Россия, Московская область, Коломна
Телефон:
+7 (991) 748-58-.. Показать номер
Пн-пт: 09:00—18:00; сб: 09:00—15:00
whatsapp telegram vk email

Нина Дорошина: биография, личная жизнь, фильмы, причина смерти

Просмотры: 1 749

Нина Дорошина — замечательная советско-российская актриса и педагог. Ее театральная карьера сложилась успешно, а в кинематографе было слишком мало работ достойных ее многогранного таланта. Достаточно оказалось одной удачной роли в картине “Любовь и голуби”, чтобы актрису полюбила вся страна. В ее жизни была любовь, которую она сохранила до конца своих дней, два бездетных брака и много потерь.

Нина родилась 3 декабря 1934 года в подмосковном городке Лосиноостровск в семье Михаила Никифоровича и Анны Михайловны Дорошиных. Ее отец работал оценщиком на меховом комбинате. В конце 30-х его отправили в командировку в Иран — закупать овчину для Красной армии. Жена с дочерью приехали к нему позже — в самом начале войны с Германией. Тяжелые годы семья пережила в Советском посольстве в Тегеране. Здесь же родился младший сын Женя. Девочка с детства усвоила хорошие манеры и в совершенстве освоила персидский язык — фарси. Любовь к восточной культуре она пронесла через всю жизнь.

Родители вернулись в Москву, когда Нине исполнилось 12 лет. Она начала учиться в обычной школе и записалась в театральный кружок. В выборе своей будущей профессии девочка определилась уже тогда.

Нина Дорошина с младшим братом Женей. Фото sobesednik.ru

Окончив учебу, Нина поступила в театральное училище имени Щукина в мастерскую Веры Львовой и Владимира Москвина. Среди ее однокурсников были такие знаменитые в будущем актеры, как Александр Ширвиндт, Инна Ульянова, Лев Борисов и т.д.

Нина Дорошина. Фото 2aktera.ru

После окончания “Щуки” 1956-м году, Дорошину зачислили в штат киностудии “Мосфильм”. На ее счету уже было несколько работ в кино, самой заметной из которых стала роль подруги хулигана в картине “Первый эшелон” (1955 г.).

image Нина Дорошина. “Первый эшелон” 1955 г.

На съемках этого фильма студентка-второкурсница познакомилась с Олегом Ефремовым — тогда еще актером Центрального детского театра. Нина влюбилась в него раз и навсегда. Ефремов же не заинтересовался ей, как женщиной, но относился очень тепло. Когда Олег стал худруком “Современника”, он не раз приглашал Дорошину на спектакли, а потом приводил переночевать к себе домой на Арбат (исключительно потому, что возвращаться на последней электричке на “Лосинку” было для девушки небезопасно). О своих чувствах Нина Ефремову не говорила, а он не догадывался.

Олег Ефремов. Фото kleo.ru

В 1959-м году Дорошина пришла показываться в “Современник” как актриса, и Ефремов взял ее в труппу. Коллектив принял Нину не сразу: там не жаловали киноактрис. Нина к тому времени уже снялась в десятке фильмов, ездила по всей стране с концертными бригадами и ее узнавали на улице. Но веселый нрав и щедрая душа Дорошиной вскоре расположили к ней коллег.

Через год она блестяще сыграла роль принцессы в спектакле “Голый король” по одноименной пьесе Евгения Шварца, с которой начался взлет ее театральной карьеры. По словам подруги и коллеги Нины Людмилы Ивановой, успех даже внешне преобразила Дорошину: в нее начали поголовно влюбляться молодые актеры. И, наконец, случилось то, о чем Нина мечтала — “разглядел” ее и Олег Ефремов.

Евгений Евстигнеев и Нина Дорошина. “Голый король”

Эти отношения причинили Дорошиной много боли. Совместного будущего с Олегом не получилось — его увлечения менялись слишком часто. Но в качестве актрисы он Нину очень ценил и обеспечивал лучшими ролями.

Олег Ефремов и Нина Дорошина. “Назначение”

Так продолжалось до тех пор, пока в 1970-м году Ефремов не перешел во МХАТ. За ним ушли Евгений Евстигнеев, Михаил Козаков, Александр Калягин, но большинство актеров (в т.ч. и Дорошина) остались в “Современнике. Место худрука заняла Галина Волчек.

С середины 70-х у Нины начались простои в работе. По совету своего бывшего педагога Веры Львовой, с 1981-го года Дорошина занялась преподавательской деятельностью в “Щуке”. По свидетельствам ее учеников, она была прекрасным педагогом и относилась к ним, как к родным детям.

Вся творческая жизнь Нины Михайловны — 59 лет — прошла на сцене “Современника”, а педагогической работе она отдала 35 лет.

