что самое важное, зажить мыслями и чувствами своего героя, усвоить его манеру думать, чувствовать, действовать»
[6].
«Мексиканец»[ | ]
Сразу же после «Овода»[6] Стриженов сыграл две роли в героико-приключенческом фильме «Мексиканец» кинорежиссёра В. П. Каплуновского, снятом по мотивам одноимённого рассказа американского писателя Джека Лондона. Актёр снялся в центральной роли[6] Фелипе Ривера (он же Хосе Фернандес) и в небольшой роли его отца Хоакина Фернандеса.
По сюжету мексиканские патриоты-революционеры готовят восстание, но им необходимы деньги для приобретения винтовок. И Ривера зарабатывает деньги для помощи им, выступая на ринге. В роли его главного противника, сильнейшего боксёра Америки Дэнни Уорда, снялся чемпион СССР в полутяжёлом весе Г. Степанов[6][9]. Актёру необходимо было научиться боксировать. Согласно «Советскому экрану» от 1957 года: «Не раз на тренировках Олег летел на пол от удара партнёра, но зато впоследствии, после выхода на экран фильма, знатоки утверждали, что они увидели настоящий бокс»
[6]. По словам кинорежиссёра и сценариста, Народного артиста РСФСР В. И. Ускова, сказанным им в 2014 году, «в „Мексиканце“ он великолепно дрался» [10].
«Сорок первый»[ | ]
Внешние изображения |
Олег Стриженов и Изольда Извицкая в вечер показа на X Каннском кинофестивале, 1957 год. Фото Джека Гарофало. |
В 1956 году кинорежиссёр Г. Н. Чухрай поставил на киностудии Мосфильм героико-революционную драму «Сорок первый»[11], что стало второй экранизацией одноимённой повести Б. А. Лавренёва. В данной кинокартине О. А. Стриженов сыграл роль белогвардейца Говорухи-Отрока, а его партнёршей по роли красноармейки Марютки
стала И. В. Извицкая[12].
На фильм пробовались парами: Извицкая со Стриженовым и Ю. В. Яковлев с С. Н. Харитоновой[13]. Последние не прошли пробы. Киновед и кинокритик А. Н. Медведев писал: «Не знаю, может быть, это уже воздействие фильма, но мне и в пробах больше понравились Стриженов и Извицкая. Говорили, И. А. Пырьев очень настаивал на том, чтобы снимался дуэт Яковлев — Харитонова»
[13].
Театровед и киновед И. И. Шнейдерман писал:
Идеальное совпадение внешних данных и нервной организации актёра с требованиями роли — счастливый фундамент образа, созданного талантливым, умным трудом. Стриженов постиг душу роли. Располагая урезанным, «спрессованным» текстом, не вместившим ряда важных тем, он восполнил потери и нужное досказал без слов, всей правдой существования на экране[14]. |
Анализируя игру актёров, кинокритик и киновед, доктор искусствоведения Р. Н. Юренев со своей стороны писал следующее:
Каждая новая роль Олега Стриженова всё больше раскрывает дарование молодого актёра. Сложная и горькая жизнь лепила характер поручика Говорухи-Отрока. Презрение к опасности и к людям, душевная теплота, пробивающаяся сквозь цинизм и озлобленность, барская изнеженность и солдатская закалённость — все эти противоречивые качества Стриженов играет отчётливо и тонко… Извицкая и Стриженов прекрасно играют напряжённый дуэт, в котором растущая любовь не сближает, а отталкивает двух молодых людей, столь непоправимо разных по мироощущению, языку, убеждениям и стремлениям. Влюблённость, сближение, счастье, откровенность, ссора, примирение и трагический финал — все перипетии обычной и необычной, счастливой и несчастной любви Марютки к своему непримиримому врагу — сыграны молодыми актёрами с настоящим чувством и хорошим мастерством[15]. |
На X Международном Каннском кинофестивале, состоявшемся в 1957 году, кинофильму «Сорок первый» была присуждена специальная премия «За оригинальный сценарий, гуманизм и высокую поэтичность»[11]. Экспансивные французы назвали Стриженова «советским Жераром Филипом»[6].
