Молодые годы
Солист “Сплина” Александр Васильев родился 15 июля 1969 года в городе Санкт-Петербурге. Его родители были инженерами. Большую часть своей юности Александр провёл в культурной столице России. Лишь пару лет он вместе со своей семьей жил в Литве. Васильев полюбил музыку с ранних лет. Уже в седьмом классе он организовал свою первую группу, и учеба сразу ушла на второй план. В 1986 году Васильев знакомится с Александром Морозовым. Это судьбоносная встреча произошла случайно. Приятель Васильева пригласил его на репетицию. Будущий басист группы «Сплин» Морозов играл в ней. Ребята регулярно ходили на концерты и мечтали о том, что когда-нибудь и им будет аплодировать публика. Первая группа, которая была образована еще в школе, получила название “Митра”. Она стала прообразом ныне легендарной российской рок-группы “Сплин”.
Васильев Александр Георгиевич
Эстрадный певец. Поэт. Композитор. Лидер группы «Сплин».
Александр Васильев родился 15 июля 1969 года в городе Санкт-Петербург. Вскоре после рождения малыша семья оказалась в Западной Африке, в городе Фритаун республики Сьерра-Леоне, где отец работал инженером на строительстве порта. Мать будущего музыканта устроилась учительницей в школу при посольстве СССР и преподавала там русский язык и литературу. В 1974 году всех советских граждан эвакуировали из страны обратно в СССР. Семья Васильевых переезжает в литовский город Зарасай, а в 1976 году возвращается в Санкт-Петербург.
С детства парень интересовался музыкой, в нем зарождается желание писать. В 1980 году сестра подарила Васильеву магнитофонную бобину, где на одной стороне записана «Машина времени», а на другой группа «Воскресение». В возрасте двенадцати лет Саша попадает на первый в жизни концерт «Машины времени», который его очень впечатляет. С этого момента решает полностью посвятить себя рок-музыке.
После школы, в 1986 году Александр поступает в Санкт-Петербургский Институт Авиационного Приборостроения. Там Васильев познакомился со своим тезкой Александром Морозовым и с будущей супругой, тоже Александрой. Втроем молодые люди организовали рок-группу, которую назвали «Митра». Четвертым участником коллектива оказался Олег Куваев, который в будущем стал создателем популярного анимационного сериала «Масяня». Васильев писал для группы песни, а у Морозова имелось музыкальное оборудование: бас-гитара, микрофон и магнитофон «Рекорд». В 1988 году группа пытается вступить в петербургский рок-клуб, но не проходит отбор. Далее, Васильев уходит на два года по призыву в армию, где пишет песни, которые впоследствии войдут в альбом Пыльная Быль.
Демобилизовавшись, в 1992 году Александр поступил на экономический факультет Российского Государственного Института Сценических Искусств. Вскоре устроился на работу в театр «Буфф», где звукорежиссером работал Александр Морозов. Именно Морозов знакомит Васильева с Николаем Ростовским, и вместе начинают работу над первым альбомом. Через два года первый альбом под названием «Пыльная быль» оказался готов. Молодые музыканты устроили по этому поводу вечеринку, во время которой свели знакомство со Стасом Березовским, присоединившимся к группе в качестве гитариста.
Успех пришел к Александру Васильеву и группе «Сплин» весной 1998 года после выпуска «Гранатового альбома». Тогда еще молодая петербургская группа, которая до этого выступала преимущественно в клубах, стала собирать стадионы. «Сплин» стала широко известна в рок-среде и за ее пределами, как группа «Мумий Тролль». Когда в Москву приехала с концертом знаменитая британская «Роллинг Стоунс», они выбрали «Сплин» для выступления на разогреве.
Несмотря на растущую популярность, в 2004 году стали расползаться слухи о том, что «Сплин» распадается. Александр Васильев тем летом выступал на рок-фестивалях без группы, с одним только флейтистом, и данный факт подстегивал слухи еще больше. Сам Васильев утверждал, что домыслы о распаде коллектива ни на чем не основаны.
С 2005 по 2007 год группа работала над альбомом «Раздвоение личности». Работа время от времени прерывалась гастролями, так как группа давала концерты в США. Состав менялся, «Сплин» покинул гитарист Стас Березовский, фанаты снова заговорили о распаде, но группа не раскололась и продолжила свое существование во главе с бессменным лидером.
Известно, что Васильев предпочитает слушать музыку дома, на концерты не ходит. Одной из его любимых групп является «Radiohead», песню которой, «Karma Police», любит слушать на полной громкости и подпевать солисту. Музыку артист пишет дома, на компьютере.
Помимо наград, полученных группой, имеет награду «Поэзия года» 2004 год. Известен нестандартными мнениями и комментариями к любой теме. Параллельно с музыкой Александр сыграл самого себя в фильме «Живой». Его также можно увидеть в мультфильме Олега Куваева «Магазинчик БО». Васильев является хорошим другом Бориса Борисовича Гребенщикова. Вместе часто отмечают праздники.
Весной 2021 года вышла очередная пластинка группы «Встречная полоса». В альбом вошли одиннадцать треков. Коллектив продолжает активно записываться, и лидер «Сплина» уже сообщил о том, что новая, пока безымянная пластинка должна выйти в 2019-2020 годах.
Творчество Александра Васильева
Творчество Александра Васильева
Дискография
1994 — «Пыльная быль» 1996 — «Коллекционер оружия» 1997 — «Фонарь под глазом» 1998 — «Гранатовый альбом» 1999 — «Альтависта» 2001 — «25-й кадр» 2003 — «Новые люди» 2004 — «Реверсивная хроника событий» 2007 — «Раздвоение личности» 2009 — «Сигнал из космоса» 2012 — «Обман зрения» 2014 — «Резонанс. Часть 1» 2014 — «Резонанс. Часть 2» 2021 — «Ключ к шифру» 2021 — «Встречная полоса»
Семья Александра Васильева
Семья Александра Васильева
Первая жена — Александра. Сын — Леонид (род. 12.10.2006). Этому событию посвящена песня «Сын» из альбома «Раздвоение личности».
