Россия, Московская область, Коломна
Телефон:
+7 (991) 748-58-.. Показать номер
Пн-пт: 09:00—18:00; сб: 09:00—15:00
whatsapp telegram vk email

Почему Главный конструктор Королев умер сразу после своего дня рождения

С именем Сергея Королева у большинства в России ассоциируется развитие космонавтики и отечественные рекорды. Но, наверное, уже мало кто помнит, что Королеву пришлось стать «русским шпионом» — впрочем, несостоявшимся. Кроме того, именно этот упрямец сорвал саботаж Сталина – тот лично визировал расстрельный список, куда попал и конструктор, закрывая тем самым космическую программу. 14 января 1966 года Сергея Королева не стало. Сегодняшний «Повод для гордости» посвящен судьбе главного конструктора ракетно-космической промышленности СССР, «раздавленного» партийными шефами и ими же вознесенного.

Пожалуй, главные вехи биографии Королева известны всем. Один из основателей ракетно-космической отрасли нашей страны и, к слову, всего мира. Именно он обеспечил стратегический паритет, сделав нас передовой ракетно-космической державой. Ключевая фигура в освоении космоса, фактически создатель практической космонавтики. «Отец» первого искусственного спутника Земли, организовавший исторический полет Юрия Гагарина. А еще «вредитель», «русский шпион» и «не нобелевский лауреат». Удивительных изломов в судьбе Королева было множество, но он никогда не отступал от своей главной мечты – к сожалению, не реализованной.

Детство

Серёжа появился на свет 12 января 1907 года в Житомире (тогда городок принадлежал Российской империи, сейчас это Украина).

Его папа, Королёв Павел Яковлевич, 1877 года рождения, родом был из Могилёва, преподавал русскую словесность. Образование получил в Нежинском историко-филологическом институте, где и встретил свою будущую супругу.

Мама, Москаленко Мария Николаевна, 1888 года рождения, родом была из купеческой семьи города Нежина Черниговской губернии, также занималась преподавательской деятельностью.

Серёже было около трёх лет, когда Королёвы переехали в Киев, но совместная жизнь родителей не сложилась, папа ушёл из семьи. И тогда мама отправила его в Нежин, где за воспитание мальчика взялись дедушка Москаленко Николай Яковлевич и бабушка Мария Матвеевна, они безумно любили внука.

Серёже было четыре года, когда он первый раз наблюдал полёт человека на аэроплане. Это случилось в 1911 году в Нежине, когда в город прилетал русский лётчик Уточкин. Мальчик и так рос впечатлительный, а пилот и аэроплан ещё больше потрясли его.

Когда Сергею было восемь лет, мама снова вышла замуж за инженера Баланина Григория Михайловича, забрала сына у бабушки с дедушкой и увезла в Киев. Здесь в 1915 году мальчик начал обучаться на подготовительных курсах гимназии.

Образование

С 1922 Сергей стал учащимся стройпрофшколы, дающей высокий уровень знаний – ее выпускников принимали в вузы без вступительных испытаний. В 1923 вместе с отчимом, помогавшим ему переводить статьи авиационных журналов с иностранных языков, Королев вступил в Общество авиации, стал читать профильные лекции и доклады, организовал на заводе секцию планеризма. Параллельно он подготовил проект собственного летательного аппарата К-5.

image

Сергей Королёв в молодости

В 1924 юный изобретатель стал студентом Киевского политеха, где проявлял неординарные способности, строил планеры, добиваясь максимальной дальности их полетов. Он также начал посещать курсы инструкторов планерного спорта.

После упразднения аэромеханического направления в КПИ в 1926 он перевелся на отделение аэромеханики в МВТУ. Наибольший интерес он теперь проявлял к изучению пилотирования самолетов, возможностям освоения стратосферы, высокоскоростным полетам на большой высоте. Вскоре он начал совмещать обучение с работой в КБ Всесоюзного авиаобъединения, а в 1928 возглавлял бригаду его конструкторов.

