Имя: Irina Skobtseva
Дата рождения: 22 августа 1927 г.
Знак зодиака: Дева
Возраст: 90 лет
Место рождения: Тула, Россия
Рост: 163
Деятельность: актриса театра и кино, народная артистка РСФСР
Семейное положение: была замужем за Сергей Бондарчук (старший)
Детство и юность
Ирина Скобцева родилась в Туле, и это событие произошло 22 августа 1927 года. Ее семья никакого отношения к миру искусства не имела. Так, ее отец, Константин Алексеевич, работал в главном управлении метеослужбы и был ценным научным сотрудником. Мама будущей актрисы, Юлия Николаевна, работала архивариусом.
Ирина Константиновна в подростковом возрасте узнала, что такое война и какие тяготы и ужасы она несет с собой. Ведь на момент, когда она началась, будущей актрисе едва не исполнилось четырнадцать лет.
Ей даже пришлось осваивать все программу школьного обучения самостоятельно. В такое ужасное время она не могла даже думать о том, что желает стать актрисой. Как только она получила школьный аттестат, то сразу же отправилась в столицу и поступила в государственный университет, выбрав исторический факультет по специальности искусствоведение.
Однажды она попадает в театр и открывает новый для себя мир, поэтому скоро становится активным участником театрального кружка и играет во всех спектаклях, которые ставят студенты и даже старается участвовать в конкурсах самодеятельности. Это настолько сильно ее захватывает, кажется прекрасным и необычным, что как только она оканчивается университет, то тут же подает заявление во МХАТ. Вскоре она зачисляется в школу-студию, в которой и смогла проучиться до 1955 года.
Карьера
В кино дебютировала в 1955 году в роли Дездемоны в фильме Сергея Юткевича «Отелло». В 1956 году фильм «Отелло» участвовал в основной конкурсной программе Каннского кинофестиваля и удостоен Приза за Лучшую режиссуру. В Каннах Ирина Скобцева была удостоена звания «Мисс шарм Каннского кинофестиваля».
Успех фильма «Отелло» на много лет вперед предопределил актерское амплуа Скобцевой: лирическая героиня. «Правда, картина «Отелло» несколько отрицательно сказалась на моей актерской карьере. После ее показа в Каннах я получила титул «Мисс Шарм», и все в один голос стали говорить лишь о моей красоте, забывая, что я еще и актриса. Мне потребовалось несколько лет, чтобы преодолеть этот стереотип», – признавалась она. Она сыграла Киру в экранизации пьесы Леонида Леонова «Обыкновенный человек» (1956), Клавдию Николаевну в «Неповторимой весне» (1957). Важным этапом в ее творческой карьере стала роль Элен Безуховой в киноэпопее Сергея Бондарчука «Война и мир». В картинах Георгия Данелии «Я шагаю по Москве» (1963), «Тридцать три» (1965), «Совсем пропащий» (1973).
Ирина Скобцева предстала в качестве комедийной актрисы. В 1969 году Скобцева сыграла еще одну комедийную роль – в фильме Эльдара Рязанова «Зигзаг удачи» – роль Лидии Сергеевны. «Да, так случилось, что мои самые известные роли в советском кино связаны с классикой: «Отелло», «Война и мир»… Но были и другие фильмы, в которых мне не нужно было надевать корсет и играть даму минувших столетий. Я никогда не жаловалась на свою актерскую судьбу – ролей сыграла достаточно, их нельзя назвать однообразными», – говорила актриса.
В 2000-е снималась в телесериалах. Среди наиболее заметных работ – главные роли в лентах «Янтарные крылья» (Елизавета Сергеевна), «Наследницы» (Галина Васильевна), «Женская логика» (Светлана Боброва), «Золото» (Татьяна Власьевна Брагина). Стала обладательницей приза им. Станислава и Андрея Ростоцких за роли в художественных фильмах «Другая женщина, другой мужчина» (2003), «Янтарные крылья» (2003), специального приза жюри за актерский ансамбль в фильме «Наследницы» (2002) на телефестивале «Сполохи» в Архангельске.
Как поясняла Ирина Константиновна, сниматься в сериалах согласилась, чтобы отвлечься от постигшего ее горя – смерти мужа Сергея Бондарчука: «Мою жизнь вообще можно разделить на два периода – до смерти Сергея Бондарчука и после. Для меня это было страшное горе. Оно, как известно, не красит человека. И мои близкие и друзья советовали начать много сниматься. Я послушалась. Стала играть в комедиях, сериалах. На все это я соглашалась, чтобы чем-то забить голову. Так что, да, в последние несколько лет я действительно играю более разноплановые роли». Ирина Скобцева сыграла в кино около 90 ролей, отличающихся одна от другой и по характерам героинь, и по эпохам. С 1970 года вместе с Сергеем Бондарчуком вела актёрскую мастерскую во ВГИКе, доцент. Среди ее учеников: Ольга Кабо, Наталья Андрейченко, Владимир Басов-младший, Алексей Иващенко.
Муза Данелии: Чем запомнилась актриса Ирина Скобцева?