Биография

Перед тем, как началась война, отца Нины отправили в Иран, чтобы закупить мех для Красной армии. Семья там и осталась до самого окончания войны. Как говорила сама Нина, работа отца спасла их от того, что начало происходить на родине в 40-ые годы. Отец Дорошиной любил свою работу, и практически весь иранский мех для армии шел именно через его руки в Советский Союз. Но сама Нина вспоминает, как было тяжело взрослым и детям даже в таком нейтральном государстве слушать по радио вести с полей.

За время жизни в Иране маленькая Дорошина выучила два местных языка и свободно на них общалась. Также, любовь к той иностранной культуре она сохранила на всю жизнь и с теплотой вспоминала детство в жарком зарубежье.

Когда Нине исполнилось 12, семья вернулась обратно в Москву. Дорошина поступила на учебу в женскую гимназию. Именно там и случилась у нее ее первая и, пожалуй, единственная крепкая любовь за всю жизнь – любовь к сцене и актерству. Девочку взяли в драмкружок, где она играла преимущественно мужчин (в гимназии мальчики не учились). Спустя несколько лет ее начали приглашать и на женские роли, когда поблизости образовался театральный кружок в мужской школе под руководством Петра Кудлая, артиста МХАТа. Девчонок начали звать на исполнение женский персонажей, и так Нина и попробовала себя не только в мальчиковом амплуа.

В следующий – уже более серьезный – театральный коллектив Дорошина пришла в подростковом возрасте. Актриса Мария Львовская руководила театральной группой Клуба железнодорожников и вдохновила Нину все-таки стать профессиональной артисткой, а не заниматься выступлениями, как хобби. Именно Львовская побудила девочку поступать в Щукинское училище, куда та с легкостью прошла все пробы и впоследствии училась вместе с Ширвиндтом и Борисовым.

Впоследствии альма-матер Дорошиной станет для нее еще одной ступенькой карьеры – она будет преподавать в «Щуке» несколько лет после своего основного успеха на сцене.

«Любовь и голуби» – всенародная слава

«Людк, а Людк!» – кричала сперва с театральных подмостков, а потом с телевизионного экрана Надюха, и все советские зрители хохотали, плакали, страдали и радовались вместе с ней.

Кто бы подумал, что у матери троих детей, которую искусно и талантливо сыграла Дорошина, собственных детей никогда не было? А сколько любви в ее глазах, сколько переживаний, сколько скрываемой за ворчливостью нежности!

Сюжет фильма, как и сюжет спектакля, прост. Да что там прост? Его, можно сказать, нет. Просто зарисовка из жизни советской семьи. Супруги, дети, соседи, куры, огород, работа, дом – ничего особенного.

И именно потому, что в фильме не было «ничего особенного», он запал в душу, стал понятен и близок каждому, кто его хоть раз посмотрел.

Дорошина сыграла главную роль жены простого работяги, увлекшегося на отдыхе женщиной словно бы из другой жизни. Это был поистине народный образ. Надюха стала воплощением почти всех советских женщин своей эпохи. Дорошина просто и гениально передала с экрана простоту обычной советской гражданки, ее внутреннюю силу и невероятную семейственность. Она нашла в себе силы простить раскаявшегося мужа, укрепить семью и даже забеременеть, имея трех взрослых детей.

Театр

Театральный дебют Дорошиной в какой-то степени установил ее место работы на всю жизнь вперед. После вуза и первых картин в кино ее позвали в «Современник», в котором 11 января 1958 года она заменила заболевшую артистку в постановке «В поисках радости». После этого выступления Дорошина осталась работать в «Современнике», и делала это до конца своей жизни, оставаясь ему безраздельно верна. Некоторые журналисты даже подсчитали, что в общей сложности Нина отдала этому театру 60 лет, играя во многих его постановках.

Главной особенностью всех героинь Нины на сцене является умение страстно и искренне любить – жизнь и других людей. Будь то роковая красавица или милая простая девушка из деревни, Дорошина всегда привносила в свои роли собственный энтузиазм и страсть. По признаниям самой Нины, театральные выступления всегда привлекали ее именно глубиной и открытостью, которые испытывает актер, вживаясь в роль. В итоге она играла практически в любых амплуа, хотя типаж у ее героинь был схожий, некоторые его называли «роковая русская женщина», вкладывая в это понятие и силу страсти, и простоту девичьего существования.

После своей карьеры в кино Дорошина вернулась в театр и начала медленно отходить от ролей в кинематографе в принципе. В ее резюме входили преимущественно роли второго плана, не главных героинь, но всегда яркие и запоминающиеся.

Театралам понравились спектакли «Мурлин Мурло», «Крутой маршрут», «Виндзорские насмешницы», «Коломбо» и т.д.

С 1981 года Нина вела один из курсов актерского мастерства в «Щуке», передавая молодым дарованиям свои знания.