Сергей Павлович Королёв

В 1929 он был среди энтузиастов Всесоюзных планерных соревнований в Коктебеле, заработав свидетельство пилота. В тот же период, после знакомства с трудами Константина Циолковского о космосе и встречи с гениальным ученым, он окончательно заразился идеей строительства ракет.

В 1930 он получил в МВТУ диплом инженера-аэромеханика, защитив работу по созданию СК-4, впоследствии запущенного в производство (руководителем его был Андрей Туполев), а также квалификацию летчика в Осоавиахиме.

Учёба

В 1917 году семья переехала на родину отчима в Одессу, где Серёжа начал заниматься в первом классе гимназии. К сожалению, вскоре учебное заведение было закрыто, и маленький Королёв около четырёх месяцев посещал единую трудовую школу. Дальнейшее образование он получил дома, занятия с ребёнком проводили мама и отчим, Григорий Михайлович имел не только инженерное образование, но ещё и педагогическое.

Среди всех предметов и наук Сергей отдавал предпочтение техническим, особенно его интересовала авиационная техника. В 1921 году в Одессе был организован отряд гидросамолётов. Королёв мог часами смотреть, как они совершают полёты над морем. Тогда у мальчика зародилась цель – полетать в небе на таком же самолёте.

А потом юный Королёв случайно познакомился с Василием Долгановым, который работал в гидроотряде механиком. Мужчина копошился в моторах, объяснял мальчишке, что к чему, а тот жадно ловил каждое слово. Быстро изучив теорию, Сергей приступил к практике, всё лето с утра до вечера он пропадал в гидроотряде, помогая механикам в предполётной подготовке самолётов. Вскоре для всех лётчиков и механиков Сергей стал безотказным, незаменимым помощником.

В 1922 году Королёв поступил в профессиональную строительную школу, где проучился два года, посещая различные курсы и кружки. Особенно часто он пропадал в школьной столярной мастерской, где ребята изготавливали из дерева различные изделия и модели. Эта школа дала ему огромный опыт, который пригодился Королёву, когда он начал строить не деревянные, а настоящие планеры. Сергей настолько прилежно занимался, что однажды его классная руководительница сказала матери: «Ваш парень с царём в голове».

Сказано. Сергей Королев

«И как-то не верится, что такой тяжёлый кусок металла и дерева может летать. Но достаточно только оторваться от Земли, как чувствуешь, что машина словно оживает и летит со свистом, послушная каждому движению руля…» — из письма матери, 1927 год (после испытаний первого самолёта своей конструкции).

«Он был мал, этот самый первый искусственный спутник нашей старой Планеты, но его звонкие позывные разнеслись по всем материкам и среди всех народов как воплощение дерзновенной мечты человечества».

«Наступит и то время, когда космический корабль с людьми покинет Землю и направится в путешествие. Надежный мост с Земли в космос уже перекинут запуском советских искусственных спутников, и дорога к звездам открыта!»

«Порядок освобождает мысль».

«Критикуешь чужое, предлагай своё. Предлагая — делай».

«Ракета под водой — это абсурд. Но именно поэтому я возьмусь сделать это».

«Можно сделать быстро, но плохо, а можно — медленно, но хорошо. Через некоторое время все забудут, что было быстро, но будут помнить, что было плохо. И наоборот».

Мечта Сергея Королева о полете на Марс осталась нереализованной, но кто знает, может, совсем скоро у нас получится и это. Фото: globallookpress.com

Авиационное общество

В 1923 году в Одессе создали Общество авиации и воздухоплавания Украины и Крыма (ОАВУК). Сергей одним из первых записался в общество и в созданный при нём планерный кружок. К этому времени Королёв уже успел один раз подняться в воздух в гидросамолёте с командиром корабля, которого механик Долганов уговорил взять с собою юношу.