Вторая жена — Ольга. Сын — Роман (род. в феврале 2014); Дочь — Нина (род. в декабре 2018).
13.07.2019
Первые труды
В молодые годы у группы не было денег на запись своих песен. Сначала ребята осуществляли запись дебютных треков на квартире Алексея Морозова. Лишь после у группы «Сплин» появилась возможность записывать треки в специальных студиях. Коллектив на тот момент стал пополняться. Среди новичков был Олег Куваев, который впоследствии сделал мультфильм “Масяня”, и будущая супруга Васильева, Александра. На пути начинающих музыкантов было немало трудностей. Группе “Мирна” даже не удалось вступить в Ленинградский рок-клуб. Коллектив, несмотря на неудачи, продолжил развиваться.
Служба в армии и работа в театре
Солист “Сплина” Александр Васильев, недоучившись, отправился служить в армию. Там на протяжении всего срока службы он был писарем. На службе Васильев не переставал писать песни. Небольшая часть из них позднее вошла в альбом “Пыльная быль”. После службы в армии Александр при помощи друга устраивается монтировщиком сцены. Параллельно он учился в театральном институте. Солист “Сплина” Александр Васильев также подрабатывал ночным сторожем. В 1993 году он вместе со своим приятелем Морозовым устроился работать в театр “Буфф”. Но уже в следующем году они решили оттуда уйти. Время, проведенное там, не прошло даром. Именно в театре “Буфф” они повстречали клавишника Николая Ростовского.
Первые музыкальные шаги группа СПЛИН Александр Васильев
Мечтая о серьезной карьере на сцене, Александр осваивает гитару, активно пишет, представляя свои первые стихи, музыку друзьям, знакомым. Успешно окончив школу, поступает в Ленинградский институт авиационного приборостроения (1986 г.), где проучился два года. Как позже признался сам певец, поступил туда, только из-за ярких впечатлений от здания готического стиля, где лабиринтами располагались учебные кабинеты. Там же он знакомится со своей 1-ой женой Сашей, коллегами Александром Морозовым, Куваевым Олегом, с участием которых создается группа «Митра», стремящаяся всеми силами попасть в питерский рок-клуб. Группа просуществовала недолго, так как Васильев на 2 года был призван в армию. После службы он решил в 1992 г. попробовать свои силы на экономическом факультете Ленинградского института театрального искусства, музыки и кинематографии. Поступил, но ВУЗ так и не закончил. На короткое время устраивается на должность монтировщика комедийного театра «Буфф», где Морозов работает звукорежиссером. На дальнейшее развитие музыкального творчества повлияло знакомство с клавишником Николаем Ростовским. Они активно работают над созданием 1-го альбома «Пыльная быль», вышедшего в мае 1994 г. Вечеринка, посвященная этому событию, свела Васильева с очередным участником группы. Станислав Березовский присоединился в качестве гитариста, так сложился костяк «Сплина».
Образование группы “Сплин”
В то время солист “Сплина” Александр Васильев вместе со своими партнерами еще не был знаменит. Поэтому для записи своего первого альбома им нужно было найти средства. Начинающие музыканты участвовали в озвучке рекламы и давали концерты перед немногочисленной публикой. Датой создания легендарной отечественной группы “Сплин” является 27 мая 1994 года. Она праздновала в ресторане запись своего первого альбома. Там коллектив познакомился с гитаристом Стасом Березовским. Сами музыканты не подозревали, что их первый альбом получит такую популярность. Только на родине группы было продано около 10 тысяч аудиокассет. Несколько песен из альбома вошли в эфиры радиостанций Петербурга. Это, несомненно, прибавило рок-коллективу новых поклонников.
Начало популярности группы “Сплин”
Первый альбом группы “Сплин” был настолько популярен, что его в дальнейшем решили переиздать на компакт-диске различные популярные лейблы. В 1994 году состоялся первый официальный концерт группы “Сплин” в небольшом клубе. В 1995 году солист группы “Сплин” начал работу над альбомом “Коллекционер”. Затем он удачно ведет переговоры в Москве, и дебютный клип “Будь моей тенью” начинают транслировать по ОРТ. Благодаря этому группа обрела немалое количество новых слушателей. Солиста Васильева стали узнавать на улицах. Тогда стало понятно, что группа вышла на новый уровень.
Продолжение карьеры
В 1997 году группа презентовала альбом “Фонарь под глазом”. На его презентации собралось большое количество людей. На тот момент у солиста “Сплина” Васильева уже была целая армия фанатов. Их песни регулярно крутили на радио. В этом же году у группы “Сплин” был первый большой концерт. Он получил низкие отзывы у пришедших фанатов. Несмотря на этот провал, группа продолжила усердно работать и уже на следующем концерте в “Лужниках” ее ждал успех. В 1997 году в коллективе «Сплин» произошли кадровые изменения. У них появился новый продюсер Александр Пономарев. А на одном из концертов пару Васильеву составил Ян Николенко, хотя официально его в группе не было.
Что здесь есть[править]
- А что, пусть будет!. Концовка песни «Гандбол» получилась такой случайно. Музыканты, послушав черновой вариант, сочли его слишком медленным и решили переиграть песню в более быстром темпе, записав поверх старого варианта. Естественно, ускоренная версия закончилась раньше, и при её прослушивании после завершения основного трека «вылез» остаток старого. «Сплинам» понравилось, как это звучит, поэтому кусок черновика вошёл в официальную версию.
- Антиреклама спиртного пополам с У нас на Бодуне засуха — «Алкоголь». «Он пустил корни в теле моём, превратился в растение… / В среду мы сели за стол, а теперь — воскресение…».
