Евгений Моргунов, представившись продавщицей Лерой, флиртовал с пенсионером за коробку зефира, а Людмила Гурченко упрекала других любовников, что у Кобзона мужское достоинство гораздо больше, чем у них
Нынешним летом 86-й день рождения отметил украинский кинорежиссер Николай Засеев-Руденко. Он и сам много снимался, поэтому получил прозвище «наш Тайрон Пауэр». Фильмы Николая Викторовича не стали культовыми, их редко крутят по ТВ, но у него работали звезды первой величины. И Надежда Румянцева, заменившая Аллу Пугачеву в «Тайне, известной всем», и Алла Ларионова, явившаяся однажды на площадку, побитая мужем Николаем Рыбниковым. А с «донной Розой» Тамарой Носовой режиссер сожительствовал семь лет, но на развод с женой так и не решился. Сейчас Засеев-Руденко живет в Киеве, состоит в браке с актрисой Оксаной Ковалевой. Она моложе мэтра на 39 лет.
— Николай Викторович, как 86-летие отметили?
— Выпили шампанского на даче с женой. Друзей не собирал. Когда тебе так много лет, моя дорогая, громко праздновать не стоит — Фортуна этого не любит. Те, кто устраивал банкеты, все передохли. Я 60 лет в кино, до сих пор состою в штате Студии имени Довженко. 30 лет снимал, как говорится, «не вынимая». 20 фильмов поставил, но смотреть их сейчас страшно. Включаешь и понимаешь: этот помер, этот, этот… Одних водка загубила, других — тоже водка и сигареты. Николай Крючков говорил: «Водяру не победить!» И если б я пил и курил, то давно бы испустил дух. А так нормалек. Говорю, правда, не очень разборчиво. Потому что зубные протезы не вставил. Вон они болтаются в стакане — великолепные, американские.
— В конце апреля скончалась народная артистка Элина Быстрицкая, которая не раз снималась в ваших картинах.
— Мы с Элиной близко дружили. Рассказывала, как мужа — дипломата Николая Кузьминского — застукала с любовницей. Приехала с гастролей пораньше, входит в квартиру, а на полу — вода. Думает: «Идиот, кран забыл закрутить». Врывается в ванную, а там голая баба плавает… Не везло ей с мужиками.
— Так у всех знаменитых актрис-красавиц?
— Как тебе сказать… Вот у Ирины Скобцевой в этом плане все в порядке. Поймала в свое время Сергея Бондарчука за левое яйцо. Она ведь прекрасно понимала, что даст этот брак. Кстати, с Быстрицкой Ира всю жизнь враждовала. Это еще со съемок «Неоконченной повести» пошло, где ее будущий супруг с Элиной играл любовь. Бондарчук антисемитом был и кричал: «Когда эта жидовка перестанет опаздывать?!» Из-за обоюдной неприязни в некоторых сценах, где они вроде как вдвоем, играли дублерши. Звонит мне однажды Быстрицкая и радостно пересказывает свой только что состоявшийся разговор со Скобцевой. Дескать, набрала ей, а та спрашивает: «Кто это?» Отвечает: «Элина Быстрицкая». — «А, это ты, старая проститутка!» — «Старая проститутка — ты сама. Потому что тебе сегодня исполнилось 90, а мне еще 89!»
Засеев-Руденко с супругой. Фото Сергея Тушинского/fakty.ua
— Высокие отношения! Элина Авраамовна всегда выглядела крайне интеллигентно…
— У нее была хорошая квартира в Москве. Спальня в зеркалах: они висели и на потолке, и на стенах — всюду! Однажды приезжаю в гости, а зеркал нет. «Где же они?» — спрашиваю. «Мудак старый! — отвечает. — На что в них уже смотреть?» А когда я пошел в туалет, запела из комнаты: «Не слышны в заду даже шорохи».
— О чем вы говорили с Быстрицкой в последний раз?