Сергей уделял обществу ОАВУК почти всё своё время. Совсем скоро он уже стал лектором по ликвидации авиационной безграмотности, делился с рабочими своими знаниями по планеризму и истории авиации. Причём сам он этому нигде специально не обучался, всё почерпнул из книг. В строительной школе у него был преподаватель Готлиб Карлович Аве, который вёл свои уроки только на немецком языке. Отлично владел этим языком и отчим Сергея. Так что Королёв выучил немецкий в совершенстве и читал на этом языке книги по авиации.

Однако после окончания строительной школы нужно было получать серьёзную профессию. Его трудовой стаж начался в шестнадцать лет. Некоторое время Королёв работал плотником, перекрывая черепицей крыши. Довелось ему потрудиться и на производстве за станком. Родителям он заявил: «Я буду строить… Но только самолёты». Мама была против такого выбора сына, а отчим Серёжу поддержал. Надо сказать, что с Григорием Михайловичем у пасынка сложились замечательные отношения, он находил у него поддержку по любому вопросу.

Любимчик без нобелевской премии

Все говорит о том, что Никита Хрущев души не чаял в Сергее Королеве. Однако не стоит думать, что это была бескорыстная любовь. Хрущев прекрасно понимал, что прорывы конструктора – это его собственные активы. Потом можно будет «купаться» в лучах славы под ликование публики, устраивать пышные торжества, награждать и ученых, и себя заодно. Сергей Павлович был согласен на сделку, тем более, что Хрущев действительно поддерживал большинство его идей. Уже в 1960 году никто не сомневался, что Сергей Королев воплотит большой космический план с созданием лунного поселения, запуском экспедиции на Марс и последующим строительством базы на Красной Планете. Кроме того, прогнозировался облет Венеры и регулярные межпланетные экспедиции.

Сам Хрущев благодарил конструктора щедро, однако мировых деятелей не подпускал. Когда Королев запустил первый искусственный спутник Земли, ему хотели вручить Нобелевскую премию. Однако советские власти ответили, что достижение принадлежит народу и конкретного автора у него нет. Да и вообще, работа проведена под грифом секретно, а значит тайной останутся не только эскизы, но и личность самого конструктора.

Рекорды был необходимы партийным шефам, ведь так можно было доказать собственное величие. Фото: globallookpress.com

Институты

В семнадцатилетнем возрасте Сергей разработал проект безмоторного самолёта К-5. Его изобретение официально приняла компетентная комиссия и рекомендовала к постройке. Королёв решил продолжить обучение в Москве в Военно-воздушной академии. Но туда принимали только с восемнадцати лет и после службы в Красной Армии. Так как ни того, ни другого Сергей не имел, то поехал в Киев, где стал студентом политехнического института. Он поступил на факультет авиационной техники.

Учёбу приходилось совмещать с работой, чтобы можно было сводить концы с концами. Парень вставал в пять утра, бежал в редакцию за газетами, а потом разносил их на Соломенке, так зарабатывал восемь карбованцев. Приходилось столярничать, снова вспоминать работу кровельщика и грузчиком подрабатывать.

Тем не менее Королёв находил ещё время на существующий в институте планерный кружок. Здесь он трудился увлечённо и часто оставался в мастерской на всю ночь, засыпая под утро на куче стружек. Довольно быстро он прослыл мастером на все руки, многие его разработки участвовали в международных конкурсах.

После двух лет учёбы в Киевском институте Королёв перевёлся в Москву в ВТУ имени Баумана, к этому времени в столицу переехали мать с отчимом. Сергей начал обучение в специальной вечерней группе по аэромеханике, наряду с этим продолжал изобретать, строить, ловить каждое новое веяние в авиации:

  • 1926 год – вступил в студенческий Академический кружок имени Жуковского Н. Е., где лекции читали учёные и знаменитые инженеры.
  • 1927 год – Королёв был зачислен в Московскую планерную школу, где много летал, осваивая новые планеры. В этом же году он познакомился с трудами Циолковского, после чего увлёкся ракетами и полётами в космос.
  • 1928 год – начал работать на авиационном заводе в Филях.
  • 1929 год – студент-выпускник Королёв практиковался в Конструкторском бюро Туполева и защитил диплом, в котором разработал двухместный легкомоторный самолёт СК-4. Скрупулёзный и строгий Туполев руководил дипломным проектом и подписал его с первого раза, чего до этого никогда не бывало. Позднее по проекту самолёт СК-4 построили и испытали.