Последующие работы[ | ]
Следующей удачной ролью актёра стал Афанасий Никитин в совместном советско-индийском фильме «Хождение за три моря» (1958). Затем последовали запоминающиеся работы в фильмах «Капитанская дочка», «Белые ночи», «Оптимистическая трагедия», «Третья молодость», «Неподсуден».
За актёром прочно закрепилось звание одного из самых романтических героев советского кинематографа. Кинокритик Вита Рамм указывала, что «блондина Олега Стриженова и брюнета Василия Ланового записали в романтики, воплощение советской чувственности и мужественности»
[16]. На задней обложке 18-й номера журнала «Советский экран» за 1988 год, где были были размещены фото Аллы Ларионовой, Олега Стриженова и Владимира Дружникова, под фото Стриженова читаем: «С Олегом Стриженовым ворвалась на экран романтическая стихия: „Овод“, „Мексиканец“, „Сорок первый“» [17].
В художественном фильме «Северная повесть» (реж. Е. Н. Андриканис), снятом в 1960 году по одноименной повести К. Г. Паустовского, Стриженов сыграл роль Павла Бестужева. Автор Ю. Ханютин считает, что роль декабриста Бестужева в исполнении О. Стриженова сыграна им, по мнению автора, удивительно слабо. Автор также пишет «„Холод в сердце“, который у Бестужева был предвестником скорых и безрассудных решений, в этой роли Стриженова становится постоянным качеством актёрской игры»
[18].
«Приступить к ликвидации»[ | ]
По роману советского и российского писателя Э. А. Хруцкого «Четвёртый эшелон» режиссёром Б. А. Григорьевым в 1983 году был снят двухсерийных детективный фильм «Приступить к ликвидации». Автором сценария был сам писатель. В этой кинокартине Стриженов сыграл полковника милиции Данилова[19], прототипом которого был полковник И. Д. Скорин. Кинорежиссёр стремился подобрать на роль Данилова актёра, похожего на Скорина, что ему вполне удалось — по словам самого Хруцкого, «главного героя блистательно сыграл Олег Стриженов»[20]. По рассказу Лионеллы Стриженовой:
Иногда мне приходилось Олегу Александровичу объяснять, почему имеет смысл сниматься в той или иной картине. К примеру, он категорически отказывался играть милиционера в картине «Приступить к ликвидации». Удивлялся: «Какой же из меня мент?!» Я ему предложила: «А ты покажи, каким должен быть милиционер». И он действительно своей ролью в этом фильме создал своеобразный эталон человека в погонах. Как-то я пришла по делам в ЦК КПСС, и завотделом культуры мне сказал: «Какая же потрясающая роль у Олега Александровича!» Я всё никак не могла понять, что он имеет в виду. Оказалось, он говорил именно про ту роль милиционера. Так получилось, что в год выхода «Приступить к ликвидации» была учреждена премия МВД. И Олег Стриженов стал первым, кто её получил[21]. |
Возвращение в театр
В конце 60-х Олег Стриженов, фильмография которого была довольно внушительной, после длительного перерыва решил вернуться в театр. Он оказался в труппе МХАТа. Актеру великолепно удалось сыграть Тятина в горьковском «Егоре Булычеве и других», Треплева в чеховской «Чайке», Мортимера в «Марии Стюарт» Шиллера и пр.
Кроме того, когда вернулся на сцену Олег Стриженов, личная жизнь его кардинально изменилась. Дело в том, что он нашел свою новую половинку. Вторую супругу звали Любовью. Она также трудилась во МХАТе. Через некоторое время пара расписалась, а вскоре у них появился наследник фамилии – Александр. Он женат на актрисе и ведущей Екатерине Стриженовой. У них две дочери.
Брак между Олегом и Любовью продлился шесть лет. Из-за взаимных обид и претензий они решили развестись. Спустя десятилетие бывшая супруга ушла в монастырь.
Семья
Внуки, дети и его нынешняя жена Лионелла – настоящая гордость для актёра. Сейчас, в силу своего возраста и опытности, актёр понимает, что самое ценное в жизни это семья. Поэтому он всегда рад, когда в его доме появляются родные люди, с которыми можно вспомнить о прошлом, обсудить настоящее и поразмыслить над будущим.
Олег Стриженов в окружении семьи
Жены
Официально в браке актёр Олег Стриженов состоял три раза. Первой супругой стала красавица актриса Марианна Бебутова. Познакомились они, как ни странно, на съёмках фильма «Овод». Брак распался через 11 лет, даже, несмотря на то, что у пары родилась дочь. Причиной стала, как сообщил сам актёр, «любовь к другой женщине».