— Сидели в кафе у Малого театра, где она уже ничего не играла. Худрук Юрий Соломин ей просто так деньги платил. А я сказал, что, если станет совсем туго, заберу к себе на Украину. Распрощались, а потом звонил, и трубку уже никто не брал. Быстрицкую погубила ее родная сестра — Соня Шегельман. Она приехала из Израиля, когда Элина совсем сдала — кожа да кости остались. Ее обслуживали две женщины: лекарства, врачи, массажи, подмыться, поесть. Соня этих женщин выгнала, а сестру зашвырнула в больницу, где Элина и умерла. Соня боялась, что та наследство раздаст и отпишет другим. А сейчас сама все распродала и вернулась в Израиль.
Биография
Детство
4 апреля 1928 года в семье врача-инфекциониста и больничного повара родилась дочь. Девочку назвали Эллиной. Паспортистка по невнимательности потеряла букву «л» и записала в документах Элина Быстрицкая. Детство Элины прошло в Украине. Она росла веселым ребенком, обожала копировать героев популярных фильмов. Увлечения у нее были больше мальчишеские – она прекрасно играла в бильярд.
Отец Быстрицкой мечтал, чтобы дочь пошла по его стопам и стала медиком. В годы войны Элина устроилась санитаркой в эвакуационный госпиталь Сталино (сейчас – Донецк), хотя ей было всего 13 лет. Она часто слышала комплименты от раненых солдат и сотрудников госпиталя, видела взгляды, восхищенные ее красотой, но не обращала на это внимания.
В 1944 году девушка окончила школу и поступила в медицинский техникум, потому что на этом настоял отец. Учеба и будущая профессия ее не привлекали, зато при техникуме работал драмкружок, где девушка с огромным удовольствием играла любые роли. Чтобы лучше овладеть драматическим искусством, Элина записалась в балетный класс. Через три года она окончила техникум и решила поступить в театральный институт в Киеве. Отец был категорически против ее решения.
В итоге Быстрицкая поступила в Нежинский пединститут. Она организовала коллектив танца, который вскоре выиграл конкурс, а его руководитель получила путевку в дом отдыха. Там она встретилась с актрисой Натальей Гебдовской, которая убедила Элину развивать талант.
Быстрицкая больше не слушала родителей, забрала документы из педагогического и поступила в театральный институт. Отношения с сокурсниками у нее не сложились – девушка воспитывалась в строгости, не участвовала в вечеринках студентов. На нее писали кляузы, но талантливую студентку защищали преподаватели. В 1953 году Элина Быстрицкая получила диплом об окончании актерского факультета.
[править] Карьера
Родилась 4 апреля 1928 года в Киеве в еврейской семье. Её отец, Авраам (Абрам) Петрович Быстрицкий, был военным врачом-инфекционистом, принимал участие в Гражданской и Великой Отечественной войнах. Мать, Эсфирь Исааковна, в годы войны работала шеф-поваром полевого госпиталя.
В годы войны эвакуировались в Астрахань, где училась на курсах медсестёр, работала санитаркой во фронтовом передвижном эвакогоспитале в Сталино (Донецке).
В 1945—1947 годах окончила Нежинскую акушерско-фельдшерскую школу (Нежинский медицинский колледж).
В конце 1940-х годов начала заниматься в художественной самодеятельности.
В 1947 году поступила на филологический факультет в Нежинский государственный педагогический институт им. Н.В. Гоголя. Через год оставила учёбу и поступила на актёрский факультет в Киевский институт театрального искусства им. И.К. Карпенко-Карого (ныне Киевский национальный университет театра, кино и телевидения им. И.К. Карпенко-Карого) на курс Л.А. Олейника, который окончила в 1953 году.
С 1950 года снимается в кино.
В 1953 году столкнулась с антисемитизмом:
В 1953 году после окончания театрального института нас распределяли по театрам. Исходя из моих результатов, я должна была получить место в очень хороший театр, но я его не получила. Говорили, что это из-за моей национальности.
В 1953—1956 годах — актриса Вильнюсского русского драматического театра.
В 1956—1958 годах — актриса Московского драматического театра им. А.С. Пушкина.
С 1958 года работала в труппе Малого театра в Москве.
7 марта 1962 годах — Заслуженная артистка РСФСР.
В 1966 году — Народная артистка РСФСР.
В 1970 году вступила в КПСС.
В 1978 году — Народная артистка СССР.