К моменту получения диплома Королёв зарекомендовал себя как авиационный конструктор с незаурядными способностями. Помимо СК-4 он спроектировал ещё летательные аппараты «Красная Звезда» и «Коктебель».

История болезни и смерть

Современники считали С. П. Королева человеком, которому все по плечу, что ракеты он заставлял летать своей неоспоримой убежденностью и железной волей. Имея от природы аналитический ум, организаторский талант и умение превращать мечты в конкретную программу действий, он работал больше других, практически подорвав здоровье.

Года, проведенные в лагерях, тоже не добавили здоровья.

Помимо основной болезни саркомы у него обнаружили еще ряд заболеваний. Операцию проводил министр здравоохранения СССР профессор Б. В. Петровский. В силу ряда причин спасти Королева не удалось. Ему в тюрьме сломали челюсть, срослась она неправильно. Последствия травмы помешали ввести трахеостомическую трубку.

По словам А. А. Вишневского, Королев стал несчастным случаем и трагедией медицины. Он не должен был так рано умереть.

Прощались с С. П. Королевым в Колонном зале Дома Союзов 17 января 1966 года. Урну с прахом захоронили в Кремлевской стене со всеми государственными почестями.

В знак памяти и признания заслуг этого гениального человека в стране и мире ему установлено 11 памятников.

В его честь назван город, несколько улиц и площадей, 1 астероид, кратеры на Марсе и на Луне. Выпущены марки и монеты с его именем.

Про него снято множество художественных и документальных фильмов. А его научные разработки будут еще долго актуальны в авиации и космонавтике.

Научная деятельность и изобретения

Дипломированный специалист Королёв начал свою трудовую деятельность на авиационном заводе имени Менжинского, с 1931 года перешёл в Центральный аэрогидродинамический институт имени Жуковского.

Осенью 1931 года Королёв вместе с учёным и изобретателем Цандером Ф. А. создали ГИРД (группа занималась изучением реактивного движения). Уже в 1933 году Сергей Павлович руководил первым запуском баллистических ракет на жидком и гибридном топливе.

В конце 1933 года перешёл работать в РНИИ, занимал должности главного инженера, заместителя начальника института, а также руководил отделом крылатых ракет.

Летом 1938 года учёного арестовали, первичное обвинение было – член «троцкистской организации». Ему назначили десять лет заключения и выслали на Колыму. Потом вынесли новый приговор «за вредительство в области военной техники». Но в 1944 году судимость сняли, а реабилитировали полностью только в 1957 году.

После войны в Подмосковье создали НИИ Министерства вооружения. При нём было секретное конструкторское бюро, которое возглавил Королёв.

Уже в 1948 году была испытана баллистическая ракета Р-1, которую в 1950 году приняли на вооружение. Далее он взялся за разработку различных модификаций Р-1, закончил работать над одноступенчатой баллистической ракетой средней дальности Р-5 и над её модификацией с ядерным боевым зарядом Р-5М. Следующей разработкой стала одноступенчатая жидкостная ракета Р-11 и её морской вариант Р-11 ФМ.

В 1956 году Королёв был руководителем создания двухступенчатой межконтинентальной баллистической ракеты Р-7. Ещё до испытания Р-7 Сергей Павлович предложил правительству идею – запустить с помощью ракеты искусственный спутник Земли.

