Семейная история
Юрий Станиславович Любшин является старшим сыном прославленного советского и российского артиста театра и кино Любшина Станислава Андреевича. Его родители сочетались узами брака в ранней юности, Станислав, будучи еще неоперившимся парнишкой, женился на Светлане, студентке Тимирязевской академии. Молодые люди, едва познакомившись, решили пожениться, и в год, когда Любшин-старший решил кардинальным образом изменить свою судьбу и пойти учиться актерскому мастерству, у четы родился первенец. Знаменательное событие случилось 24 февраля 1955 года. Как вспоминал Юрий Любшин, отец очень много трудился, чтоб обеспечить финансовую стабильность семье. Дети учились в престижных школах, часто посещали театральные постановки с участием отца.
Продолжатель традиций
Юрий Любшин после окончания школы поступает в технический вуз — Московский институт электронного машиностроения. На третьем курсе к юноше приходит понимание, что все, чему его обучают в вузе, не интересует по-настоящему. Юрий не видел себя в данной отрасли в будущем. Поэтому он намеревается бросить учебное учреждение, о чем сразу сообщает родителям. По словам ныне известного режиссера, его отец в тот момент удержал сына от опрометчивого поступка. Юрий отучился положенный срок, а после поступил во ВГИК на операторский факультет. Его наставником и учителем стал В. И. Юсов. Кстати, в учебном учреждении никто не принимал во внимание, что Юрий Любшин является сыном известного актера, он проходил обучение на равных условиях.
Интересным фактом является то, что младший брат Вадим, окончивший Школу-студию МХАТ, в юности был очень востребованным исполнителем в отечественной киноиндустрии, но в определенный момент просто ушел из профессии.
Фильмы
Станислава Любшина пригласили в кино вскоре после окончания училища, но известности ранние роли ему не принесли. Впоследствии высокий (рост Любшина – 178 см) и статный актер получил ряд ролей солдат и революционеров, которые и сделали Станислава Любшина популярным у зрителей.
Станислав Любшин в фильме «Застава Ильича»
Зритель узнал актера после фильма «Застава Ильича», снятого в 1963 году. Славка Костиков в его исполнении получился настоящим, достоверным, а режиссеры отметили интеллигентную игру Любшина. Картину раскритиковал Хрущев, после чего ее вернули на доработку. Через два года она вышла уже с другим названием ( «Мне двадцать лет») и получила премию Венецианского фестиваля.
В детстве Любшин мечтал бороться против фашистов, даже приходил добровольцем в военкомат – не взяли. Зато в 1967 году его пригласили на роль разведчика Александра Белова в сериал «Щит и меч». Многосерийный фильм получился удачным, его полюбили миллионы советских зрителей, а Станислав Любшин стал востребованным актером. Его расстраивало лишь то, что режиссеры предлагали ему однотипные роли. Он отказывался и ждал своего часа.
Станислав Любшин в фильме «Красная площадь»
В 1970 году режиссер Василий Ордынский предложил Любшину роль комиссара Амелина в драме «Красная площадь». Его герой – фанатик, одержимый идеей революции. Ради идеи он готов принести себя в жертву. Через два года Станислав Любшин сыграл ученого в картине «Монолог», а еще через два года зрители увидели его в роли полублатного вора в фильме «Ксения, любимая жена Федора». Он также играл в сериале «Моя жизнь», фильме «Печки-лавочки», драме «Степь».
Станислав Любшин долго шел к своему режиссерскому дебюту. В 70-х у него был шанс снять фильм по повести Василия Шукшина «Позови меня в даль светлую», но чиновники Госкино отказали ему. Фильм вышел на экраны в 1977 году, через три года после смерти Шукшина, на этот раз инициатива исходила не от актера, а от руководства «Мосфильма». Станислав Любшин был не только режиссером, но и сыграл в картине мужчину-неудачника, спивающегося и теряющего себя. За эту работу актер и режиссер получил премию международного фестиваля.
Станислав Любшин в фильме «Пять вечеров»
Одной из лучших ролей Станислава Любшина стала роль Саши Ильина в фильме Никиты Михалкова «Пять вечеров». В «Современнике» он начинал с этого же спектакля. Партнершей актера по фильму была Людмила Гурченко. После выхода «Пяти вечеров» на экраны Любшин был во второй раз признан лучшим актером года.
В 1980-м Станислав Андреевич сыграл лесничего в драме «Не стреляйте в белых лебедей». В том же году он снял свой второй фильм как режиссер, это была драма «Три года» по пьесе Антона Чехова.