С 1978 года занималась педагогической деятельностью в Высшем театральном училище им. М. С. Щепкина (профессор), преподавала на кафедре актёрского мастерства в ГИТИСе имени А. В. Луначарского (ныне Российский университет театрального искусства — ГИТИС).
В 1979—1990 годах — профессор ГИТИСа.
С 1980 года 17 лет возглавляла Федерацию художественной гимнастики СССР, военно-патриотическую комиссию Всероссийского театрального общества (ныне Союз театральных деятелей Российской Федерации), была членом Национального олимпийского комитета, также была участником Антисионистского комитета советской общественности, почётным президентом Федерации бильярда, членом Совета по культуре при Президенте РФ, учредитель и президент Благотворительного фонда поддержки культуры и искусства, профессор и академик нескольких академий, вице-президент Международного фонда охраны здоровья матери и ребёнка, состоит в политическом движении «Стабильная Россия». Входит в состав Общественного совета при Следственном комитете РФ.
С 1991 года преподавала в Училище им. М.С. Щепкина при Малом театре.
В 1998 году работала в Московском драматическом театре им. М. Ермоловой.
С 2010 года сотрудничает с Государственным академическим русским народным ансамблем «Россия» им. Л. Зыкиной.
Была замужем за Николаем Ивановичем Кузьминским, сотрудником отдела переводов Министерства внешней торговли СССР. После 27 лет супружеской жизни Быстрицкая подала на развод. Детей нет.
[править] Роли в кино
- 1950 — В мирные дни — Лена Алексеенко
- 1951 — Тарас Шевченко — эпизод
- 1954 — «Богатырь» идёт в Марто — Женя Сергеева, радистка
- 1955 — Неоконченная повесть — Елизавета Максимовна
- 1958 — Тихий Дон — Аксинья
- 1958 — Добровольцы — Лёля
- 1960 — Русский сувенир — Мария-Пандора (Барбара) Монтези
- 1963 — Всё остаётся людям — Ксения Румянцева
- 1964 — Негасимое пламя — Глаша
- 1966 — Дачники — Суслова Юлия Филипповна
- 1967 — Николай Бауман — Андреева
- 1990 — Московский полицейский Каминский — Ивановна
- 1991 — Семь дней после убийства — Кира Александровна
- 1992 — Прощальные гастроли — пассажирка поезда
- 1993 — Бравые парни — Надежда, жена Чередниченко
- 2002 — Бабий Яр — Элеонора
- 2004 — Сага древних булгар. Лествица Владимира Красное Солнышко — княгиня Ольгa
- 2005 — Сага древних булгар. Сказание Ольги Святой — княгиня Ольгa
- 2006 — Возвращение Мухтара — Алина Станиславовна
Театр
После института Быстрицкую распределили в Херсонский драматический театр, но работать в нем Элина отказалась, потому что режиссер допускал вольности в отношении актрисы. Один из преподавателей помог Быстрицкой устроиться в Театр Моссовета, но выступать на его сцене актрисе не довелось – нашлись «доброжелатели», завалившие руководство театра жалобами.
Театральная биография Элины Быстрицкой началась в Вильнюсе. На сцене городского драмтеатра она сыграла Варю в спектакле «Порт-Артур», Ольгу в постановке «Годы странствий» и Аленушку в «Аленьком цветочке». Быстрицкая мечтала играть на столичной сцене, но долгие годы этой мечте не суждено было осуществиться. За перспективную актрису ходатайствовала Фаина Раневская – тщетно.
Только после выхода на экраны фильма «Добровольцы» Быстрицкой удалось переехать в Москву и устроиться в Малый театр. Ему она посвятила всю жизнь. Зрители с удовольствием наблюдали за ее игрой в спектаклях «Горе от ума», «Маскарад», «Главная роль», «Дачники» и других.
Последний разговор с Шолоховым получился резким
— Какую роль вы отметили бы как главную, самую значимую, поворотную? Ну и самую любимую?
— Я ведь театральная актриса, но, даже перебирая театральные работы, я не сразу отвечу, какая роль в моей жизни стала главной. Потому что это как с детьми: какой образ создаешь в данный момент, тот и главный. За долгую жизнь в театре они приходили и уходили, а я лелеяла и пестовала каждую из них, в самом деле как собственное дитя.