Руководство страны инициативу одобрило, и 4 октября 1957 года на околоземную орбиту запустили искусственный спутник – первый в истории человечества. Последовал грандиозный успех, СССР в одночасье завоевал высокий авторитет на международной арене. Как сказал потом сам Королёв: «В маленьком спутнике воплотилась дерзновенная мечта человечества».

Впоследствии под руководством Королёва были созданы и запущены на орбиту:

  • геофизический «Спутник-3»;
  • парные спутники «Электрон», с помощью которых исследовались радиационные пояса планеты Земля;
  • три лунные автоматические станции: «Луна-1» пролетела поблизости, «Луна-2» доставила на Луну вымпел СССР, «Луна-3» сделала снимок той стороны Луны, которая не видна с Земли.

А 12 апреля 1961 года мировая общественность вновь была поражена изобретениями Королёва: он спроектировал первый в истории пилотируемый корабль «Восток-1», на котором осуществил полёт советский космонавт Юрий Гагарин. Так человечество начало осваивать космическое пространство. Менее чем через полгода на корабле «Восток-2» был осуществлён второй полёт Германом Титовым, он находился в космосе почти целые сутки.

В августе 1962 года под руководством Королёва был осуществлён запуск совместно двух кораблей – «Восток-3» и «Восток-4». Ещё через год, летом 1963 года, при совместном запуске «Востока-5» и «Востока-6» в космическое пространство отправилась первая женщина Валентина Терешкова.

В 1964 году Королёв разработал более сложный корабль «Восход», где на борту уже могло находиться три человека – бортинженер, командир и врач. Весной 1965 года впервые с «Восхода-2» человек осуществил выход в открытое космическое пространство. Космонавт Алексей Леонов через шлюзовую камеру покинул корабль и находился за его бортом 20 минут.

Сергей Павлович занялся разработкой более совершенного корабля «Союз», где космонавты могли бы находиться долгое время и вести научные разработки. Но до запуска «Союза» он не дожил. Также не успел он осуществить ещё один свой замысел – запуск человека на Луну. Великий конструктор и учёный умер 14 января 1966 года, у него была саркома прямой кишки. Урну с прахом Королёва захоронили в Кремлёвской стене.

Путь к Красной планете

Добраться до Марса – вот чем грезил Сергей Королев. К созданию космического корабля, на котором можно было бы совершать многолетние экспедиции, конструктор приступил в секретной лаборатории ОКБ-1.

«Люди будут летать в космос (и на Марс в том числе) по профсоюзным путевкам», — в этом был весь Королев.

Однако в 1933 году программа фактически была свернута, более важным посчитали ракетостроение. Следующие несколько лет Сергей Павлович работал в Реактивном научно-исследовательском институте, созданном Михаилом Тухачевским. А после расстрела последнего в 1937 году был арестован – по обвинению во вредительстве Королева приговорили к 10 годам лагерей.

На открытии памятника Сергею Королеву и Юрию Гагарину. Фото: globallookpress.com

Свой срок Сергей Королев отбывал на золотых приисках Колымы. Голод, цинга, ужасные условия существования, золотодобыча, которую Королев ненавидел всем сердцем – ничто не сломило конструктора. К слову, существует множество легенд, как именно ему удалось выжить в лагерях. Мы обратимся к сказанному дочерью конструктора Натальей Королевой в книге об отце. Опираясь на архивы, она рассказывает об удивительной встрече Сергея Павловича с бывшим директором Московского авиазавода Михаилом Усачевым. Его в лагеря отправили, обвинив в смерти Валерия Чкалова, хотя всем было ясно, что Усачев ни в чем не виноват. В лагере бывший директор авиазавода сумел закрепиться в ранге нового «старосты», «начистив морду» местному авторитету. И когда он обходил территорию вместе с проигравшим уголовником, тот небрежно указал на кучу тряпья в одном из бараков: «Здесь валяется Король – доходяга из ваших, из политических; он заболел и, наверное, уже не встанет». Приподняв тряпье, Усачев опешил – перед собой он увидел совершенно бледного, безжизненного человека. Кто знает, если бы не случилась эта встреча, может быть, и не случился бы первый полет человека в космос с участием Юрия Гагарина…

Жёны и дети

Со своей первой супругой Ксенией Винцентини Королёв познакомился ещё юношей в Одессе. Он добивался её семь лет, в конце лета 1931 года они поженились. Ксения Максимилиановна была первоклассным хирургом. В 1935 году у них родилась девочка Наташа, которая пошла по стопам матери, став профессором, доктором медицинских наук и лауреатом Государственной премии.