На 94-м году из жизни ушла одна из самых красивых актрис советского кинематографа Ирина Скобцева. Скобцева была последней женой режиссера Сергей Бондарчука, матерью Елены и Федора Бончарчуков. Но публика помнит ее не только как жену выдающегося режиссера, но и по ролям в таких фильмах «Я шагаю по Москве» и «Война и мир».
В память актрисе, 5-tv.ru вспоминает основные моменты ее долгой жизни.
Дебют тулячки Скобцевой
Ирина Скобцева родилась в Туле 22 августа 1927-го в семье научных сотрудников. Отец Константин служил в Главном управлении гидрометцентра, а мать Юлия работала в архиве. Когда Ирина пошла в седьмой класс, началась Великая Отечественная война и ее юные годы пришлись на этот тяжелыйдля СССР период.
После студенческой практики в Третьяковской галерее, Скобцева поняла, что профессия искусствоведа не для нее и решила поступить во МХАТ. Фото: Globallookpress.com / Russian Look
После окончания средней школы, будущая актриса поступила не в театральный вуз, а решила начать свой путь с искусствоведческого отделения исторического факультета МГУ. Но после того, как ее отправили на практику в Третьяковскую галерею на инвентаризацию работ Валентина Серова, Скобцева поняла, что пыльные музейные хранилища — не ее судьба. Ее увлекала игра в университетском театре и на сцене она чувствовала себя очень уверенно.
Ирина Скобцева и Сергей Бондарчук в к/ф «Отелло», 1955 год. Фото: Globallookpress.com / Russian Look
После получения диплома искусствоведа, она все-таки сдала вступительные экзамены в Школу-студию МХАТ и стала студенткой на курсе Александра Карева. Ее актерский дебют состоялся в 1955-м, когда Ирина сыграла роль Дездемоны в фильме режиссера Сергея Юткевича «Отелло». Через год она уже была в Каннах и получила особое звание «Мисс шарм Каннского кинофестиваля». Фильм принес ей не только славу, но и будущего мужа — Сергея Бондарчука, который сыграл Отелло в этой же картине.
Карьера Ирины Скобцевой в театре и кино
После удачного дебюта в картине Юткевича, предложения о ролях посыпались на голову молодой актрисы. В том же 1955-м Ирина Константиновна сыграла в украинском фильме «Иван Франко» Тимофея Левчука: Скобцева исполнила роль Людовики Шанкевич. Вместе с ней снова сыграл ее будущий муж Бондарчук.
Актрису считали музой и талисманом Георгия Данелии. Она снялась в его фильмах «Обыкновенный человек» и «Сережа». На фото Ирина Скобцева и Сергей Бондарчук в к/ф «Сережа», 1960 год. Фото: Globallookpress.com / Russian Look
В 1956-м режиссер Александр Столбов предложил ей главную роль в своем фильме «Обыкновенный человек», Скобцева согласилась и успешно сыграла роль Киры. В том же году ее приняли в труппу Государственного театра киноактера, где она служила до последнего дня жизни. Через год Ирина Константиновна снялась в фильме «Обыкновенный человек» в роли Киры, а в 1959-м в главной роли в «Аннушке» Бориса Барнета.
Ирина Скобцева в роли Элен Курагиной в к/ф «Война и мир», 1965–1967 гг. Фото: Globallookpress.com / Russian Look
Скобцева известна как «муза Данелии». В 1960-м она снялась в его дебютном полнометражном фильме «Сережа» в роли Марьяны — матери главного героя. А в 1963-м в его же картине «Я шагаю по Москве». Популярность Ирине Скобцевой также принес фильм ее мужа Сергея Бондарчука «Война и мир», который стал одним из самых дорогих в советском кинематографе и даже получил «Оскар» в 1969-м. Также она появилась в картине Эльдара Рязанова «Зигзаг удачи» и в фильме «Мэри Поппинс, до свидания». Но это малая часть тех кинолент, где сыграла Ирина Константиновна.
В начале 70-х Скобцева и Бондарчук начали вести актерскую студию во ВГИКе. Актриса была доцентом кафедры.
Личная жизнь Ирины Скобцевой
Первый раз замуж Ирина Константиновна вышла еще студенткой. Ее мужем был сокурсник Алексей Аджубей. Но пара быстро развелась. После Скобцевой Аджубей удачно женился на дочери Никиты Хрущева Раде и стал главным редактором «Комсомольской правды». В те времена даже ходила поговорка «Не имей сто рублей, а женись, как Аджубей».
Для актрисы Сергей Бондарчук стал вторым мужем, а для него Скобцева была уже третьей. Они прожили вместе 35 лет. Фото: Globallookpress.com / Russiam Look
За Сергея Бондарчука Скобцева вышла замуж в 1959-м: он стал ее вторым и последним мужем, а она для него третьей, но тоже последней. Пара прожила вместе 35 лет до смерти Бондарчука в 1994-м. В браке у Ирины Константиновной и Сергея Федоровича родилось двое детей — дочь Елена в 1962-м и сын Федор в 1967-м. Оба продолжили дело родителей. Федор Бондарчук успешный режиссер и актер, а Елена была актрисой театра и кино, но умерла из-за онкологии в 2009-м. Смерть дочери стала настоящим ударом для 82-летней актрисы.