А в кино, наверное, справедливо остановиться на Аксинье — так решил зритель, и это важно. Хотя Лельку («Добровольцы»- Ред.) тоже люблю.
— Сыграть Аксинью было вашей мечтой со студенческих лет. Эту роль вы репетировали в Киевском театральном институте, когда учились на актрису. Но тогда она вам не давалась. Тем не менее вы решились позвонить режиссеру Сергею Герасимову, который искал Аксинью. Но помог ему определиться в выборе Михаил Шолохов — сразу увидел в вас главную героиню. Помните вашу встречу с великим писателем?
— Это правда, что я со студенческих лет очень хотела сыграть Аксинью. Не совсем правда, что она мне не давалась. Просто педагоги старались меня ориентировать на амплуа лирической героини, а меня всегда больше привлекали характерные образы, и я, конечно, благодарна судьбе, Сергею Аполлинариевичу Герасимову и самому Михаилу Шолохову за то, что получила возможность воплотить на экране Аксинью.
И, как показало время, неплохо справилась с этой задачей.
А встречу с Михаилом Шолоховым я, разумеется, помню, притом не одну, а каждую. Даже первая наша с ним встреча случилась уже после утверждения на роль, которое исходило, как все уже знают, именно от него. Помню, как просила его познакомить меня с реальной Аксиньей, а он посмеялся, сказал, что реального прототипа нет.
Помню и последнюю встречу, когда разговор получился резкий: писатель был не в лучшей форме и я себе позволила высказаться начистоту. Глупо говорить похмельной голове о вреде пьянства… Этот досадный эпизод все же не изменил моего мнения о Шолохове как гениальном писателе. И с годами я утвердилась в этом мнении, а также поняла общий принцип: мы ценим великих за их величие, а не за их слабости.
— Правда, что после выхода фильма вы получили письмо от тридцати старейших казаков Дона с просьбой сменить фамилию Быстрицкая на Донская? И были удостоены звания полковника казачьих войск?
— Правда, и письмо получила, и оценила по достоинству (хотя, разумеется, от фамилии отказаться не могла бы — это ведь фамилия моего отца), и звание в казачьих войсках мне атаманы присвоили. И даже в трудные времена они меня подкормили — стипендию мне выделили, тогда ведь мы все несыто жили. Так что спасибо казакам. Я точно знаю, что они мне не чужие.
Фильмы
Быстрицкая начала сниматься с юных лет. Ее первым опытом стал фильм «Тарас Шевченко», съемки которого проходили на Киевской киностудии. Актрисе предложили эпизодическую роль, но в итоге кадры с ее участием вырезали. Тогда Элина решила, что с кино покончено навсегда.
Однако в 1950 году режиссер Владимир Браун пригласил ее в фильм «В мирные дни». В этой картине начинающая актриса играла с Вячеславом Тихоновым, Верой Васильевой, Георгием Юматовым и не потерялась на их фоне. Зрители запомнили Быстрицкую.
Следующий фильм «Неоконченная повесть» принес Элине Быстрицкой признание и звание лучшей актрисы года. Ее включили в состав делегации на Неделю советского кино, проходившую в Париже.
В 1958 году на экраны вышел многосерийный фильм «Тихий Дон», в котором Быстрицкая сыграла Аксинью. Этот образ стал ее лучшей киноролью. Прошло больше полувека, Аксинью пытались сыграть многие актрисы, но ни одна из них, по мнению зрителей, не смогла приблизиться по уровню и глубине к Элине Авраамовне.
Знаковым стал и фильм «Добровольцы», в нем Быстрицкая сыграла Лелю. Далее были съемки в картинах «Все остается людям», «Семь дней после убийства», «Бравые парни», «Последние гастроли».
Последние роли актрисы в кино — Элеонора в художественном фильме «Бабий Яр» (2002), княгиня Ольгa в исторической кинотрилогии «Сага древних булгар. Сказание Ольги Святой» (2005) и Алина Станиславовна в детективе «Возвращение Мухтара» (2006).
«Где приезжему можно потрахаться?»
— Маститые актеры на съемках часто вели себя неадекватно?