К сожалению, Сергей Павлович, так долго мечтавший о любимой Ксении, после нескольких совместно прожитых лет к супруге охладел, в его жизни появились другие женщины. Когда дочери Наташе было 12 лет, она узнала от матери об изменах отца, порвала все его фотографии и вычеркнула из своей жизни. Эта трещина осталась навсегда, Королёв встречался с дочерью очень редко и даже не был приглашён на её свадьбу.

Весной 1947 года он познакомился со своей второй супругой Ниной Ивановной, которая работала в его НИИ переводчицей. Вместе они прожили почти двадцать лет, до самой его смерти.

Что было дальше?

Жена сменилась, но Королев снова в бессрочных командировках, и его снова мучает одиночество. Не однажды, как бы извиняясь, Сергей Павлович пишет новой жене о своих трудностях и переживаниях. Пишет, что сказать об этом ему больше некому, так как самый близкий друг и подруга — она! Неслучайно он обязательно добавляет слова: «Ведь мне не с кем об этом поговорить, кроме тебя». Судя по всему, и новой жене начинают надоедать его «душеизлияния» о вечных проблемах на работе и в душе. И с новой женщиной, которую он так любит, чувствует себя одиноким. Вообще гениям чаще всего не везет в личной жизни. Мне вспоминаются слова Наталии Николаевны Гончаровой Пушкину: «И как же ты мне надоел со своими стихами!» А Королев пишет: «Ну не могу тебе, мой друженька, не написать и не излить свою душу…» Вечная трагедия гениев!!!

Первый на орбите. Как Сергей Королёв обеспечил СССР лидерство в космосе Подробнее

Ракетостроение

В 1945 высококлассного специалиста удостоили ордена «Знак почета», он получил должность старшего преподавателя в Казанском авиационном вузе и был откомандирован в звании подполковника в ГДР для заимствования лучших идей конструкций немецкой ракетной техники. Спустя год его назначили ведущим инженером созданного в немецком Нордхаузене института по анализу «Фау-2». В 1948 он приступил к испытаниям сделанных по их образцу Р-1. С 1950 года, после устранения выявленных в ходе учебно-боевых пусков недостатков, они были приняты на вооружение и надежно защищали страну.

В 1945 Королёва удостоили ордена «Знак почета»

Затем Сергей Королев успешно занимался оптимизацией, проектированием и испытанием различных вариантов крылатых ракет (двухступенчатых, межконтинентальных, стратегических, наземного, морского базирования и пр.), координацией работ предприятий-участников их производства, действий ученых по их созданию (как глава Совета главных конструкторов) и стремился к покорению космического пространства.

В 1955 вместе со своими сподвижниками Мстиславом Келдышем и Михаилом Тихонравовым ученый вышел в верха с предложением о выводе в околоземное пространство искусственных тел. Их идею одобрили, и в 1957 Королев провел запуск посредством ракеты-носителя первого искусственного спутника планеты. Это событие имело в мире колоссальный успех, повысив авторитет страны.

В 1957 Королев провел запуск первого искусственного спутника планеты

Затем конструктором проводились работы над космическими летательными аппаратами для научных исследований межпланетной среды и прикладных задач – был осуществлен пуск ракеты к Луне, доставка на нее вымпела СССР, съемка поверхности и невидимой стороны, отправка межпланетной станции на Венеру и к Марсу.

Ссылка на основную публикацию
Похожее