- Антропоморфная персонификация. «Мария и Хуана» — заглавные героини, персонифицирующие сами понимаете что. Судя по тексту, у них есть светящиеся глаза, пустые рукава, а также ноги, которыми они ходят босиком. В песне же «Она была так прекрасна» незнакомка, с которой тщетно пытался флиртовать рассказчик, оказалась самой Смертью, решительно его отшила и ушла, пообещав когда-нибудь вернуться.
- Атака во время секса. С фитильком в клипе «Новые люди» — никто никого не атаковал, но пока парочка центральных персонажей резвилась в кровати, подкрались воришки-Сплины, вскрыли дверь медиатором и спёрли всё, включая пианино. А потерпевшие были так увлечены друг другом, что ничего и не заметили.
- Божественный музыкант — «Жертва талого льда». А в «Джа играет джаз» музыкант в прямом смысле божественный.
- Бонни и Клайд — собственно, песня «Бонни и Клайд», хотя по самому тексту не очень понятно, о ком он.
- Бонус для современников: «Орбит без сахара» — нет, ну жевательную резинку ещё вспомнят, а вот отсылку к видеоигре Duke Nukem 3D «Дюк Нюкем должен умереть» уже не все опознают. На некоторых выступлениях Дюк Нюкем заменяется на Ромео.
- Песня «Моё сердце», строчка «… французам не забивал». Почему именно французам? Потому что это отсылка к матчу отборочного турнира на чемпионат Европы-2000, в котором Россия победила Францию (на тот момент действующих чемпионов мира) со счётом 3:2. Впрочем, периодически песня снова приобретает актуальность в зависимости от успехов игроков. А иногда Васильев меняет её на «бразильцев» или какую-нибудь ещё футбольную нацию.
- Кто-нибудь помнит поисковую систему «AltaVista»? Именно она в одноименной песне прорывается сквозь Сеть после исполнения симфонии на клавиатуре. Хотя Васильев говорит, что эти слова надо понимать в прямом переводе (а означают они «ВзглядСверху»), но процитированная выше строчка намекает именно на поисковик. Так или иначе, в 1999 году название системы было на слуху, потом о ней забыли, и к 2013 году она сгинула.
Взрослый мужик с игрушкой. В клипе «Пластмассовая жизнь» с плюшевым мишкой не то что взрослый мужик, а вообще старый дед (Васильев в гриме). Судя по фотографии, где герой ещё молод, с этим медведем он чуть ли не всю жизнь прошёл.Война — это кошмар. Собственно, «Война» из первого альбома, где «девочка с пулей во лбу будет звонко смеяться над трупом отца», «Блокада», «Вальс» и, если вникнуть в предысторию создания песни, «Дочь самурая». И вообще Васильев войну не одобряет и в клипе «Моя любовь» щеголяет большущим «пацификом» на груди.Волшебный цветок. В «Будь моей тенью» цветёт пышным цветом папоротник. А «Лепесток», у которого автор просит предотвратить войну, — отсылка к «Цветику-семицветику» Валентина Катаева.Высокоточный матснаряд. У раннего «Сплина» были разве что английская нецензурщина в «Давай, лама» и «Катись, колесо» да страшное ругательство «жопа » в первой версии «Рыбы без трусов»[3]. А вот песня «Прочь из моей головы» очень удивила слушателей самой настоящей матерщиной, которой рассказчик в ней выражает своё негодование по поводу нарушения тайны переписки.
« | «Прочь из моей головы! Твой новый бойфренд пробил все пароли, Вскрыл все твои ящики, прочитал мои письма к тебе. Них#я себе! Них%я себе!» | » |
— Александр Васильев |
- Ги-ги-гитлер. Песня «Фюрер-Фюрер»/«Фюрер, Фюрер» с концертника «Альтависта Live», в студийной версии не издававшаяся. Гитлер в ней представлен полным ничтожеством.
- Город, которого нет. Питер регулярно упоминается в васильевских текстах — «Санкт-Петербургское небо», «Невский проспект», «Всадник». Иногда — под советским названием («Ленинград-Амстердам», «Новые люди», «Песня на одном аккорде»). Родному городу посвящены песни «Оркестр» и «Мороз по коже», и много где просто мелькают его достопримечательности — то Финский залив («Бериллий»), то Балтийский («Письмо»), то Нева («Скажи»), то разведённые мосты («Мобильный»)… Сюда же и «Блокада» — подразумевается именно та блокада, ленинградская и героическая.
- Драматический стриптиз — нажуются своего «Орбита без сахара», а потом то на лестницу голышом ходят, то вообще на улицу.
- Жизнь есть сон — «Тебе это снится». Также проскакивает в других песнях, например, «Я не хочу домой» («мы снимся нам самим с тяжёлого похмелья»).
- Зашёл в аптеку царь Додон: «Она жуёт свой „Орбит“ без сахара и вспоминает тех, о ком плакала ». Напрашивается совсем другая рифма, неприличная, и не «о ком», а «кого». А если добавить, что ещё «Она ходила голой на лестницу, она ходила голой на улицу…» В финале неожиданно — вместо «тех, о ком» — «тех, кого…» (последнее слово вслух не произносится ).
- «Человек не спал»: «И тут в квартиру вбежали копы / Он получил сапогом под дыхло…» А рифма напрашивалась другая.
- «Череп и кости»: «Когда я один, я взываю к Богу […] / Может, Ты устал и Тебе всё побоку» — напрашивается другое слово, означающее примерно то же, но куда менее приличное.