Слева направо: Ирина Скобцева, Константин Крюков, Елена Бондарчук в 2008 году. Спустя год дочери актрисы не стало. Фото: Globallookpress.com / Juliya Khanina
После себя дочь Елена оставила внука Константина Крюкова, который также продолжил актерскую династию. У Федора Бондарчука двое детей — сын Сергей и дочь Варвара. Благодаря внукам, Скобцева успела побыть прабабушкой: Сергей Бондарчук и его бывшая жена Тата Мамиашвили воспитывают двух дочерей Маргариту и Веру. Внук Константин также подарил легендарной бабушке правнучку — Юлию.
Личная жизнь
Знакомство с Сергеем Бондарчуком произошло абсолютно случайно. Нравы в системе обучения азам киноискусства были строгими в ту пору – студентам строго-настрого запрещалось отвлекаться от лекций и тренингов, репетиций и мастер-классов. Как рассказывает сама актриса, школа-студия больше походила на пансион благородных девиц со строгим контролем над моральным обликом студентов и запретом на участие в любых съемках.
Нетерпеливая девушка прошла кинопробы на главную роль в картине «Княжна Мэри» и раздираемая противоречиями призналась в проступке своему ректору. До окончания ВУЗа оставалось всего 2 года, и преподаватель уговорил девушку отказаться от съемок. Расстроенная Скобцева вышла из киностудии им. Горького после подписания отказных документов и знакомая девушки предложила поехать домой вместе с Бондарчуком в одном троллейбусе.
В забитом до отказа салоне миниатюрная блондинка оказалась под надежной защитой широких плеч и железных рук Сергея Федоровича. И тут, по словам Ирины Константиновны, ее и «накрыло чувствами, как медным тазом».
Это потом были и встречи на выставке знаменитого художника, и участие в российской интерпретации шекспировского «Отелло». Кинолента оказалась знаковой для биографии и личной жизни Ирины Скобцевой – за роль Дездемоны красавица-актриса получила мировое признание и титул «Мисс Шарм», что закономерно, как видно на фото. И здесь же на съемках отношения с Бондарчуком-старшим перешли в абсолютно новую категорию – бурный роман скрыть было невозможно.
Должность музы
Это сейчас кумиры миллионов имеют сказочные гонорары, получат вместе со славой приличный довесок в качестве возможности нанимать прислугу для себя и своей семьи. В тяжелое послевоенное время Ирине Скобцевой пришлось стать для своего супруга всем: «и борщом, и супом, и советчицей, и подругой, и коллегой». При этом нападки на молодую актрису, ставшую «разлучницей», со стороны правительственных органов были нешуточные – из-за анонимок в партийные органы она стала невыездной, и премьера «Отелло» в Англии состоялась без участия исполнительницы главной роли.
Когда актеры поженились, все приличия были соблюдены и партийное руководство успокоилось. Однако бытовая неустроенность была заоблачной – приходилось актрисе и кашу на примусе готовить, и пеленки утюгом сушить.
Этот союз был не только семейным, но и творческим. Сергей помогал Ирине в работе над её ролями. А хороших ролей, надо сказать, у неё было достаточно. Только с 1955 по 1962 годы вышли такие фильмы, как «Иван Франко», «Обыкновенный человек», «Поединок», «Неповторимая весна», «Аннушка», «Серёжа» – и во всех она играла главные роли. Как Ирине Константиновне удавалось воплощать такие разные, непохожие друг на друга образы? Актриса сама рассказывает об этом в фильме.
С лёгкой руки и с помощью супруги Бондарчук снял свой непростой режиссёрский дебют – фильм «Судьба человека».
«У них был свой космос. Они жили друг ради друга, и вряд ли отец бы смог сделать в кинематографе то, что он сделал, без мамы», – говорит сын актрисы, Фёдор Бондарчук.
«Было столько, столько преград!» – рассказывает в фильме Ирина Константиновна. – «Когда его откровенно оскорбляли: «У тебя твоя профессия, куда ты лезешь?». Да ещё когда он заявил, что он хочет играть главную роль! Потом уже принялись за Шолохова: да что это за рассказ, да как из него можно сделать картину? Сергей Фёдорович уехал в пять экспедиций, за семьдесят четыре дня – ни одного кадрика в корзину. Он приехал с готовой картиной».
«Судьба человека» покорила зрителей всего мира. И для Бондарчука это была победа. Но, пожалуй, её не было бы без жены. А она всегда была с ним рядом – и в кино, и в жизни. В 1962 году Сергей приступил к одной из важнейших работ в своей кинокарьере – экранизации романа Льва Толстого «Война и мир», а Ирина – к главной роли в своей жизни. И эта роль не Элен Безуховой, хотя она сыграла её просто блестяще, а роль жены, матери и помощницы в подготовке и производстве киноэпопеи, о чём раньше Ирина Константиновна никогда публично не рассказывала, будучи необыкновенно скромным человеком.