— С Евгением Самойловым я снимался в «Зачарованной Десне» у режиссера Юлии Солнцевой. Она нам восторженно ставила Женю в пример: «Посмотрите, какой артист! Пошел на речку роль прочувствовать!» А он туда уходил втихаря бухать. Когда снимали сцену в лодке со мной, Самойловым и Борисом Андреевым, мы уплыли вдаль, а камера нас фиксировала с берега. Едва Андреев начал произносить свой текст, Самойлову вдруг приспичило пописать. Сдерживаться не стал и незаметно напрудил прямо на босые ноги Андреева. Борис даже не прервал монолог, только сквозь зубы прошипел: «Женька! Я задыхаюсь от твоей мочи». Режиссер ничего не заметила и закричала нам в рупор: «Гениально! Еще дубль!»
В комедии «Выстрел в гробу» Моргунов предстал в образе милой дамы
— Что происходило, когда вы снимали фильмы как режиссер?
— Женька Моргунов всегда отличался. Например, когда снимали «Бравых парней», во время обеда все заказали в кафе — суточные-то маленькие — скромненький борщ и котлетку. А Моргунов однажды велел принести осетрину и белугу. «Женя! Посмотри на цены!» — закричали коллеги в один голос. «Нормально!» — махнул он рукой. А когда все съел, вынул из кармана презерватив, вскрыл его, бросил в тарелку и вызвал официантку. Начал орать: «Вы зачем людей гондонами кормите?» Девушка извинилась, сказала, что платить не надо, и в качестве извинения принесла еще одно блюдо. А в гостинице Моргунов доводил старенькую вахтершу до обмороков вопросами типа: «Где у вас здесь приезжему потрахаться можно?»
— Шутил так?
— Ну да. А когда снимался у меня в комедии «Выстрел в гробу», с удовольствием переодевался в женщину, как требовалось по сценарию: роскошное платье, парик, красная помада, макияж. Однажды в перерыве Женя пошел со мной в дамском обличье обедать. Вдруг ему присылают коробку зефира в шоколаде. «Это, мадам, от того мужчины», — показал официант на старичка за соседним столиком. Женька отрядил ему воздушный поцелуй, подмигнул и пригласил к нам. Тот сел, заказал шампанского и два фужера. «Почему только два?» — возмутился я. «Я надеюсь на ваш такт. Вы же оставите нас наедине?» — отвечает божий одуванчик. Женька представился ему продавщицей вина Лерой из Массандры. Разыгрывал он мастерски.
— А Вицин?
— Он к концу жизни выглядел совсем неважно. Моя гримерша рыдала: «У Вицина и в носу, и в ушах копна волос. Надо стричь, а он не дает». Гоша защищался: «Я когда выхожу на улицу, то сразу ушами чувствую направление ветра. Плюс волосы собирают всю грязь и не дают микробам в мозг проникать». Зубы не хотел вставлять. Говорил: «Я в этот мир пришел без зубов. Без них и уйду!»
Олег Стриженов отметил юбилей в кругу семьи (на фото он с Сашами — сыном и внучкой. Фото: Instagram.com
Личная жизнь
У Элины Быстрицкой всегда было много поклонников, среди них — и высокопоставленные чиновники, которым актриса отказывала. За это ее перестали отпускать на гастроли за границу и предлагать роли в кино, но она всегда оставалась верна себе и своим принципам.
Многие ее романы были мимолетными и быстро заканчивались. В педагогическом институте в Быстрицкую влюбился аспирант. Во время свидания вдруг зазвучал гимн СССР, и ухажер вытянулся по стойке смирно – был идейным. Это была их последняя встреча.
Ее первой большой любовью стал Кирилл Лавров, который в то время только начинал карьеру в театре в Киеве. Как-то раз Элина пришла провожать его на вокзал и увидела, что Лаврова провожает другая девушка. Чувство моментально прошло, потому что прощать слабости мужчинам она не умела.
Замужем Элина Авраамовна была лишь один раз. Ее супруг Николай Кузьминский работал в министерстве внешней торговли, часто ездил за рубеж. Они прожили в высотке на Кудринской площади больше 25 лет и были счастливы. Супруг был старше Быстрицкой. Она могла подолгу слушать его рассказы, спорить и смеяться. Вместе они ходили в театры и на выставки, часто отдыхали. Детей у пары не было. Расстались они, потому что муж часто изменял актрисе.