Зловещая тень — «Мелькнула чья-то тень». Чья это была тень и чего хотела — неизвестно, но переполох она устроила знатный.И часовню тоже он! — «Шпионы». Из-за них большая очередь в аптеки, из-за них большой процент по ипотеке, и дороги испортили тоже они, проклятые.Инопланетяне. Согласно сюжету клипа «Скажи», у Сплинов в гримёрке живёт гуманоид. Под конец клипа выясняется, что Васильев тоже из этих .Кнопка берсерка — сработала однажды у Васильева в интервью «Афише» из-за упоминания альбома «Фонарь под глазом». Васич немедленно посоветовал журналисту: «Сотри его нахрен!» Не любит он этот альбом за переходную рыхлость.Колыбельная песня — «Вальс», антивоенная колыбельная, отдающая твистом Амброза Бирса. «Спи дитя моё, снаряды пролетели мимо. Спи дитя моё, легли снаряды точно в цель».Кровь в качестве чернил и краски. «Выхода нет» — именно кровью предлагается писать название песни в чью-то тетрадь.Крутое пальто — весьма стильное чёрное пальто Васильева в клипах «Орбит без сахара» и «Выхода нет».Любовь-наркотик — с разными наркотиками любовь сравнивается в песне «Двое не спят» из сольника.Любовь с первого взгляда — «Моё сердце», конечно!Мессианский архетип — «Чудак». И конец немного предсказуем.Мистический транспорт. С транспортом у Васильева постоянно что-то ненормальное творится. В «Без тормозов» летает обкуренный грузовик, в «Будь моей тенью» рассказчик хочет обратиться трамваем и въехать в чьё-то окно, а в «Корабль ждёт» герои спешат на некий корабль, который вроде и пароход, но почему-то улетает. Сюда же и Чёрная «Волга», показанная в качестве POV.На тебе! — в песне «Урок географии» сказано, что Лукашенко злой и бесится. Дело в том, что белорусский президент, послушав песню «Феллини», лично распорядился убрать её изо всех эфиров, усмотрев в ней рэкламу наркотыкаў — «герой на героине, героиня на героине и героиней погоняет». Хотя Васильеву несколько польстило, что его песню запретили аж на таком уровне — «Как же здорово, что президент Белоруссии находит время для того, чтобы лично отслушивать все новинки рок-музыки!».Название-дата — «3007». О три тысячи седьмом Васильеву известно в основном то, что к тому времени он уже умер.Название-розыгрыш. «Песня на одном аккорде» играется всё-таки на двух аккордах. А «Частушки» на самом деле мало похожи на частушки.Напиться до зелёных чертей. «Добрых дел мастер» в ходе недельной пьянки гонял чертей так, что весь город слышал. Что-то похожее на белую горячку описано и в «Алкоголе» — «кто-то смеётся в углу, или просто мне кажется?».Неожиданно тонкий голос. С фитильком в клипе «Феллини» — не то чтоб у Егора Бортника aka Лёва БИ-2 голос прямо тонкий, но поёт он выше Васильева и в весьма узнаваемой манере. Когда васильевское лицо вдруг начинает петь Лёвиным голосом, это весьма неожиданно.Несуществующее произведение. В песне «Феллини» пересказывается сюжет неснятого фильма Феллини. В финале той версии, что без «БИ-2» звучат сэмплы русской озвучки вполне себе снятого фильма «Восемь с половиной». На концертах Яник Николенко воспроизводил эту озвучку, зажимая нос для характерного звучания.Нюхательный клей. В песне «Гандбол» горе-фанаты подумывают, не понюхать ли им клея «Момент», коль ни пить, ни курить им уже здоровье не позволяет. А герой песни «Подводная лодка» зачем-то пил воду с парами бензина.Обрубленный конец. Песня «Чей-то ребёнок» обрывается на полуслове, «Реквием» — сразу же после слов Васильева о том, что его мама умерла. А «Пластмассовая жизнь» заинтриговала тех, кто слушал её на кассете: в кассетной версии заключительная фраза песни сделана с затуханием, и в ней слышно только «Убей меня-я-я… За то, что я [бу-бу]». Так что до прослушивания версии на диске или в концертном варианте оставалась загадкой, за что же Васильева следует убить.Оммаж. Александр Васильев — большой любитель поэзии, потому время от времени делает в песнях отсылки.
«Мороз по коже» начинается со слов «Здравствуй, мой город, знакомый до слёз», что является переиначенной строчкой Мандельштама («Я вернулся в мой город, знакомый до слёз»).Строчка «Смерть — это то, что бывает с другими» из «Новых людей» — цитата из Бродского («Памяти Т. Б.»).«Дай, Джим, на счастье лапу мне» — это строчка из Есенина («Собаке Качалова»), а Джим — никто иной, как незабвенный Джим Моррисон.Песня «Булгаковский марш» — это тот самый марш из «Мастера и Маргариты», который маэстро «врезал» по требованию демонического кота.И вообще у Васильева хватает песен на стихи времён Серебряного века: «Под сурдинку» Саши Чёрного, «Маяк» на текст «Лилички» Маяковского, «Волшебная скрипка» Гумилёва.«Люся Сидит Дома» явно отсылает к «Lucy in the Sky with Diamonds». Ещё и получилась этакая версия для бедных — «в небе с алмазами кто-то другой», а наша Люся «переводит доллары на рубли».Цитаты из современников тоже имеются. Например, строчка «Возьми себя в руки, дочь самурая» отсылает к пародийному хайку Леонида Каганова по мотивам Агнии Барто — о Тане-тян, которая плачет о мяче, укатившимся в пруд. Ллео, как большой поклонник Сплинов, был этим весьма польщён.Получилось страшно. Клип на «Мотоциклетную цепь», нарисованный в 3D Max 2.5, выглядит… хм… своеобразно — с этими сюрреалистичными декорациями, временами заставляющими вспомнить Сальвадора Дали, и мирным бытом носато-хвостатых обитателей зловещей долины. Вкупе с музыкой это смотрится завораживающе, но и как-то стрёмно (а теперь представьте, что Куваев и «Масяню» бы в таком же стиле сделал). Кстати о Куваеве: он и сам немного пугающе выглядит в клипе «Будь моей тенью» из-за маски с многозначительным выражением лица.Проклятый старый дом — собственно, «Старый дом», посвящённый покойному Горшенёву.Псих с топором — какой-то матрос с молотком из песни «Мама миа». Явился босой и небритый, поломал мебель, побил посуду…Реклама алкоголя. Распространённая тема в песнях, и напитки их персонажи употребляют разнообразные. В песне «Пил и курил» предполагается, что если бы те или иные люди пили и курили, то было бы лучше (кстати, странно звучит фраза про непьющего президента с учётом того, что песня была написана при Ельцине). В «Сказке» герой сотоварищи пьёт крепкий самогон — больше, чем может, но меньше, чем хочет. В «Джиме» Васильев предлагает явившемуся с кладбища Джиму Моррисону выпить виски с колой. В «Коктейлях Третьей мировой» герои упиваются самыми разными винами, виски с молоком и этими самыми коктейлями. В «Ковше» и «Танцуй» рассказчик делит с кем-то на двоих бутылку виски, от чего они горят и их кружит-кружит-кружит. В «Подводной лодке» автору повеселело после полбутылки джина, а в «Испанской инквизиции» он этого напитка до того налакался, что ему явился джинн. В «Терпсихоре» герой с музой и вовсе чистый спирт хлебают. Песен, где разные напитки упомянуты вскользь, ещё больше. Кроме того, есть «Абсент», инструментальная композиция, как в «Альтависте», так и на концертах всегда звучащая после «Далеко домой».