Конечно же, нельзя и обойти вниманием «Любовь и голуби» – эта изначально театральная постановка принесла Нине звездную роль в ставшим культовым одноименном фильме. За само выступление Нина получила награду в 1983. В этом же году ее увидел в этом спектакле Владимир Меньшов, который загорелся идеей донести постановку на экраны, для широкой публики. Посмотрев на игру Дорошиной и ее мастерство в управлении эмоциями зрителей, Меньшов отдал ей главную роль.

В 2007 году Нина все еще принимала участие в театральных выступлениях, несмотря на свой возраст. Тогда же она получила еще одну награду – Золотую звезду. Премию ей принесла роль в современном спектакле «Заяц love story».

Работа в «Современнике»

Все спектакли с Ниной Дорошиной неизменно проходили с аншлагом, зритель всегда знал, что получит здесь особый заряд эмоций и страстей. Самыми фактурными ее спектаклями считаются «Виндзорские насмешницы», «Двенадцатая ночь» и «Четыре строчки для дебютантки».

В «Современнике» Нина Дорошина проработала всю жизнь. Уже в 1981 году ей предложили вести курсы актерского мастерства, и за более чем 30 лет из ее класса вышли десятки именитых артистов.

Фильмы и сериалы

О своей роли в «Первом эшелоне» Дорошина вспоминала как о палочке-выручалочке – не только потому, что ее начали приглашать и в другие картины, но еще и за то, что ее стала опекать шпана в ее родном городе. Нина часто очень поздно возвращалась со спектаклей или съемок, но жила не в самой Москве, а все еще в своем родном городке. Попасть на шпану было очень легко, и однажды с нее чуть не сняли часы. Но после того, как ребята увидели ее в роли Нелли (подруга одного из бандитов), то стали считать ее своей и прониклись уважением. С тех пор хулиганы часто защищали ее, провожая домой в темное время суток в Лосиноостровске.

Другие запоминающиеся роли принесли Дорошиной известность как актрисе второго плана. «Люди на мосту», «Безумный день», «Человек родился», «Неповторимая весна» и другие картины появлялись на советских экранах, но Нина почти никогда в них не была на главных ролях. Тем не менее, это был именно тот случай, когда второстепенные роли игрались ярко и запоминались зрителям. Талант Дорошиной спрятать было невозможно.

Тем не менее, придя в «Современник», Дорошина начала отходить от киноролей – театр ее привлекал больше, в нем было больше жизни. К концу 60-ых картины с ее участием стали совсем редки. Из полюбившихся публике были «Строится мост», «Первый троллейбус» и др., но к середине 80-ых Нина почти полностью пропала с экранов. Ее кино-слава того времени не продержалась долго, несмотря на успех вышедшего в 1977 году фильма «По семейным обстоятельствам».

Все перевернула лента «Любовь и голуби», хотя тоже ненадолго. Картина стала культовой, и такой успех приписывают именно умению Дорошиной вызывать в зрителе глубокие эмоции – от плача до искренней радости, от покорности судьбе до вдохновения и настроя на борьбу. Меньшов был в восторге от истинно русской, сильной и женской натуры Нины, и использовал это в ленте на полную.

Популярность же ленты пришла не сразу из-за кинокритиков, которые обрушились на режиссера и актеров с хлесткими замечаниями, что они неверно передали быт крестьян. В особенности это касалось алкоголя и пьянства, с которыми в то время начали активно бороться. Но то время прошло быстро, и сейчас «Любовь и голуби» является любимой лентой миллионов зрителей, как родившихся в Советском Союзе, так и повзрослевших уже в 90-ые.

После этой ленты Дорошина снялась всего в двух проектах, которые попали на экран – «Вам что, наша власть не нравится?» в 1988 году и в сериале «Гаражи» в 2010. Большая часть ролей того времени у Дорошиной все же были на сцене театра.

Лучшие постановки

Весь Советский Союз узнал, кто такая актриса Нина Дорошина, после выхода на экраны кинокомедии «Любовь и Голуби». Романтическая история вперемешку с советскими реалиями стала не просто популярной, а народной. Но эта роль стала ее визитной карточкой задолго до выхода фильма. Дело в том, что пьеса с таким же сюжетом несколько лет с успехом шла на сцене «Современника», и главную роль в ней играла именно Нина Михайловна. Когда ее игру увидел Владимир Меньшов, он загорелся идеей экранизировать постановку и обязательно с несравненной Дорошиной.

Личная жизнь

Следующий выбор актрисы был уже серьезнее – второй муж Владимир Тышков прожил с ней 20 лет до самой своей смерти. Он скончался в 2004 году. Детей у Нины не было и от этого брака.

Остальная семья Дорошиной включала в себя нескольких племянников, которыми она достаточно сильно дорожила, и младшего брата Евгения, о котором заботилась до своей смерти.