Рождение детей в личной жизни и биографии Ирины Скобцевой занимает особенное место – в первом браке у мужа осталась дочь Наташа, чья мама долго нем могла смириться с уходом Бондарчука из семьи, запрещая дочери общаться с папой. Поэтому появление на свет Алены и Федора спасло фактически семью от соблазнов – Сергей Федорович слыл большим поклонником женской красоты и сам имел прекрасное телосложение и потрясающе привлекательную внешность.
К тому же гений был обласкан властями, популярен, умен и необыкновенно талантлив. Мало кто знает, что мэтр российского кинематографа собственноручно рисовал раскадровки ко всем своим шедеврам, определяя правильность постановки кадра.
По словам жены гения, ей удалось создать теплую, семейную обстановку в доме. Именно благодаря женской мудрости и терпению брак сохранился, так как злопыхателей и завистников у талантливого режиссера и актера было великое множество. Не раз она проливала слезы в подушку, расстроенная очередной сплетней о романе супруга на стороне. Чуть позже Ирина приняла мудрое решение отличать фальшивое и наносное от настоящего.
В семье всегда царил культ Сергея Федоровича – его таланту служили все – и красавица-жена, и хлопотливая теща, и подросшие дети.
А ведь была еще и работа – профессию актрисы Скобцева выбрала самостоятельно, во взрослом возрасте, поэтому отказываться от своего появления на голубых экранах женщина не собиралась. После триумфального выхода «Отелло» актрисе пришлось вдвойне тяжело – многие режиссеры видели в женщине только внешние данные, нивелируя драматические способности Скобцевой, и это ее очень расстраивало. Только спустя долгое время Ирине удалось показать свои профессиональные качества, сыграв несколько разноплановых ролей.
Постепенно жизнь наладилась, дети выросли, муж стал преподавателем во ВГИКе. Педагогическая деятельность увлекла и супругу – она стала учить студентов актерскому мастерству на одной кафедре с супругом, продолжая его поддерживать во всем и заботиться о здоровье своей половинки. К этому времени у Бондарчука диагностировали проблемы с желудком и авторитетная супруга, как простая смертная носилась по институту с судочками и баночками с диетическим питанием.
РАЗЛУЧНИЦА?
Сергей Бондарчук был женат на Инне Макаровой Первым мужем Ирины Константиновны стал журналист Алексей Аджубей, но этот по сути «студенческий» брак продлился недолго. Для миллионов поклонников артистка навсегда осталась супругой Сергея Бондарчука. Многие считали, что Скобцева и Бондарчук познакомились на съемках картины «Отелло», но встреча актеров состоялась гораздо раньше.
«Мы познакомились за полтора года до «Отелло» на троллейбусной остановке. А потом всю дорогу ехали в транспорте. Тогда у нас мозги и поехали. Мы в тот год виделись раза три. А уже потом вместе играли», — поясняла Ирина Скобцева.
Чувства артистов крепли с каждой новой сыгранной сценой, однако события развивались слишком быстро. Для съемок требовались планы венчания, и Бондарчука со Скобцевой отправили в Ригу. То ли представителя собора не предупредили, что это делается для фильма, то ли все подстроили коллеги, но церемония прошла по-настоящему.
«Ксендза начал нас венчать и обвенчал по всем правилам. И когда мы выскочили оттуда, Бондарчук мне сказал: «Ну, Скобцева, теперь ты от меня не отвертишься!» — делилась Ирина Константиновна.
При поддержке Ирины Скобцевой Бондарчук снял «Судьбу человека» Романтика зашкаливала: после венчания Сергей Бондарчук шутливо пригласил всю труппу отпраздновать событие. Но Ирине Константиновне было не до смеха — избранник, женатый на Инне Макаровой, не спешил уходить из семьи. Скобцевой и Бондарчуку пришлось четыре года скрывать чувства, прежде чем он развелся. Ирину Скобцеву тут же окрестили разлучницей, что сильно усложнило ее жизнь: партийное руководство осуждало актера за расставание с супругой, а с новой избранницей запрещало выезжать за границу.
не пропуститеИнна Макарова: «Бондарчук рыдал, когда я предложила расстаться»
В 1959-м Сергей Федорович наконец женился на Ирине Константиновне. Через три года у пары родилась дочь Елена, которую также звали Аленой, а еще через пять лет — сын Федор. В семье шутили, что они «дети войны и мира»: девочка появилась на свет в момент утверждения актеров на роли в киноэпопее, а мальчик — когда выходила на экраны последняя часть мини-сериала. Супруги много работали, поэтому воспитание наследников доверили бабушке.
Сергей Бондарчук и Ирина Скобцева с учениками
Именно благодаря поддержке жены Бондарчук решил попробовать себя в амплуа режиссера: Ирина Скобцева верила, что он сможет экранизировать «Судьбу человека» Михаила Шолохова. В итоге за картину Сергей Федорович удостоился Ленинской премии. Его следующим триумфом стала «Война и мир», номинированная на «Оскар».