Вот негодяй, прямо на сцене курение рекламирует.
- Реклама курения. Как известно, к образу рокера-алкоголика полагается обязательная сигарета в зубах, так что и в творчестве «Сплинов» тема курения тоже вниманием не обделена. Дымит певец и в клипах («Моя любовь», «Катись, колесо»), а педаль в пол давит, естественно, мультяшный клип «Сидели и курили», где не только чадят сигаретами да кальяном, но и вообще дохлых инопланетных зайцев в самокрутку заворачивают. Довольно часто упоминается курение именно табака («Рыба без трусов», «Альтависта», «Летела жизнь», «Чердак», «Лабиринт»), но нередко возникает сильное сомнение в том, что именно в песне курят — «Я много курю, но сквозь сиреневый дым я вижу мир, как он есть» («Иди через лес»), «Я взял гитару в руки, покурил и вот завис на до-миноре» («Песня на одном аккорде») или загадочное зелье из «Без тормозов» которое закурил водитель, а «вштырило» от этого почему-то машину. Это плавно перетекает в следующий троп.
- Реклама наркотиков — тоже разнообразненько: таблетки и марки[4] в «Орбите», убойный косяк в «Корабль ждёт», пейот в «Далеко домой» и тому подобное. Даже горе от смерти матери герой песни «Реквием» закуривает косяком (песня автобиографичная, кстати). Но тяжёлые наркотики, что бы там ни говорил белорусский президент, в песне «Феллини» явно порицаются. Педаль в пол — в шуточной концертной песне «Про Хипа», герои которой паникуют из-за того, что их продюсер бросил нюхать кокаин, и пытаются обратно приучить его к этой полезной привычке, а потом с облегчением узнают, что он просто перешёл на «марки». Хип — это прозвище Александра Пономарёва, не того, который знаменитый украинский поп-певец, а того который продюсер «Браво», «Нау», «Би-2» и, конечно, «Сплина». Если он в реальности что-то и употребляет, то достоверно об этом не известно.
- Песня о смерти — «Звезда рок-н-ролла». Сюда же «Бонни и Клайд», «Выпусти меня отсюда» и «Вальс».
- Песня про меня — «Звезда рок-н-ролла», тот ещё кошмарик. По словам автора, это его представление о собственной судьбе.
- Полевая казнь — герой клипа «Остаёмся зимовать» попадает в плен к наполеоновским солдатам, и в итоге они его расстреливают в лесочке.
- Последний выживший — «Волк». Остался один из стаи, раненый, бессильный против ружей охотников, спасётся ли — неизвестно.
- Приключения в Комаляндии. Герои клипа «Пил и курил», попавшие в больницу после аварии, в состоянии клинической смерти выходят из тел и устраивают весёлую привиденческую тусовку. Впрочем, кончилось хорошо — нагулявшись, все вернулись обратно в тела.
- Проблема противоположных оценок. Внутрипесенное: героя песни «Нечего делать внутри» половина женщин чтит, как героя, другая половина — как отъявленного негодяя. Хотя вздыхают по нему и те, и другие.
- Прощай, Алиса — «Совсем другой», «Чей-то ребёнок».
- Романтический снег — в песне «Три цвета» снег хоть и разноцветный, что вызывает вопросы по поводу местной экологии, но всё же весьма романтичный.
- Самоубийство — периодические упоминания от комичного в «Орбите без сахара» («Она хотела даже повеситься, / Но институт — там потолки низкие экзамены, сессия») до педали в пол в клипе «Страшная тайна», где показана целая эпидемия самоубийств всевозможными способами (некоторым персонажам повезло в конце клипа всё-таки вовремя передумать ). Сама песня посвящена Сильвии Плат, оттуда и упоминание открытого на кухне газа. А «Летела жизнь» посвящена Александру Башлачёву, выбросившемуся из окна («Летела жизнь… Мелькали этажи»). Герой клипа «Выхода нет» должен был под конец утопиться, и эту сцену даже сняли, но потом режиссёр решил, что получается слишком уж мрачно и вырезал трагический финал — к негодованию бедного Васильева, которому несколько дублей подряд пришлось уходить с головой в холодную воду. Чего уж там, даже чёрная «Волга» из одноимённой песни в итоге утопилась.
- Синие, как лёд, глаза — у той самой девочки из песни «Выхода нет». Не в прямом же смысле у неё глаза из синего льда.
- Сказочный мир. Ведьмы, русалки и лешие время от времени встречались в ранних песнях. Из недавнего же сразу приходит на ум песня «Передайте это Гарри Поттеру, если вдруг его встретите», герой которой жалуется означенному волшебнику на нелёгкую жизнь в каком-то мордоре под гнётом некоего Волдеморта.