Такое решение актёра привело к ужасным последствиям. Марианна очень тяжело приняла к сердцу уход супруга. Позже её настигло новое горе – умерла её дочь – Наталья Стриженова. Марианна осталась с внучкой совсем одна. После смерти единственной дочери она начала выпивать. И уже через год её сердце перестало биться.
Олег Стриженов с женой и внучкой
Разлучницей некогда любящей пары стала Любовь Земляникина. Брак Стриженовых продлился 6 лет. В этом союзе родился мальчик Александр. Любовь прошла так же быстро, как и вспыхнула. Вечные слёзы, скандалы, постоянные «загулы» супруга привели к тому, что пара распалась.
Следующей пассией знаменитого актёра стала Лионелла Пырьева. Стриженов обратил на неё внимание, будучи в браке с Земляникиной. Как позже признается, Олег Александрович, Лионелла – это любовь всей его жизни. Длился роман влюблённой пары 13 лет. И только после этого Олег Александрович сделал предложение любимой женщине. За их спиной уже четыре десятка лет крепких отношений.
Олег Стриженов с женой
Дети
Как говорилось выше, первая дочь Стриженова – Наталья умерла. Внучку, родившуюся вне брака, она оставила на бабушку Марианну. Сама девушка активно занималась построением личной жизни. Однако замуж Наталью так никто и не позвал. После этого девушка стала сильно выпивать. Ощущение безысходности привело к тому, что Наталья приняла спиртное вместе со снотворным препаратом. Это стало причиной остановки сердца.
Внучку Стриженова зовут Саша. Девушка – многодетная мать. Зарабатывает на жизнь участием в различных телешоу, в которых оскорбляет, унижает честь и достоинство знаменитого актёра и всей его семьи. Кстати, ни Александр (сын Стриженова), ни его жена Екатерина с Сашей не общаются, так как девушка не раз пускала в адрес своих родственников колкие словечки. Видно, обида на своего родного деда затаилась глубоко внутри.
Внучка Олега Стриженова
Что касается сына Александра, то отношения между ним и его отцом просто замечательные. Саша Стриженов также занят актёрской деятельностью, причём желание стать артистом зародилось у него ещё в раннем детстве. Сейчас Александр снимается во многих российских картинах, является телеведущим и продюсером. Вместе со своей женой Екатериной он растит двух замечательных деток – Настю и Александру.
Александр и Екатерина Стриженовы с женой и детьми
70-е
Начало 70-х для Стриженова было более чем многообещающим, а вот назвать этот период удачным с точки зрения творчества вряд ли можно. Теперь его далеко не всегда радовали предложениями ролей. Поэтому он чувствовал, что свой потенциал актера он не раскрывает.
В эти времена самыми заметными ролями, наверное, стали князь Волконский в фильме «Звезда пленительного счастья» и разведчик в «Земле, до востребования».
Ну, а во время киносъемочного процесса фильма, который назывался «Последняя жертва», Стриженов познакомился с актрисой Лионеллой Пырьевой. Она до 1968-го являлась супругой именитого режиссера И. Пырьева. Поклонники кино прекрасно помнят ее. Прежде всего, она отлично сыграла в таких кинолентах, как «Братья Карамазовы», «Опасные гастроли» и «Хозяин тайги». Кстати, в двух последних картинах ей довелось играть любимых дам гениального Владимира Высоцкого.
Личная жизнь Олега Стриженова
Личная жизнь Олега Стриженова никогда не оставалась без внимания. Молодой, всегда выхоленный актер всегда был любимчиком женской половины и будучи в первом и во втором браках, ловелас успевал заводить романы на стороне.
Официально Олег Стриженов был женат три раза. Но последняя жена своей мудростью и любовью сумела все-таки приструнить мужчину и сейчас актер не представляет и дня без любимой. Олег Стриженов и Лионелла Пырьева счастливы в браке уже несколько десятков лет, живут в гармонии и понимании.