Среди его актерских работ того периода стоит выделить культовый фильм «Кин-Дза-Дза»
, который считается одним из столпов кинематографической научной фантастики. В знаменитом фильме Георгия Данелия актер сыграл главную роль Владимира Машкова, московского инженера-строителя. После встречи с загадочным студентом Владимир внезапно попадает в пустыню, которая, как позже оказалось, находится на другой планете.
Станислав Любшин в фильме «Кин-Дза-Дза»
В новом тысячелетии Станислав Любшин появляется на телеэкранах гораздо реже. Тем не менее, актер продолжил играть главные роли в новых проектах.
В 2002 году актер сыграл главную роль в мелодраме «Обнаженная натура», которая показывала переплетение судеб импозантного замкнутого художника, шестнадцатилетней девушки и ее подруги, которая с фотоаппаратом охотится за художником и девочкой.
В 2007 году актер сыграл главную роль Сергея Волконского в мелодраме «Одна любовь души моей», снятой по воспоминаниям княгини М.Н.Волконской и рассказывающей о жизни декабриста Волконского, его супруги Марии, в которую тайно был влюблен Александр Пушкин, о ссылке и полученном позволении покинуть тюрьму и переехать в вольное поселение.
Елена Яковлева, Глафира Тарханова, Анастасия Савосина, Элен Касьяник и Станислав Любшин на съемках сериала «Кружева»
В 2008 году Станислав Любшин сыграл главную роль в мелодраме «Кружева», в 2009 – в киноальманахе «Потому что это я», а в 2011 году — в украинской картине «Дед».
Творческая жизнь бурлит
В период с 1990 по 2000 год Юрий Любшин фильмы снимает ежегодно. В результате их количество составляет 12 кино- и телеработ, среди которых самыми известными являются сельско-фермерская драма «Любить по-русски 2», приключенческая комедия «Бедная Саша», комедия «8 с половиной долларов». Далее следовали не менее значимые «Есенин», «Диверсант 2: Конец войны», «Заколдованный участок», «О чём говорят мужчины».
Самые запоминающиеся для творца
Юрий Любшин – кинооператор высшего профессионального уровня, поэтому весьма востребован в отечественной киноиндустрии. Совсем недавно он закончил работу над созданием мелодрамы «От печали до радости», созданную по заказу телеканала «Россия». По словам оператора, получилась довольно забавная деревенская комедийная история с замечательным актерским ансамблем. Самым запоминающимся для Любшина является эпизод, в котором в село прибывает съемочная киногруппа, в этой сцене члены съемочной группы проекта пытаются изображать самих себя в несколько гиперболизированной форме – более смешное зрелище, по мнению Юрия, представить сложно.
По признанию оператора он снимает фильмы и сериалы, в основу которых положены интересные, цепляющие истории. Наибольшее удовольствие он получил от работы над лентами «О чем говорят мужчины», «Квартет И» и «С чего начинается Родина» (сериал 2014 года).
Значимые роли в кинематографе
В 1986-м году Александр Сурин снял психологическую мелодраму «Мы веселы, счастливы, талантливы», и пригласил Вадима и Станислава Любшиных принять в ней участие. Это первая картина в живописи — произведение искусства, обладающее законченным характером (в отличие от эскиза и этюда) и самостоятельным художественным значением, в которой отец и сын снялись вместе.
Всесоюзную популярность Вадиму Станиславовичу мужское двухосновное имя славянского происхождения; образовано от основ слов [стан] (ср. «становиться», «устанавливаться») и [слав] (ср. «слава») принесла жизненная картина «Детская площадка старое московское название второстепенных слободских (посадских) площадей, расположенных в стороне от главных дорог: Собачья площадка Спасопесковская площадкаПлощадка — сравнительно небольшое» (1987 год). В ней повествуется о парне Роме и девушке Жанне, которые любят друг личные бескорыстные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи; предполагает личную симпатию, привязанность и друга. У ребят все было хорошо, а потом Роман оказался втянутым в воровскую шайку. Главных персонажей сыграли: Вадим Любшин, Дарья женское имя древнеперсидского происхождения, восходящее к двухосновному имени др.-перс. ??????? Dārayava(h)uš (современное написание — перс Шпаликова (дочь девочка/женщина по отношению к своим родителям Инны Гулая), Виктор Проскурин, Николай Лавров.