«Эта картина ему дорого обошлась. Он… умирал на ней. Внезапно остановили съемки и велели срочно готовить первую серию для фестиваля. Нужно было все срочно перезаписывать, озвучивать, писать музыку. У него даже остановилось сердце на несколько минут. Это была клиническая смерть», — вспоминала Скобцева.
Впечатленные киноэпопеей итальянские продюсеры пригласили талантливого постановщика снять ленту «Ватерлоо». Бондарчук был постоянно занят на съемках, но при этом в 70-х супруги нашли время на преподавание во ВГИКе. Сергей Федорович имел огромное влияние в мире кинематографа, но всему когда-то приходит конец.
Дети
Воспитанием детей гениального актера и кинорежиссера Ирине Скобцевой пришлось заниматься самой, что естественно отразилось на творческой биографии и личной жизни актрисы. Фото, сохранившиеся с того времени, особой информации об отношении Сергея Бондарчука к своему многочисленному семейству не показывают, эмоции великий актер выражал только перед камерой.
Огромную благодарность за помощь в этом нелегком деле Ирина Константиновна высказывает в своих интервью родителям – и мама, и папа актрисы всегда были рядом, всегда поддерживали молодую женщину без единого слова упрека или укора.
Поэтому она вправе гордится своей второй работой – ей удалось воспитать талантливых и достойных наследников творческого гения супруга:
- Алена Сергеевна Бондарчук. Талантливая дочь своего отца унаследовала аристократическую красоту мамы. Преимущество отдавала театральной работе, хотя съемки в кино сделали ее чрезвычайно популярной. Долгое время жила в Швейцарии, однако любовь к Родине вернула женщину обратно. К сожалению, ушла из жизни очень рано, в 47 лет. Причиной смерти стала онкология, эта трагедия сыграла важную роль в творческой биографии и личной жизни Ирины Скобцевой. Женщина, пытаясь справится с болью от потери любимой дочери, с головой ушла в работу, возобновив регулярные съемки. Так появились роли в многочисленных сериалах, к которым до этой поры у звезды советского кинематографа было предвзятое отношение.
- Федор Сергеевич Бондарчук. В школьные годы принес немало волнений в размеренную жизнь известных мэтров российского кинематографа. Был хулиганом, каких свет не видывал – родителей часто вызывали в школу из-за курения и плохого поведения отпрыска известной фамилии. Ирина Скобцева мечтала о профессии дипломата для единственного сына, однако экзамены в МГИМО он успешно провалил и отправился вслед за отцом во ВГИК. Старания доказать всему миру свою значимость не пропали даром – на данный момент времени сын легендарного режиссера и гениального актера прошлого столетия состоялся как актер, режиссер и продюсер. К тому же в характере Федора проявилась достаточно сильная коммерческая составляющая – Бондарчук-младший является соучредителем Главкино и имеет собственную компанию, снимающую клипы для звезд шоу-бизнеса.
На всех фото из личного архива и биографических книг, рассказывающих о жизни Ирины Скобцевой и ее многочисленном семействе дети актрисы удивительно схожи по внешним данным на своих знаменитых родителей. Именно она придает всей честной компании чувство клановости, единения и общих интересов. Благодаря мудрости этой гениальной женщины семья остается единым целым и спустя много лет после смерти мужа.
LiveInternetLiveInternet
Ирина Скобцева | Сергей Бондарчук |
Это была почти мистическая история. Летом студентка Школы-студии МХАТ Ирина Скобцева отдыхала в Доме творчества художников. Живописец Василий Ефанов, вдохновлённый красотой девушки, написал её портрет. Вскоре у Ефанова состоялась выставка в Академии художеств, и среди прочих своих картин он выставил портрет Ирины Скобцевой. Она вошла в зал и увидела, что перед её портретом стоит Сергей Фёдорович Бондарчук, народный артист СССР.
Сергей Бондарчук и Ирина Скобцева
Он начинал играть в Ейском драмтеатре. Тогда же в первый раз женился, у него родился сын. В сорок первом Бондарчук ушёл добровольцем на фронт. После Победы окончил актёрский факультет ВГИКа в мастерской Герасимова.
Первая же работа Бондарчука в кино — роль Валько в фильме «Молодая гвардия» — принесла ему всесоюзную известность. В этой картине снялась Инна Макарова, ставшая его второй женой. В 1950 году на свет появилась дочь, будущая актриса и режиссёр Наталья Бондарчук.
В 1955 году режиссёр Сергей Юткевич без кинопроб решил поручить Бондарчуку роль венецианского мавра в новой экранизации трагедии Шекспира «Отелло». На роль Дездемоны была утверждена Ирина Скобцева. После встречи в картинной галерее они виделись мельком на киностудии имени Горького.
На «Отелло» актёры впервые работали вместе. «И вот в кадре он взял меня за руку, и так — рука об руку — мы прожили вместе сорок лет, до последнего его земного вздоха», — вспоминала Скобцева. А Сергей Фёдорович шутил: «Сперва задушил, а потом женился».