Калейдоскоп ролей
Конечно же, стоит отдельно отметить и ряд кинокартин, где блистал этот разноплановый актер. В данном списке по праву первую позицию занимает фильм «Его звали Роберт». Картина получила не только премию «Золотой шар» в Триесте, но и диплом на кинофестивале фантастических фильмов в Милане. Между прочим, в этой работе актер смог сыграть сразу две роли — собственно самого робота и молодого ученого специалиста. Фильм отлично был принят кинозрителями, и, на удивление, он до сих пор смотрится с большим интересом.
Также неординарная роль Стриженова получилась и в фильме «Неподсуден» Ускова и Краснопольского. Сюжет показывает классический любовный треугольник. Главные роли исполнили Олег Стриженов (Егоров), Леонид Куравлев и Людмила Максакова. По сценарию, персонажа Стриженова в пору молодости оклеветал и предал бывший ближайший друг. Он женился на любимой женщине Егорова. У пары появился сын. Спустя восемнадцать лет волей случая все трое оказались на борту одного авиалайнера. А капитаном экипажа был именно Егоров. Честно говоря, данная картина собирала полные залы. Фильм был одним из безоговорочных лидеров проката. А поклонники, постоянно споря, еще долго переживали за героев этой картины.
МХАТ
Но прежде, чем Олег Александрович воссоединится с девушкой с редким именем, ему предстоит уйти от жены – к совершенно другой женщине.
Серьезные перемены в жизни Стриженова случились после его отказа играть Болконского у Бондарчука. Сергей Федорович был в приятельских отношениях с Олегом Александровичем, да таких близких, что не было сомнений – самую роскошную роль друг должен был отдать ему. Но Бондарчук тянул. Устроил пробы, целый год смотрел других артистов, а соседи диву давались:«Как же так? Стриженов – прирожденный Болконский, почему он до сих пор не приглашен?!»
Актер, который уже испытал медные трубы известности, страшно обиделся на Бондарчука, а когда, наконец, тот позвонил, чтобы пригласить его на пробы, решил отомстить. Он попробовался, его утвердили. А потом Стриженов попросил собрать все съемочную группу, и при всех заявил: сниматься у Бондарчука не будет! Его вызывали в министерство, задавали неудобные вопросы и пытались заставить вернуться к роли, но актер был непреклонен.
После этой истории Стриженову пришлось уйти сначала в длительный отпуск, а потом подать прошение о переводе в МХАТ. Примерно в это же время перемены случились и в сердце артиста. Сначала, остыв к супруге, он разбил сердце Людмилы Марченко.
Спад
Олег Стриженов, биография, дети, личная жизнь которого интересны его поклонникам, активно снимался до середины 80-х. В этот период он принял участие в нескольких картинах, но самыми удачными можно назвать «Юность Петра» и «Господин Великий Новгород», а также ленту «Приступить к ликвидации» по книге Э. Хруцкого. В этом фильме Стриженов играл начальника оперативной группы МУРа, которая проводила операцию весной 1945-го в Западной Белоруссии. Этот отряд должен был ликвидировать бандформирование бывшего пособника фашистов Болеслава Крука. В целом лента получила отличную оценку не только у критиков, но и у поклонников. Фильм посмотрели порядка 24 млн зрителей. По сути, это был в действительности последний ощутимый успех Стриженова как киноактера.
В последующие 7 лет (1984-1991) великолепный актер смог сняться всего лишь в 6 кинокартинах. При этом ни одна из них не принесла ему подлинного удовлетворения в творчестве. Речь идет о таких фильмах, как «Снайпер», «Акция», «Мой любимый клоун», «Оглашению не подлежит» и др.