кадр из фильма «Детская площадка», 1987 год
Параллельно актер искусство (арх снимался в мелодраме «Пощечина, которой не было» вместе с Владимиром Стекловым и Андреем Болтневым. Несмотря на такое название, в фильме все же присутствует звонкая пощечина. Её «отвесил» бывший ученик средней школы учебное заведение для получения общего образования Александр Цымбалей десятикласснице Соне Журавлевой. Картина имела успех, а в Вадима Любшина были в русском народном творчестве краткий устный рассказ о происшествии, случае, имевшем место в действительности, без упора на личное свидетельство рассказчика влюблены миллионы школьниц.
кадр из фильма а также — кино, кинофильм, телефильм, кинокартина — отдельное произведение киноискусства «Пощечина, которой не было», 1987 год
В начале девяностых Любшин много снимался: в драмах «Вечный муж» и «Белые ночи», остросюжетных картинах «Темные аллеи» и «На тебя уповаю», комедии «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина», жизненной ленте «Ты есть…» и др. После пятилетнего перерыва принял участие в трагикомедии «Чехов и Ко» посвященный 100-летию МХАТа.
Субъективное мнение Любшина
Юрий Любшин — кинооператор с тридцатилетним стажем, поэтому он может позволить себе дать оценку умению кинооператоров прошлых лет в сравнении с теми, кто работает сегодня. По словам профессионала, поскольку пленка ранее была беспримерным носителем, ее возможности были основательно изучены. Сейчас, в эпоху НТР, кинооператоры не успевают проработать одну технику, как ей на смену приходит другая. А чем глубже они внедряются в премудрости и технические тонкости, тем сложнее им творить настоящие произведения искусства. По мнению специалиста, раньше основной фигурой в кинематографическом процессе был оператор, а сейчас современники не фильм снимают, а лишь рабочие заготовки для последующей компьютерной графики. Хотя в его творчестве есть приятные исключения, к примеру, очень «советский» и специфический детективно-драматический телефильм «С чего начинается Родина». Сериал срежиссировал Рауф Кубаев. Достоинствами проекта считается то, что он отснят на прекрасном материале, держит интригу недосказанностью и полутонами.
Скромность красит человека
Юрий Любшин, личная жизнь которого никогда не выставляется напоказ, живет без фанфар, довольно скрыто. Многие из окружающих даже не догадываются, что он имеет непосредственное отношение к великому Станиславу Любшину. Хотя на съемочную площадку его еще в детстве привел именно отец. Два истинных дарования вместе работали над созданием картин «Мечты идиота», в которой Станислав играл Паниковского, «Три года», в которой Любшин-старший перевоплотился в Лаптева Алексея Федоровича и «Заколдованный участок», в котором актер примерил образ Ваучера (Трошина Бориса Петровича).
Супруга Юрия киноактриса Елена Аминова, известна отечественному зрителю по работам в картинах «Формула любви», «Любить по-русски 2, 3», «Графиня де Монсоро», «Гоголь. Ближайший», «Грач», однажды пробовала себя и в режиссуре. В 1991 году она поставила боевик «Похороны на втором этаже», который является классическим примером кооперативного кино. Оператором картины является ее супруг Юрий Станиславович.
В конце декабря 1986 года в Одессе у супружеской четы родилась дочь, Дарья Любшина. Вначале девушка занималась актерским мастерством, но после, пройдя курсы рекламного продакшена Т. Бекмамбетова, поступила и окончила факультет режиссуры игрового кино ВГИКа. По признанию Дарьи, родившись в семье кинематографистов, она получила уникальнейшую возможность стать частью мира театра и кино. Внучка Станислава Любшина срежиссировала несколько короткометражек, в том числе и Next, получившую награды международных кинофестивалей в номинации «Лучший экспериментальный фильм». В настоящее время она замужем и с удовольствием преподает актерское мастерство, прислушиваясь к дельным советам и рекомендациям своего звездного семейства.
Театр
Его первая роль в дипломном спектакле «Оптимистическая трагедия» стала знаковой в судьбе. Талантливого парня заметил Олег Табаков и рекомендовал его в «Современник». Вскоре состоялся дебют Любшина на легендарной сцене. Случилось так, что срочно потребовался актер на замену Олегу Табакову, занятому в другом спектакле. Станислав Любшин отлично справился с ролью Славки в постановке «Пять вечеров».
Станислав Любшин в театре
В театре «Современник» он работал 4 года. За это время сыграл Глухаря в «Двух цветах» и Генриха и Христиана в «Голом короле». В 1964-67 гг. Станислав Любшин работал в Театре на Таганке. Он запомнился зрителю по спектаклям «Герой нашего времени» и «Добрый человек из Сезуана». Станислав Любшин работал также в театре им. Ермоловой, Театре на Малой Бронной. В 1981 году он перешел в МХАТ им. Чехова, где радовал зрителей своим талантом.