Сергей Бондарчук и Ирина Скобцева
Они быстро поняли, что не могут существовать друг без друга. Но прежде чем объединились в семью, им пришлось пройти через многочисленные преграды и внушения аж на правительственном уровне. Бондарчука и Скобцеву вызывали в ЦК КПСС, не выпускали вдвоём на зарубежные премьеры. А успех у «Отелло» был огромный, актёров приглашали с картиной по всему миру.
К новой жене он уходил тяжело: переживал, метался. В прежней семье была маленькая дочь Наташа. Окончательно всё решила Инна Макарова: уходишь — уходи!
«Однажды, это был 1958 год, мы должны были улетать в Англию, а накануне вечером мне сообщили, что я не еду, — рассказывает Скобцева. — И Сергей Фёдорович прямо с аэродрома приехал ко мне, заявил, что больше никуда без меня не поедет. Но, перед тем как мы расписались, он поставил мне два незыблемых условия: никогда не расставаться и время от времени давать ему возможность помолчать, хотя бы три дня…»
Бондарчук переселился в двухкомнатную квартиру жены, где были бабушка, мама и папа. Приняли его очень радушно. Глава семьи был научным работником Главного управления метеослужбы, а Юлия Николаевна, мама Ирины, всю жизнь работала в архивах. Молодожёнам отдали одну комнату.
Сергей Бондарчук и Ирина Скобцева
После встречи с Бондарчуком вся жизнь Ирины Скобцевой была подчинена семье и совместной работе, других интересов у неё не было. Она от многого отказывалась, в том числе от карьеры актрисы. Начало ведь у неё действительно было блестящим — заметные роли в фильмах «Отелло», «Неповторимая весна», «Поединок», «Обыкновенный человек»… Но по-другому поступить не могла, да и не хотела.
Они ждали, когда им построят кооперативную квартиру, но так получилось, что им дали квартиру на Тверской. Свой кооперативный взнос Бондарчук отдал детскому садику. Двухкомнатную квартиру сдали государству и все вместе переехали жить в новую квартиру.
Счастье прирастало детьми. Обстоятельства складывались так, что дети рождались без отца. Когда родилась Алёнка,Сергей Фёдорович был на молодёжном фестивале в Хельсинки, где режиссёр был почётным гостем. Телеграмму с сообщением о рождении дочери ему принесла девочка. Он спросил: «Как тебя звать?» — «Алёнушка». — «Вот и у меня будет Алёнушка».
Сергей Бондарчук и Ирина Скобцева
Федя тоже родился в тот момент, когда Бондарчук был вдали от дома. Сначала его называли Тарасик, затем князь Андрей: няньки, когда его приносили, говорили: «Вот князь Андрей». Но буквально через три месяца после его рождения умер отец Бондарчука, Фёдор Петрович, и сына назвали в честь деда. Перед съёмками «Войны и мира» Сергей Фёдорович сказал жене: «Я буду снимать картину, а всё остальное — твоя забота…»
Работа над грандиозной эпопеей заняла десять лет. Ирина Скобцева сыграла Элен, хотя ей очень не хотелось играть эту роль: «Во-первых, она мне была неприятна, а во-вторых, знаете, как всегда потом начинают говорить: „Конечно, он её снимает. Она ведь жена режиссёра“. Но Сергей Фёдорович меня уговорил: „Ну пожалуйста, сыграй. Ты мне очень нужна в этом фильме“».
Дом Бондарчуков превратился в филиал съёмочной площадки. Может быть, в личном плане они многое тогда упустили: никаких «светских» вечеров, четыре года съёмок, постоянные экспедиции, а там — неустроенность, иногда и есть-то приходилось на подножке грузовика, но они были счастливы. Кстати, с Ириной Константиновной Бондарчук строже всех делал пробы. Она же никогда не позволяла себе вести как жена режиссёра, была всегда тактичная и организованная.
Сергей Бондарчук и Ирина Скобцева
Сергей Фёдорович был по натуре очень страстным человеком. Скажем, увлёкся работой над фильмом и ни о чём вообще больше не думал. Он мог забыть про день рождения жены, она же никогда не обижалась, понимая, что у Сергея Фёдоровича голова постоянно занята другим… Однажды Бондарчук привёз ей огромный флакон духов на пол-литра. Эти духи потом у Ирины Константиновны держались десять — пятнадцать лет.
Всё, что связано было с творчеством, с фантазией, — на это Сергей Фёдорович был мастер… Когда не было подарка — он за пару дней из куска берёзы вырезал бюст Толстого. У Бондарчука на даче был сарай, в котором он мастерил всякие интересные вещи из дерева. Из зарубежных поездок режиссёр привозил столярные инструменты.
Как депутат Верховного Совета СССР, Сергей Фёдорович получал огромное количество писем и считал своим долгом ответить на каждое. Ходоки ехали к нему со всего Союза — в основном на студию. Домой их старались не пускать — на страже стояли Ирина Константиновна и её мама. Однако просители всё равно проникали. Их всех приходилось кормить, поить. Скобцева однажды бросила в сердцах, что Ленинская премия за «Судьбу человека» целиком ушла на то, чтобы отметить её получение.