- Слепили из того, что было: В концертном альбоме «Акустика» 2002 года прозвучала песня «Тебе это снится» с бонусным куплетом, который на самом деле представлял собой полный текст тогда ещё не вышедшей песни «Нервное сердце».
- «Танцуй» из «Резонанс. Часть 2» представляет собой выпущенную за пару альбомов до того песню «Ковш» из «Обмана зрения» с переделанной музыкой и добавленным припевом.
Смерть питомца — душещипательная песня «Кит». Конец дружбы героя с китом предсказуем — за необычным питомцем явились китобои…Труднодоступное произведение — ранние клипы. Многие поклонники вообще не верили в существование самого первого, снятого в 1994 году «Мне сказали слово», пока в 2009 году он не был выложен в Интернет. Также раритетом до интернетовских времён оставался ролик «Будь моей тенью», который нигде не издавался и редко проскакивал в эфире.Трусы долой! — герой песни «Рыба без трусов». Наверное, остальные рыбы тут их носят.Чай — не менее частый напиток в песнях, чем алкоголь. «Самовар» с ковригами явно предназначены для чаепития. В «Холодных зимах» пьют чифир, в «Зверях» — чай с тиной, с «Теплом родного дома» у героя ассоциируется чай с мёдом, а в «Зелёной песне» он прощается с зелёным чаем. В альбоме «Раздвоение личности» чай вовсе фигурирует буквально в трёх песнях подряд («Сухари и сушки», «Мобильный», «Колокол»). И, судя по песне «Гимн», Васильев вообще ассоциирует чай со своей жизнью («Настанет день — и мой остынет чай»). А в клипе «Новые люди» Сплины устроили чаепитие прямо в ограбленной ими квартире, под носом у ничего не замечающих владельцев.Чёрная Волга — героиня одноимённой песни уже старая, вконец убитая и совсем не зловещая. Песня скорее о прощании с эпохой, когда «Волги» были чем-то крутым.Что стало с мышонком? — в песне «Сказка» старик-рассказчик поведал о дальнейшей судьбе героев своей истории, а о Вдове рассказать забыл. Подсвечено лирическим героем — «Я думал, глядя на луну, что стало со вдовой».Шаман — герой песни «Шаман», который знает всё, что с ним будет, и что ничего изменить нельзя. А ещё шаманы бьют в барабан здесь и там в песне «Далеко домой».Шахматы — собственно, «Шахматы», в которых угадывается аллюзия на некие политические события.Это был только сон — песня «Сломано всё», будто написанная после ночного кошмара. Сюда же и «Тебе это снится», но там сны повеселее.Эффект голубого щенка — в «Блатной про Хипа»: «Торчал не в этом смысле, // не в том, что он торчал, // а в том, что час торчал с больным // и два часа ворчал».Эффект «Реквиема по мечте» / Цитата-бастард.
То же и с каверами: Башлачёва знают не все, поэтому «Петербургскую свадьбу» некоторые искренне считают васильевской.Сработал этот эффект и в обратную сторону: текст песни Васильева «Бездыханная лёгкость моя» стал известен как «стихотворение Бродского» (расследование даже выявило, откуда это началось).Песня украинской группы «Антитiла» «Смотри в меня» и «Тебе моя невеста» были исполнены на русском языке, что для «Антитiл» редкость, и нередко принимались за творчество группы «Сплин».
Выпуск альбома “Гранатовый альбом”
В 1998 году ребята выпускают уже 4-й альбом. В конце лета того года группу “Сплин” пригласили выступить перед легендарной группой The Rolling Stones. Чуть позже состав группы официально пополняется двумя замечательными музыкантами: Яником Николенко и Сергеем Наветным. К тому времени группе “Сплин” уже не давали покоя многочисленные фанаты. На их концерты собиралось большое количество людей со всей страны. У группы вышел экспериментальный альбом “Альтависта”. Затем наступило затишье, после которого в 2001 году группа “Сплин” выпустила альбом “25 кадр” и отправилась в совместный тур по России и зарубежью с “Би-2”.
В следующем году фанаты “Сплина” могли приобрести запись акустического концерта, который проходил в театре имени Станиславского. Затем в новогоднем эфире “Нашего радио” появилась песня “Новые люди”. В дальнейшем группа выпустила одноименный альбом, который имел успех у поклонников. В апреле 2004 года коллективу исполнилось 10 лет. В честь этого знаменательного события Александр Васильев выпустил альбом “Черновики”. Туда вошли песни солиста, написанные с 1988 года.
Умер экс-участник группы «Центр» Александр Васильев
Американская певица и продюсер Джоанна Стингрей, находясь в туре по России в поддержку второго тома своих мемуаров, сообщила о смерти своего второго мужа — музыканта Александра Васильева. Позднее эту новость подтвердили его коллеги по цеху, включая Василия Шумова, лидера группы «Центр», в которой Александр Васильев работал барабанщиком. Сотрудничество Шумова и Васильева продолжалось с 1984 по 1989 год. Среди прочего барабанщик записал партии ударных для самого известного альбома « (1989), включавшего «гимны» группы — «Привет тебе», «Навсегда», «Тургеневские женщины», «Алексеев».
По словам Василия Шумова, Саша был самым молодым участником « подпольной рок-группы. Когда советская власть в очередной раз закрутила гайки в отношении рок-групп и в репертуар можно было включать только песни членов Союза композиторов, «Центр» выпустил целый альбом чужого материала — «Любимые песни». В него вошла песня Аркадия Островского «Атомный век». Это единственный трек, где можно слышать голос Александра Васильева.
Одними из последних гастролей «Центра», в которых участвовал Александр Васильев, был промотур по Франции и Бельгии в феврале-марте 1989 года в поддержку альбома «Сделано в Париже».