Творчество[ | ]
Роли в театре[ | ]
Государственный русский театр драмы (Таллин, Эстонская ССР)[ | ]
- «Беспокойный характер» Л. Н. Рахманова — очеркист Груздь
- «Над Днепром» А. Е. Корнейчука — Нетудыхата
- «Без вины виноватые» А. Н. Островского — Незнамов
МХАТ СССР имени М. Горького[ | ]
- 1964 — «Егор Булычов и другие» М. Горького — Степан Тятин
- 1964 — «Мария Стюарт» Ф. Шиллера — Мортимер
- 1967 — «Без вины виноватые» А. Н. Островского — Незнамов
- 1968 — «Три сестры» А. П. Чехова — барон Тузенбах
- 1968 — «Чайка» А. П. Чехова — Треплёв
- 1973 — «На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского — Глумов
- 1974 — «Медная бабушка» Л. Г. Зорина — император Николай I
Государственный театр киноактёра[ | ]
- «Сергей Есенин» — чтецкая программа
- «Анна Снегина», сценическая композиция — Сергей Есенин
- «Маскарад», сценическая композиция — Арбенин
- «Широкая масленица», инсценировка — Егор Иваныч
Телеспектакли[ | ]
- 1963 — «Рассказ о первой любви» — Капитан
- 1971 — «Двадцать лет спустя» — Атос
- 1974 — «Чайка» — Треплёв
Дом звукозаписи — Государственное радио (Золотой фонд)[ | ]
- «Три мушкетёра», инсценировка — д’Артаньян
- «Дон Карлос», радиоспектакль — Дон Карлос
- «Тропою грома», радиоспектакль — Том
- «Спартак», радиокомпозиция — Спартак
- «Третье купе», радиоспектакль — Сергей Есенин
- «Анна Снегина», радиокомпозиция — Сергей Есенин
- «Жорж Санд», радиоспектакль — Шопен
- «Ференц Лист», радиоспектакль — Лист
- «Маскарад», радиоспектакль — Арбенин
- «Егор Булычов и другие», спектакль МХАТ — Тятин
- «Без вины виноватые», спектакль МХАТ — Незнамов
- «Чайка», спектакль МХАТ — Треплёв
- «Письмо матери», «Ответ», «Чёрный человек» — Сергей Есенин
- 1968 — «Айвенго», радиоспектакль — Айвенго
Роли в кино[ | ]
Год | Название | Роль | |
1955 | ф | Овод | Артур Бертон, он же Овод / Феличе Риварес |
1955 | ф | Мексиканец | Хосе Фернандес, он же Фелипе Ривера |
1956 | ф | Сорок первый | поручик Вадим Николаевич Говоруха-Отрок |
1958 | ф | Хождение за три моря | Афанасий Никитин |
1958 | ф | Капитанская дочка | Пётр Гринёв |
1959 | ф | В твоих руках жизнь | Дудин |
1959 | ф | Белые ночи | мечтатель |
1960 | ф | Северная повесть | Павел Бестужев |
1960 | ф | Пиковая дама | Германн |
1961 | ф | Дуэль | Иван Лаевский |
1961 | ф | Трус / Zbabelec | партизан Олег |
1962 | ф | В мёртвой петле | Сергей Уточкин |
1963 | ф | Оптимистическая трагедия | первый офицер |
1964 | ф | Три сестры | барон Тузенбах |
1965 | ф | Третья молодость | Пётр Ильич Чайковский |
1966 | ф | Перекличка | Бородин |
1967 | ф | Прощай | лейтенант Олег Старыгин |
1968 | ф | Его звали Роберт | Сергей / Роберт |
1969 | ф | Неподсуден | лётчик Егоров |
1970 | ф | Миссия в Кабуле | Роман Лужин |
1972 | ф | Земля, до востребования | Лев Маневич / Конрад Кертнер / Яков Никитич Старостин |
1975 | ф | Последняя жертва | Дульчин |
1975 | ф | Звезда пленительного счастья | князь Сергей Григорьевич Волконский |
1978 | ф | Карл Маркс. Молодые годы | Ламенне |
1980 | ф | Юность Петра | князь Василий Васильевич Голицын |
1983 | ф | Приступить к ликвидации | Иван Александрович Данилов |
1985 | ф | Господин Великий Новгород | Алексей Бородин |
1986 | ф | Мой любимый клоун | Дим Димыч |
1987 | ф | Акция | Кареев |
1987 | ф | Оглашению не подлежит | князь Ухтоминский |
2000 | ф | Вместо меня | Гагарин |
2004 | ф | Пять звёзд | директор отеля |
Озвучивание[ | ]
- 1959 — Эхо — Янис (роль В. Я. Зандбергса)
- 1980 — Через тернии к звёздам — Глан (роль Г. А. Стриженова) (озвучание новой версии))
- 1994 — Легенда горы Тбау
Участие в фильмах[ | ]
- 1959 — Звёзды встречаются в Москве (документальный)
- 1974 — Мир Николая Симонова (документальный)
Из нереализованного
За всю большую карьеру Стриженова удача лишь дважды пролетела мимо него. Так, в далеком 1958-м он мог сыграть Алешу Скворцова в чухраевском гениальном фильме «Баллада о солдате». Даже сам режиссер планировал отдать эту роль Стриженову. Но судьба распорядилась, как всегда, совершенно по-своему.