Сергей Бондарчук и Ирина Скобцева
Да, у Бондарчуков всегда был хлебосольный дом. У них дневали и ночевали друзья, коллеги, просто знакомые, которые хотели сделать карьеру с помощью Сергея Фёдоровича, и множество странных личностей — изобретателей, врачевателей. Кроме того, за Бондарчуком всё время ходили какие-то люди с блокнотами и записывали каждое его слово. Дети между собой называли их «бытописателями».
К своим детям Сергей Фёдорович всегда относился как ко взрослым. И если читал им стихи, то даже для малышей делал это будто со сцены… Алёнке было года три, она знала уже очень много стихов наизусть и даже рассказывала сказки, в точности по интонации и манерам повторяя отца. Однажды Бондарчук прочёл ей пушкинского «Пророка». Она развела ручонки в стороны: «Ну, папа, это уж не для детей!»
Алёна окончила школу-студию МХАТа. Играла в Пушкинском театре, в «Моссовете». Со спектаклем «Дорогая Елена Сергеевна» ездила на гастроли в Америку. Потом она стала одной из ведущих актрис МХАТа имени Горького. Федя окончил режиссёрский факультет ВГИКа, снимает клипы. Их жизненный выбор нетрудно объяснить. Они ведь постоянно были рядом и варились в том же кинематографическом котле, что и родители.
Сергей Бондарчук и Ирина Скобцева с детьми, Алёной и Фёдором
Жизнь не раз и не два испытывала их брак на прочность. После пятого съезда Союза кинематографистов, на котором Бондарчука не просто вывели из секретариата правления, но и постарались максимально, насколько способны завистники и недоброжелатели, облить грязью, он долгое время оставался не у дел. В это трудное время его поддержала семья.
«Бывали у нас отливы, бывали приливы, был и девятый вал — это и есть жизнь, — говорил Бондарчук в 1992 году, давая интервью газете „Семья“. — А жить как в раю и слушать пение ангелов — это скучно и даже тоскливо.
Жизнь, она в тревогах и в заботах, на взлётах и падениях. Жена для меня друг, ближайший помощник, человек, который разделяет все мои горести, неудачи, успехи, поражения, победы… Мы уже 18 лет вместе преподаём во ВГИКе, она доцент, я профессор. И я надеюсь, что мы будем всегда помогать друг другу и в творчестве, и в жизни».
Сергей Бондарчук и Ирина Скобцева с детьми, Алёной и Фёдором
Сергей Фёдорович давно вынашивал планы новой постановки «Тихого Дона». Но поддержки и средств на этот проект в России он не нашёл. Зато свои услуги предложили итальянцы.
В январе 1990 года в Риме он подписал с продюсером соглашение о производстве десятисерийной теле- и пятичасовой киноверсии романа Михаила Шолохова «Тихий Дон». Съёмки прошли на удивление быстро, всего за одиннадцать месяцев. В картине снималось более 1000 актёров. Ирина Скобцева сыграла Ильиничну, Алёна Бондарчук — Наталью.
Итальянский продюсер обанкротился и исчез вместе с фильмом. Бондарчук так и не увидел конечного результата. Последние месяцы его жизни были замешены на крови (открылись три кровоточащие язвы), кофе и сигаретах.
Сергей Бондарчук и Ирина Скобцева
Работа, которая была для него единственным стимулом и смыслом жизни, не двигалась с мёртвой точки. Только в живописи он находил для себя маленькую отдушину. Рисовал всё, что попадалось на глаза: свои призы, курительные трубки, книжки, цветы… Врачи не сразу поставили ему диагноз. Оказалось, поражено лёгкое и уже ничего нельзя поделать.
Уходил он тихо. Перед смертью за два часа причастился и исповедовался. Сергей Фёдорович Бондарчук умер 20 октября 1994 года в Москве.
«Долгое время после смерти отца мама не могла прийти в себя, — рассказывает Фёдор Бондарчук. — Добивалась установки мемориальной доски на доме, разбиралась с архивом, оставшимся после папы…
Ирина Скобцева с дочерью Алёной и внуком Константином
Однажды я ей посоветовал: „Слушай, мам, записывай всё, что только вспомнишь… Не делай из воспоминаний философский труд или учебник по режиссуре. Вспомни, что было у вас интересного, и запиши“».
Алёна буквально вытащила мать к жизни. Помогла отремонтировать дачу. Ирина Константиновна начала сниматься в кино. «У меня было всё: счастье, любовь, семья… — говорит она. — А теперь темнота. Мне часто говорит моя дочь Алёна: „Мама, у тебя нет друзей“. А моя жизнь тогда и теперь принадлежит Бондарчуку, служению ему».
Последние годы Алена Бондарчук много снималась, словно пытаясь наверстать упущенное. Последние месяцы своей жизни актриса тяжело болела. Пытаясь излечиться от рака, она проходила лечение в одной из израильских клиник. Осенью 2009 года Алена Сергеевна вернулась в Москву.