Во время этих гастролей в Брюсселе с его участием был снят клип на композицию «Навсегда». Затем Александр Васильев стал частью концертного состава Джоанны Стингрей.
В своих мемуарах певица описывает зарождающееся чувство к молодому музыканту, который, несмотря на пристрастие к алкоголю, вызывал у нее все большую симпатию, в первую очередь благодаря своему добродушному характеру и чувству юмора. В это же время ее брак с гитаристом «Кино» Юрием Каспаряном трещал по швам и в конце концов распался. К середине 1990-х Стингрей и Васильев были парой, вскоре у них родилась дочь Мэдисон, которая впоследствии, как и мать, выбрала карьеру певицы и недавно выпустила песню «Muse», посвященную Виктору Цою.
Поддерживая Джоанну Стингрей во всех ее начинаниях, Александр Васильев постепенно вырос из барабанщика в продюсера. Он снимал телепрограммы, которые выпускала Джоанна Стингрей, и спродюсировал два ее последних альбома — «For a Moment» (1994) и «Shades of Yellow» (1998). Если в ленинградские 1980-е песни для Джоанны Стингрей писали флагманы местного рок-движения — Сергей Курехин, Виктор Цой, «Странные игры», то в 1990-е, после переезда певицы в Москву, ее полноценным соавтором стал Александр Васильев.
Среди прочего его перу принадлежит аранжировка самой, пожалуй, известной песни из репертуара Джоанны Стингрей — кавер-версии «Come Together» The Beatles, записанной в дуэте с Борисом Гребенщиковым.
Во второй половине 1990-х Василий Шумов и Александр Васильев жили в США, некоторое время бывшие коллеги по «Центру» были женаты на сестрах Стингрей: барабанщик на Джоанне, а его босс — на ее сестре Джуди. Однако сотрудничество музыкантов осталось в прошлом. В 2000-е Шумов усилил присутствие «Центра» на исторической родине. Старые альбомы были переизданы на CD, группа стала выступать для соотечественников. В конце концов в 2009 году Шумов вернулся в Россию, а в 2011-м женился на галеристке Вере Погодиной. Джоанна Стингрей рассталась с Александром Васильевым, прожив с ним десять лет, и в 2004-м вышла замуж за архитектора Ричарда Беста.
До конца своих дней Васильев жил в США. Уже в достаточно молодом возрасте он испытывал проблемы со зрением. По воспоминаниям Шумова, музыкант носил контактные линзы, из-за которых коллеги над ним постоянно подтрунивали. По словам общих знакомых Шумова и Васильева, с возрастом недуг стал еще серьезнее.
В интервью «Каравану историй» в начале этого года певица говорила о Васильеве: «У мужа были серьезные проблемы с алкоголем — типичная русская болезнь. Когда у него случился первый запой, я поняла: нужно разводиться. Саша поклялся, что все исправит. Он отказался от выпивки на три года, много работал над собой, держался. Но, видимо, бывших алкоголиков не бывает».
Издание нового альбома
В 2004 году у прессы появилась информация, что группа “Сплин” распалась и Васильев ушел в сольное плавание. Несмотря на это музыкант всячески опровергал все слухи. В том же году группа “Сплин” на радость многочисленным фанатам выпустила альбом “Реверсивная хроника событий”. В нём, помимо хитов, содержались и экспериментальные треки, жесткие рок-баллады и гитарные композиции. В те времена популярный коллектив регулярно гастролировал, и не все музыканты выдерживали сложившийся плотный график. Ощутимой потерей стал уход барабанщика Сергея Наветного.
Работа над девятым альбомом “Раздвоение личности”
В 2005 году группа “Сплин” отправилась в большое турне по Америке. В таких городах, как Чикаго, Нью-Йорк и Бостон, собиралось большое количество поклонников творчества “Сплина”. Параллельно с этим коллектив начал работу над своим девятым альбомом. 2 апреля 2006 года на его родине состоялся фестиваль “Премия Fuzz”. Популярная рок-группа очень удивила своих поклонников. На фестивале она исполнила четыре никому не знакомые песни. Впоследствии группа выпустила еще множество альбомов, которые пользовались большой популярностью у многочисленных фанатов. Многие ее поклонники интересуются, сколько лет солисту “Сплина” Александру Васильеву. На данный момент ему 48 лет. Музыкант чувствует себя хорошо и строит долгосрочные планы. Всем известная группа много гастролирует по миру и выпускает новые альбомы, чему, несомненно, рады многочисленные поклонники коллектива.
Эзопов язык
— Ваш новый альбом называется «Ключ к шифру». Почему ты стараешься сначала зашифровать, а потом дать ключ?
— Это традиция русской литературы. Потому что по определенным причинам сначала было нельзя называть вещи своими именами. Приходилось использовать эзопов язык. А потом, когда это вроде разрешили, стало плохим вкусом называть вещи своими именами. Настоящая поэзия — это всегда шарада. Говоришь о предмете на столе, обыгрываешь это любыми эпитетами, но сам предмет не называешь. Оставляешь это право слушателю.
Мы не делаем на сцене никаких шоу, поэтому тексты должны быть настолько сильными и глубокими, чтобы никто не уходил с концерта.
— Александр Васильев
— В новом альбоме ты используешь речитатив. Это дань моде, желание быть в тренде?
— У нас это началось довольно давно. Одна из первых песен нашей группы (1995 года) «Любовь идёт по проводам» была написана в стилистике речитатива. Я никогда ни в какой стиль себя не вписывал, ничего из себя не строил, не надевал голду на шею. Просто читал свой текст людям. Мы не делаем на сцене никаких шоу, поэтому тексты должны быть настолько сильными и глубокими, чтобы никто не уходил с концерта.