В интервью актриса признавалась, что ни о чем не жалеет. Актриса радовалась тому, что у нее был замечательные муж и дети мужа. А то, что все прекратилось, артистка объясняла философски: ничего не длится вечно.
В последнее врем Элина Быстрицкая жила в своем доме в Подмосковье, с удовольствием принимала гостей, играла в бильярд.
В 2015 году актрисе исполнилось 85 лет, в честь чего об Элине Быстрицкой написал ряд СМИ.
Пять тайн молодости Элины Быстрицкой
По сей день Элина Быстрицкая для многих остается эталоном красоты и изысканности, женственности и стального характера, утонченности и благородства. Ослепительно красивая независимо от возраста, утонченная и в то же время уверенная, волевая, принципиальная и, конечно, бесконечно талантливая. Фотографии Элины Быстрицкой висели в домах по всему Советскому Союзу, а ее легендарную Аксинью знают во всем мире. До 90 лет Элине Авраамовне удалось сохранить молодость и красоту. Мне кажется, есть чему поучиться у замечательной актрисы и педагога. Секреты ее неувядяющей молодости и просты, и сложны одновременно. Блистательная актриса всю жизнь тщательно следила за собой и категорически отрицала пластическую хирургию.
МАЛО ЕСТЬ Актриса всегда ограничивала себя в еде. Благодаря колоссальной силе воли она умела говорить «стоп» своему аппетиту. Рацион Быстрицкой — образец правильного питания: творог, овощи и отварная курица. Никаких срывов, шоколадок, перекусов — она просто запретила себе это и сдержала обещание. Тяжело? Безусловно. Но фигура Быстрицкой доказывает, что эти ограничения были не зря.
ЗАРЯДКА
Ежедневно, без прогулов. Актриса рассказывала, что в молодости тренировала себя похлеще, чем профессиональный тренер. Утренняя зарядка — это не потянуться на кровати и пару раз оторвать вверх ногу, а часовая тренировка на износ с гантелями и утяжелителями.
БИНТЫ Этот секрет красоты Быстрицкой уже стал притчей во языцех. С 29 лет она спала в эластичных бинтах, чтобы свести к нулю риск появления морщин и минимизировать «брыли». Вначале знаменитость накладывала повязку на лоб, потом фиксировала бинтами макушку и подбородок, далее надевала на глаза маску, а шею покрывала красной повязкой для сохранения голоса. Трудоемко и сложно, однако, как мы видим, очень действенно.
СОКИ И СУП На столе у артистки всегда были соки, но, естественно, не те, что стоят на прилавках магазинов. Быстрицкая каждое утро готовила фрэш из моркови, яблок и свеклы. Пюре, оставшееся от переработки, не выбрасывает, а добавляет его в кипящую воду вместе с парой картофелин — это фирменный суп Элины Авраамовны. Максимально легкий и полезный.
СТИХИ Красота в почтенном возрасте — это не только цветущий внешний вид, но и крепкая память. Любимая всеми Аксинья применяет метод, который советуют все врачи мира. Для сохранения и укрепления памяти она учит стихи. Не берет наскоком поэмы, а ежедневно учит несколько новых строк и повторяет те, что уже запомнила. Рецепт несложный, а результат гарантированный!
Смерть
Последние новости из жизни актрисы не радовали поклонников. 2 августа 2021 года Элина Быстрицкая дважды обращалась за медицинской помощью. В конечном итоге актрису госпитализировали в Боткинскую больницу.
Журналисты выяснили, что в первый раз за день актриса вызвала врачей, жалуясь на тянущую боль в груди. Приехавшие на вызов медики выяснили, что боли стали следствием атеросклеротической болезни сердца. Врачи только проконсультировали Элину Авраамовну, порекомендовали принять ранее прописанные препараты и уехали.
Но уже через час актриса снова вызвала медицинскую бригаду. Из-за неосторожного обращения с медицинским препаратом артистка получила химический ожог глаза. С этим диагнозом врачи и госпитализировали актрису.