Надежды на выздоровление уже фактически не оставалось, но актриса относилась к этому с абсолютным мужеством, пытаясь поддерживать близких: мать — Ирину Скобцеву, младшего брата — Федора Бондарчука, сына — Константина Крюкова. 7 ноября 2009 года Алена Бондарчук скончалась. Ее похоронили 10 ноября на Новодевичьем кладбище рядом с могилой отца.
Как Ирина Константиновна перенесла смерть двух близких людей — мужа и дочери Алены — одному Богу известно. Но она и сегодня идет по жизни с прямой спиной, гордо подняв голову, — так, чтобы никто и не смел жалеть! Ее сегодняшняя отрада — сын Федор.
А еще она души не чает во внуках и правнучке Юленьке. С внуком Константином Крюковым у нее особенная дружба. Он часто заскакивает на Тверскую проведать ее, приносит книжные новинки, чтобы она была в мейнстриме, они, как друзья, болтают обо всем на свете.
Преемственность поколений
Обожает вдовствующая королева, как за глаза называют актрису ученики, коллеги и многочисленные поклонники ее таланта, своих детей и внуков. При этом именно внуки занимают важнейшее место в личной жизни Ирины Скобцевой, чья биография оказалась на удивление насыщенной и разнообразной, хоть и была посвящена единственному человеку – Сергею Федоровичу Бондарчуку:
- Константин Витальевич Бондарчук. Харизматичный, обходительный ловелас с многочисленными творческими талантами – в Канаде считается очень популярным художником. Имеет многочисленные премии и награды за свои работы, хотя сам себя большим художником не считает, предпочитая оставаться звездой кинематографа, как и прочие мужчины в клане Бондарчуков. Бабушкина опора и баловень судьбы.
- Сергей Федорович Бондарчук-младший. Продолжил кинематографическую династию прадедушки, после долгих мытарств снявшись в нескольких нашумевших своего отца, Федора Бондарчука. Занимается боксом и борьбой, успешно дебютировал в качестве режиссера. Обожает королеву-бабушку – их нежные объятия можно увидеть в семейном архиве Ирины Скобцевой, которая всю свою жизнь и биографию старалась сохранить на снимках детей и внуков.
- Варвара Сергеевна Бондарчук. Родилась со слабым здоровьем, поэтому в основном проводит время за границей. Тем не менее, Ирина Скобцева обожает младшую внучку и говорит, что в ее глазах отражается весь мир, настолько они умные и все понимающие.
Из-за чего не стало Ирины Скобцевой
Ирина Константиновна умерла 20 октября в возрасте 93 лет. Интересно, что в этот же день, только много лет назад, умер и ее покойный муж.
Об уходе из жизни матери режиссера Федора Бондарчука рассказали сотрудники из его компании. Сам же мужчина никак не комментирует это печальное событие, как и внуки умершей. Больше никто о смерти женщины не сообщал.
Причины ее ухода из жизни нигде не озвучивали и есть ощущение, что их скрывают. Особых проблем со здоровьем у артистки не было, она только недавно перестала играть в театре, но была еще довольно активной. Вряд ли причиной стал «ковид», скорее, это был инсульт или инфаркт.
Возможно, ее сильно подкосили переживания из-за кражи драгоценностей из ее дома. Среди них было много памятных для актрисы вещей.
Почтили ее память знакомые и близкие покойной. Многие вспоминали, что Ирина Скобцева любила, чтобы близкие называли ее «Иришей»
Ирина Скобцева сейчас
В 2021 году актриса получила травму руки и бедра. Ирина Скобцева упала в темноте в собственном доме. Врачи провели две операции, чтобы помочь актрисе.
В январе 2021 года актриса провела именной творческий вечер в МХТ имени Чехова. Вечер посетил и сын Скобцевой Федор Бондарчук, который пришел на мероприятие в сопровождении актрисы Паулины Андреевой. Кроме сына актрисы гостями вечера стали внук Ирины Скобцевой Константин Крюков, а также Олег Табаков, Игорь Верник, Игорь Золотовицкий и другие. Актеры выходили на сцену и делились воспоминаниями о героине вечера.
В марте 2021 года Ирина Скобцева и Федор Бондарчук открыли мемориальный кабинет Сергея Бондарчука в кинотелевизионном комплексе «Главкино». Главной темой памятной экспозиции стала знаменитая картина Сергея Бондарчука «Война и мир». В мемориальном кабинете установлены настоящие стол и кресло режиссера, лежат камеры, использовавшиеся для съемок «Войны и мира», кроме того, партнеры проекта предоставили фото- и видеохронику, посвященные работе и биографии режиссера.
Избранная фильмография
- 1955 – Отелло
- 1955 – Иван Франко
- 1957 – Обыкновенный человек
- 1968 – Война и мир
- 1968 – Зигзаг удачи
- 1975 – Они сражались за Родину
- 1983 – Мэри Поппинс, до свидания!
- 1992 – Тихий Дон
- 2005 – Черный принц
- 2006 – Семейный ужин
- 2009 – Обитаемый остров
- 2012 – Белая гвардия
- 2012 – Золото
- 2012 – Синдром дракона
- 2014 – Тайна темной комнаты