— В альбоме много «тревожных» песен. «Тревога», «Земля уходит из-под ног». А песня «Она была так прекрасна» вообще про смерть…
— Ну, да она о том, как мужик встречает смерть в образе прекрасной дамы и пытается ее склеить… На диске представлены все эмоции — на каждую печальную песню приходится и радостная. Там есть и «Джа играет джаз», и «Небесный хор», и «Медный грош». Я как раз слежу за тем, чтобы альбом был уравновешенный. Я не склонен к депрессии и не хочу людей вгонять в неё.
Интересные факты о группе “Сплин”
На протяжении долгого времени “Сплин” является одной из главных рок-групп в стране. Теперь уже она имеет армию поклонников по всему миру. Но лишь преданные фанаты знают о ней следующее:
- Солист Александр, кроме музыки, увлекается живописью. В 2008 году в Москве состоялась выставка работ этого художника.
- “Сплин” стала первой отечественной группой, которая набрала более одного миллиона прослушиваний на проекте Last.fm.
- Песни “Сплина” звучали во многих известных фильмах. Помимо этого, треки популярной группы можно услышать в мультфильме “Масяня” и русской версии игры GTA-5.
Личная жизнь солиста “Сплин”
Солист “Сплина” Васильев уже достаточно долго женат на Александре. Его супруга сотрудничала с группой “Митра”. Тогда ещё никому не известный коллектив только начинал свой путь на Олимп российского рока. На данный момент супруги проживают в городе Санкт-Петербурге. Там они воспитывают сына Леонида, который родился в 2006 году. Александр является примерным семьянином и много времени проводит со своим сыном.
Биография солиста “Сплина” Александра Васильева является примером для всех начинающих музыкантов. Поначалу его карьера складывалась не так удачно, как ему хотелось. Но несмотря на это он прошел долгий путь и обрел большое количество фанатов. Группа “Сплин” навсегда войдёт в историю российского рока. Поэтому никогда не стоит останавливаться на достигнутом.
«Опера «Иван Яковлев» – поклон великим душам…»
Известный в Чувашии композитор Александр Георгиевич Васильев родился 9 января 1948 года в селе Турмыши Янтиковского района. Отец его Георгий Васильевич руководил знаменитым колхозным народным хором, который выступал на сцене Большого театра в Москве. В раннем возрасте Саша научился играть на гармошке, а позже отец купил ему баян…
Вот что рассказывает о нем его двоюродный брат А.С.Антонов: «Мы вместе с ним росли, он был намного начитаннее и умнее нас. Когда к ним домой приходил, он всегда сидел с гармошкой в руках и что-то наигрывал. Саша был тогда маленького роста и едва была видна его голова за баяном».
В 1955-1963 годах Александр учился в Турмышской восьмилетней школе. Летом 1963 года он поступил в Чебоксарское музыкальное училище Ф.П.Павлова. Будущий композитор очень много сочинял. Им были написаны Сюжет для скрипки и фортепьяно и Симфониетта для струнного оркестра с литаврами, а также более мелкие произведения: хоровые обработки песен, цикл романсов и инструментальных пьес. На выездном заседании секретариата Союза композиторов в Чебоксарах в конце 1966года была показана соната Александра Васильева, получившая оценку авторитетных музыкантов, в том числе профессора В.Г. Фере и музыковеда И.И.Мартынова. Все единодушно говорили о том, что Саше нужно продолжать образование в музыкальном вузе. 19 августа 1967 года Александр Георгиевич поступил в Государственный музыкально-педагогический институт им. Гнесиных в Москве (ныне Российская академия музыки), представив приемной комиссии свои ранние произведения – трёхчастную Сонату для фортепьяно и четырёхчастную Симфониетту для струнного оркестра. Здесь он попал в класс композиции профессора Г.И. Литинского(1901-1985). Исключительно плодотворны были годы учебы в Москве: третий квартет, цикл пьес для фортепьяно, романсы из «Песни Тили», оркестровые Поэма и Увертюра, концерт-рапсодия для оркестра и фортепьяно, опера «Чакка». Закончив учебу в Москве, А.Г.Васильев приезжает в Чувашию. Талантливого композитора в возрасте 34 лет избирают председателем правления Союза композиторов Чувашской Республики. В этой должности он бессменно находился с 1982 года. Лишь в 1998 году на съезде композиторов он сам отклонил предложение коллег переизбираться в очередной раз. В течение 1980-1990-х годов у Александра Георгиевича появился ряд хоровых сочинений, которые образовали целый пласт не только в его личном творческом багаже, но и во всем современном музыкальном искусстве Чувашии. Вот названия наиболее значительных, часто исполняемых циклов для хора без сопровождения: концерт в 6 частях «Весенние хороводы», сюита «Жаворонок», кантата в 4 частях «Шаг эпохи», цикл обработок народных песен «Песенные игры», кантата в 3 частях «Обретение земли», цикл в 15 частях «Бабье лето», концерт в 4 частях «Поклонение Земле и Предкам». А.Г.Васильеву присвоено почетное звание «Заслуженный деятель искусств Чувашской Республики». Он лауреат премии им. Сеспеля ЧАССР, лауреат Всесоюзного смотра-конкурса молодых композиторов. В 1997 году ему присуждена Государственная премия Чувашской Республики за концерт для хора и солистов «Поклонение Земле и Предкам». С 1988-го Александр Георгиевич являлся доцентом кафедры искусств Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева, преподавателем республиканского Института культуры, профессором, академиком Чувашской национальнойакадемии наук и искусств. В 2007 году у Александра Васильева вышла опера «Иван Яковлев». Эта опера,как зеркало, отразила наши сегодняшние достижения. Александр Георгиевич говорил: «Опера «Иван Яковлев» – поклон великим душам, опера-молитва». Александр Георгиевич был добрым, интеллигентным, образованным, чутким, преданным своему композиторскому делу человеком, высокообразованным, духовно богатым мастером. Он умер 7 декабря 2012 года. Похоронен по его завещанию в родном селе Турмыши.
Вячеслав Гаврилович Сидоров,учитель истории и обществознания МБОУ «Турмышская СОШ»Янтиковского района Чувашской Республики.