Преподавая в Щукинском училище, Дорошина всегда говорила, что ее ученики – это ее дети. И заботилась она о их судьбах соответственно.

Роли в кино

Биография Нины Дорошиной всегда была связана с театром, в кино она совершала «набеги» и всегда удачные. Первым опытом работы в полнометражной киноленте стала картина «Первый эшелон» по сценарию Михаила Калатозова, где Нина сыграла небольшую роль подруги преступника по имени Нелли.

Все последующие роли не были главными, но от этого не становились менее интересными. Она сыграла весьма разноплановых и ярких героинь в таких фильмах, как «Конец старой Березовки», «Они встретились в пути» и в кинокомедии «По семейным обстоятельствам». В 70-е годы Дорошина отошла от кинематографа и сосредоточилась на театре, где у нее были неизменно ведущие роли.

Нина Дорошина смерть

Нина Михайловна тяжело заболела в 2021 году, но сцену не бросила, всегда появляясь в театре в жизнерадостном настроении и полной сил.

От поездок в Госпиталь Нина отказывалась, предпочитая переживать свое состояние дома. Изредка ей приходилось самой вызывать себе скорую, и за ней присматривали соседи, так как из семьи некому было это делать.

Ночью с 20 на 21 апреля Нине стало плохо с сердцем. Зашедшие в квартиру ее проведать соседи поняли, что дело плохо, поскольку у актрисы уже была несвязная речь и она никого не узнавала. Пока ехала скорая, Дорошина скончалась. Ей было 84 года.

Нина Михайловна похоронена на Пятницком кладбище в Москве. Прощание с ней проходило в театре «Современник».

Лучшая роль

Всенародный успех пришел к Нине Михайловне в 1984 году, когда на экраны страны вышел фильм Владимира Меньшова «Любовь и голуби». Популярность была невероятной, шекспировские страсти в советской провинции выглядели очень контрастно и ярко. История простого мужика Василия и его деспотичной жены Надюхи затронула сердце каждого. Но немногие тогда знали, что Меньшов лишь экранизировал историю деревенской любви, и что в театре постановка с таким же названием, сюжетом и даже той же актрисой в главной роли шла уже несколько лет.

Да, это была роль именно для нее, Дорошиной Нины Михайловны. Каждую неделю актриса переживала страдания Нади, которая только через предательство поняла, что такое настоящая любовь. Картина вышла в неудачное время «сухого закона» и потому почти сразу подверглась жесткой критике за пропаганду пьянства. Но время и жизнь расставили все по своим местам, сегодня фильм входит в список 100 лучших картин СССР.

Удивительно, как актриса смогла не просто перевоплотиться, а практически сродниться с героиней Надюхи. Платок, туфли на носки, особый говор – все вместе создало уникальный эффект. Большое значение имел и выбор партнера для Дорошиной. Александр Михайлов, играющий сильных и волевых мужчин, в фильме смог передать образ простого мужика.

Последней ролью на широких экранах стала работа в телевизионном сериале «Гаражи» продюсера Дениса Евстигнеева, который выходил на Первом канале в 2010 году.

Последние годы жизни и смерть

С августа 2021 года журналисты стали тиражировать сообщения о том, что у Нины Дорошиной возникли серьезные проблемы со здоровьем, которые угрожают ее жизни. Репортеры писали, что у актрисы отказали ноги и она потеряла возможность ходить, при этом находясь в полном одиночестве безо всякой помощи со стороны.

Писали, что за пожилой женщиной никто не ухаживает, и ей день ото дня становится хуже. Упорно распространялся слух о родственниках Дорошиной, которые якобы претендуют в перспективе на наследство, но при этом бросили ее доживать последние годы в бессилии и одиночестве.

Общественность забила тревогу, возмущенная тем, что кумиру советского народа в столь почтенном возрасте нет ни внимания, ни заботы, ни поддержки.

Выяснилось вскоре, что сведения об отказавших ногах, обездвиженности, бессилии и одиночестве актрисы, – это просто слухи. Соседи бывшей кинозвезды рассказали, что к Нине Дорошиной регулярно приезжают родственники, в частности ее племянница, и друзья. Но при этом отметили частые визиты врачей, вызываемых самой актрисой ввиду обострившихся с возрастом недугов. Однако об угрожающем жизни состоянии речь не шла вообще. И от госпитализации женщина всякий раз отказывалась.

Племянница Нины Дорошиной была возмущена тем, что написали журналисты, обвиняя их во лжи и искажении фактов.

21 апреля 2021 года соседи услышали из квартиры Дорошиной крики о помощи. Придя к ней, они обнаружили Дорошину держащейся за сердце и жалующейся на боли в груди.

Ссылка на основную публикацию
Похожее