А через четыре года великий Бондарчук начал экранизировать роман «Война и мир» Л. Толстого, и уже шел процесс подбора актеров.
По воспоминаниям, вся страна сильно переживала, кто же будет играть главные роли. И когда стало известно, что на роль Андрея Болконского был утвержден Вячеслав Тихонов, многие были разочарованы. Так как они считали, что князя гармоничнее сыграл бы Олег Стриженов.
Лишь через несколько лет стало известно, что за история случилась на пробах. Бондарчук предложил актеру роль Долохова. Он, конечно же, согласился. А тем временем режиссер на роль Болконского пробовал огромное количество актеров, кроме Стриженова.
Правда, впоследствии сам Бондарчук предложил и ему испытать судьбу на этот предмет. Но теперь, по словам Стриженова, это сильно задело его и оскорбило. Тем более что такие именитые режиссеры, как Герасимов и Пырьев, приглашали его на роли без всяких проб. Так что он отказался.
Однако этот факт получил дальнейшее развитие и имел колоссальный резонанс в начальственных кругах. Даже Екатерина Фурцева, которая являлась на тот момент министром культуры, лично позвонила актеру. Но эти переговоры оказались тщетными.
Предисловие
Писать о самом себе довольно трудно и не совсем удобно – не все можно вынести на суд людей. Получается, что ты на исповеди. А исповедь – это тайна. Поэтому воспользуюсь некоторыми высказываниями обо мне постороннего человека – журналиста. Познакомьтесь с некоторыми выдержками из статьи Анатолия Байбекова «Джентльмен с голубыми глазами», опубликованной в петербургском журнале «Нева» за 1998 год.
«Актер мало играл современников и никогда не воплощал героя, потрясающего своей партийной совестью.
В Союзе он был самым деидеологизированным актером.
На «Ленфильме» Олега Александровича Стриженова называют истинно петербургским киноактером.
…Убивали его на экране часто. А вот от кино отлучили однажды и надолго. Отказался сниматься в престижной картине. Не подействовали уговоры самой Екатерины Фурцевой: отказался от роли Андрея Болконского. Характер у Стриженова очень нелегкий.
…Актер был представлен кинозрителями и в кандидаты на соискание Ленинской премии. Но это желание общественности оказалось из области фантазии. Нас воспитывали на иных образах. И не дали Стриженову премию. Как ни странно, он вообще не лауреат… И это при его феноменальной популярности».
Одна небольшая неточность – у меня никогда не было голубых глаз. Эта легенда «голубоглазенького» тянется еще со времен фильма «Овод» и в особенности после выхода на экраны страны «Сорок первого». Глаза у меня зеленые.
Помимо звания «Народный артист СССР» есть еще кое-какие награды, и главная из них, которую я ценю более других, – медаль «За доблестный и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны».
Но что значат все награды и звания?.. Ведь на могильном памятнике их не перечислишь. Правда, в недалеком прошлом на надгробии даже писали, с какого года усопший состоял в членах Коммунистической партии. Зачем? Ведь перед Богом все равны. В стародавние времена говорили об умершем: «Раб Божий…» Лучшее надгробие, на мой взгляд, у прославленного русского полководца в соборе Александро-Невской лавры Петербурга, где на плите лишь три коротких слова: «Здесь лежит Суворов».
Но я отвлекся. Далее по тексту Анатолия Байбекова:
«…В то время он был звездой первой величины! Вообще-то его хождение по свету обширно. Словом, полмира он обошел, но остаться где-то там, за тремя морями, отказывался. А посулы и предложения были заманчивыми. Наверное, зря отказался?»
Ну, нет! Я – наш! По-другому и быть не могло! Я с самого детства помнил слова блистательного российского генерала А. А. Брусилова: «Считаю долгом каждого гражданина не бросать своего народа и жить с ним, чего бы это ни стоило. Скитаться же за границей в роли эмигранта не считал и не считаю для себя возможным и достойным».
Заканчивает Анатолий Байбеков статью обо мне словами: